Урок №3. Сиди правильно!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Поговорим о безопасной посадке. Правильная посадка – не прием управления автомобилем, а то условие, без которого невозможна оперативная реакция водителя на опасность.

Одни считают посадку позой «удобного сидения», другие – способом (и средством) отдыха на ходу. Многие страдают в автоавариях только потому, что не уделяют посадке должного внимания, хотя «после драки» находят объяснение случившемуся в чем-то другом. Но порой именно «беспечная» посадка отнимает доли секунды, необходимые для экстренного выхода из аварийной ситуации. Без правильной посадки невозможна мгновенная реакция водителя на опасность, возникшую на дороге. Выбирайте: комфорт или безопасность!

Правильная посадка и пристегнутый пояс безопасности – заповедь грамотного водителя, признаки его готовности к критическим ситуациям.

Особенно важно пристегиваться в автомобилях, оборудованных «подушками» безопасности. Сработавшее при лобовом столкновении устройство травмирует лица непристегнутым водителю и пассажиру. Сев за руль, исключите позы, создающие мнимый комфорт и ложную «крутость»: вальяжность, локоть в окно, руки в нижнем секторе «баранки» и т.п.

Руль – не опора, на ободе – только вес рук!

Правильная посадка выбирается индивидуально. Усевшись на место водителя, нужно прижаться к спинке сиденья и положить вытянутые руки подушечками (ребро ладони) на верхнюю точку обода «баранки». Почувствуйте: удобно ли вы сидите, хорош ли обзор вперед-вбок. Затем руки, слегка согнутые в локтях, располагаются в рабочей позиции (10-2 по часам).

На автомобилях с задним приводом посадка слегка отдалена от руля. А на передне- и полноприводных чуть выдвинута вперед. Причем кисти рук располагаются симметрично под углом 120( в верхнем секторе руля.

Руль следует держать «закрытым» хватом: большие пальцы заходят внутрь обода, а основную нагрузку принимают мизинец и безымянный пальцы.

Если рулевая колонка регулируется, то поставьте «баранку» ближе к вертикали, причем не перекрывайте спидометр и тахометр, а также не касайтесь обода животом и бедрами.

Выбирая правильную посадку, убедитесь, что при включении дальней от себя передачи корпус не теряет контакта со спинкой сиденья. Помните, что плотный контакт корпуса и спинки повышает «чувство автомобиля». Контакт улучшается, если упереть левую ногу в подпедальный полик.

Контакт особенно значим в критических ситуациях при потере устойчивости и управляемости машины. И поверьте водителю, проехавшему много тысяч километров в раллийных гонках: информация от автомобиля передается не только через панель приборов, но и через лопатки водителя. «Лопаточная» информация бесценна для своевременных экстренных решений и действий!

При правильной посадке пятку левой ноги лучше располагать под педалью сцепления, а правой – под педалью тормоза. На автомобилях с АКПП левая нога – упорная.

Сидите прямо, голову держите вертикально. Наклоны головы вперед/назад отрицательно сказываются на безопасности (приходится тянуть руль на себя или опираться на него). Вертикальная постановка головы, взгляд по горизонту – лучшие условия для работы вестибулярного аппарата (как и у летчиков).

Основные зеркала заднего вида должны соответствовать заводской конструкции, дополнительные – сферические.

Итак, выбрали посадку, пристегнулись – и вперед по заданной траектории.