Урок №6. Внимание, гололед!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

В нашей школе состоялся короткий перерыв – переобували автомобиль в зимнюю обувь. Ведь на дворе зима, первый гололед…

Стресс преодолели, готовимся к движению в ближайшие несколько месяцев по заснеженным и обледенелым дорогам!

Пристегиваемся и выезжаем на зимнюю дорогу. Трогаться на скользкой поверхности можно по-разному. Вот несколько приемов.

На автомобиле с ручной КПП трогаемся с многократным плавным включением сцепления при постоянных низких оборотах. При управлении машиной классической компоновки (задний привод) невредно воспользоваться ручным тормозом, создавая легкий «натяг», чтобы уменьшить вращательный импульс. На льду трогаемся со ступенчатым нажатием на «газ». В случае пробуксовки колес в момент трогания нужно включить повышенную передачу.

А вот на снегу при трогании, наоборот, выгодна легкая пробуксовка, затем разгон. Неполный сброс «газа», опять разгон… То есть переменная работа педалью «газа» для лучшего зацепления колес.

Тронулись! Едем по скользкой дороге. Хочу напомнить водителям, что на скользкой поверхности любое резкое движение приводит к потере устойчивости автомобиля.

В повороте, на неровностях, при движении под уклон и на спусках возникает опасность критического (или ритмического) заноса, который обычно переходит в неуправляемое вращение. Первая ошибка неопытного водителя при заносе – торможение. Тормозить нельзя! Торможение в ответ на занос приводит к неуправляемому боковому или осевому скольжению, а затем к критическому заносу и развороту автомобиля.

Чтобы исключить потерю устойчивости, нужно своевременно переходить на пониженные передачи. Тем самым

— улучшается устойчивость автомобиля, так как исключается занос, возможный при торможении;

— исключается блокировка управляемых колес;

— регулируется угол сноса переднеприводного автомобиля и угол заноса заднеприводного за счет увеличения тяги на ведущих колесах;

— создается запас мощности, необходимый для «вытягивания» или «выталкивания» машины из критических ситуаций.

Но в ситуации, когда автомобиль начинает «вилять хвостом» на скользкой дороге и готов выйти из-под контроля, включить пониженную передачу – задача непростая даже для опытного водителя. А у неопытного в голове сумбур: включишь – еще сильнее занесет, не включишь – не справиться с ситуацией!

Вот здесь-то самое время вспомнить о «перегазовке» (которую заставляют делать в автошколе) и о пробуксовке сцепления (в автошколах за нее ругают). При переключении «вниз» важно смягчить момент включения, что достигается за счет пробуксовки сцепления.

В особо сложных ситуациях следует сочетать «перегазовку» и пробуксовку сцепления, благодаря чему сохраняется устойчивость автомобиля. А ногу с педали тормоза в такие моменты лучше вообще снять!

В критических ситуациях недолго перестараться с «перегазовкой», но ошибку так же легко исправить – за счет задержки включения сцепления. В критических ситуациях на все про все отводится меньше 1 сек., а чтобы добиться такой скорости, нужны навыки и тренировка.

Напоминаю, что пристегиваться необходимо как водителю, так и пассажиру. Недавно ко мне обратилась одна солидная организация с просьбой разъяснить поведение водителя в ДТП, которое закончилось самым трагичным образом. В заключении ГИБДД написано: «Не справился с управлением». По словам свидетелей, автомобили избежали лобового столкновения, резко отвернув вправо, а затем они стали неуправляемыми. Почему? На основании фотографий с места происшествия (положение тел в салоне) и рассказа водителя двигавшегося сзади автомобиля сложилось заключение: от резкого маневра вправо непристегнутый пассажир завалился на руки водителя и тем самым лишил его возможности управлять машиной. Делайте выводы!

Итак, занос на льду героическими усилиями преодолен, едем дальше!