Урок №27. Снегопады и безопасность

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Дождались наконец-то зиму, «переобулись», а льда на дорогах нет. Вот и катаетесь на шипованных шинах по асфальту как на коньках, и я вместе с вами! А вот снегопады никто не отменял, о них и поговорим. Вернее о том, как они влияют на безопасность дорожного движения.

Рассекая на личном ТС по дорогам Сибири, необходимо учитывать общую продолжительность действия на дорожно-транспортную ситуацию неблагоприятных метеорологических явлений. А конкретно – такого «явления» как зима. В течение года количество ДТП за зимний сезон на 25% больше, чем за такой же период времени при ясной погоде.

Усложнение условий движения при воздействии неблагоприятных метеорологических явлений (всю зиму) обусловлено рядом факторов:

  • уменьшение коэффициента сцепления шин с дорогой из-за изменения дорожного покрытия под воздействием осадков (в виде снега), гололеда, повышенной влажности воздуха;
  • изменение внешнего вида проезжей части дороги и обочин из-за образования снежных заносов (т.е. сугробов), которые искажают восприятие дороги водителями;
  • увеличение сопротивления движению в результате появления на дорожном покрытии слоя снега, грязи и т. п.;
  • снижение эксплуатационно-технических характеристик автомобилей и, в первую очередь, систем обеспечения безопасности движения (тормозная система, обеспечение видимости и обзорности).
  • Воздействие этих факторов вызывает типичные ошибки, приводящие к ДТП. Перечислим основные ошибки:
  • выбор высокой скорости движения, не соответствующей дорожным условиям и условиям видимости;
  • резкое изменение скорости и траектории движения в условиях ограниченной информации о ДТС;
  • движение на малой дистанции;
  • не использование стеклоочистителей, неправильное использование (или не использование вовсе) других приборов;
  • движение в условиях ограниченной видимости посередине дороге (а тем более с выездом на полосу встречного движения!);
  • плохая очистка ветрового стекла от намерзшего слоя льда (кстати, на стеклоочистителях он тоже намерзает).

Наибольшую опасность для водителей представляет сильный снегопад с мокрым снегом. Облепленные им стекла автомобиля резко «теряют» видимость, а сцепление шин с дорогой снижается в разы.

Еще большую опасность представляет метель.

Главный вопрос в такой «снегопадной» ДТС: что делать?

Первым делом включите ближний свет фар, габаритные огни и освещение номерного знака.Не забудьте также включить стеклоочистители. Если на щетках намерз лед и снег – остановитесь и очистите их.

Кроме того, периодически:

  • проверяйте тормоза, чтобы узнать: не пострадали ли они от влаги?;
  • опускайте боковые стекла для удаления с них снега;
  • очищайте фары и остальные светосигнальные приборы.

Интервал/дистанцию выбирайте как при движении в гололед, соблюдая все меры предосторожности.

Скорость движения выбирайте в зависимости от дорожных условий, интенсивности движения и условий видимости.

Увидев пешехода в капюшоне, немедленно снижайте скорость: возможно, этот «рассеянный с улицы Бассейной» начнет переходить дорогу, не глядя по сторонам.

При остановке автомобиля оставляйте его (автомобиль) с включенными фарами.

И последнее: при движении в снегопад будьте предельно внимательны!

В следующий раз поговорим о движении при гололеде.

Счастливого пути!