экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
На ходу водитель выполняет разнообразные маневры: разгон, замедление, торможение, остановка, паркование, движение задним ходом… и еще с десяток.
Нередко возникает необходимость перестроиться. То есть, изменить место транспортного средства (ТС) в рядах движения.
Перестроение – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Совершается при обгоне, объезде, повороте налево или направо, развороте, а также для остановки или стоянки. Такой маневр «употребляется» очень часто и при свободном движении не вызывает нарушений. Но! На дорогах появилось много горе-водителей, которые не считаются с действиями других участников движения. Перестроение становится опасным и порой приводит к ДТП.
Сам я езжу много и часто наблюдаю критические ситуации на улицах Новосибирска. Ясным летним днем по ул. Ленина (одностороннее движение) в сторону ул. Советской в правом ряду едет грузовик, а в левом ряду сзади – «жигули». Скорость около 50 км/ч. Легковая «хонда» догоняет грузовик и сходу пытается перестроиться в левый ряд, куда и сует свой «нос». Водитель «жигулей» сигналит, отворачивает в сторону и тормозит. Из-за опущенных стекол «хонды» слышно:
– Я же справа от тебя!
Там же 10 минут спустя – подобная ситуация, только слова другие:
– Что, не видишь включенный поворот?
Элементарное незнание ПДД и неуважение к другим участникам движения.
Правила предписывают: подать предупредительный сигнал, при выезде из занимаемого ряда пропустить ТС, движущиеся в попутном направлении, а при взаимном перестроении в соседних рядах – уступить дорогу автомобилю, находящемуся справа (ПДД, п.8.4).
Расположение справа не дает водителю преимущества: ведь взаимного перестроения тут нет.
Подача сигнала поворота также не дает водителю никаких преимуществ и не освобождает его от принятия мер предосторожности (ПДД, п.8.2).
Несколько общих рекомендаций перед перестроением:
– для смены полосы обычно нужно от 0,5 до 6 сек. времени;
– оптимальная дистанция для маневра со сменой полосы, по удобству и уверенности управления составляет 50-60 м, а при скорости 100 км/ч – уже 100 м;
– перестроение следует завершить за 20 м до перекрестка, до места поворота или разворота, а также на перегоне;
– в плотном транспортном потоке, когда все полосы заняты, перестраиваться надо постепенно;
– при перестроении легкового автомобиля при скорости 60 км/ч следует выдерживать дистанцию от движущегося сзади ТС не менее 10-12 м;
– при перестроении плавно выравнивайте скорость движения автомобиля со скоростью движения других ТС на вашей полосе;
– при интенсивном и уплотненном движении, когда заняты все ряды, перестраивайтесь постепенно, переходя из ряда в ряд.
Удачных перестроений!
Кстати, траектория перестроения правилами не регламентируется.