Урок №24. Держим дистанцию!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

В прошлый раз начался разговор о движении в городских условиях. Тема оказалась настолько интересной, что после публикации в Центр высшего водительского мастерства звонили десятки читателей «Турбо». Они задавали различные вопросы и просили продолжить эту тему.

Для тех, кто стремится к самосовершенствованию, тема «городского» движения остается актуальной всегда. Ведь основное время за рулем мы проводим в городе, а он диктует специфические навыки вождения и обостренное внимание: ведь тут и общественный транспорт, и лавирующий среди ям и выбоин поток автомобилей, и ремонтники дорог… А также, конечно, вездесущие пешеходы, среди которых особой заботы требуют дети. Водителю надо оставаться предельно внимательным, одновременно использовать как минимум 5 «видов зрения». То есть успевать следить в лобовик за дорогой, кидать взгляды на панель и посматривать в зеркала (правое и левое, а также зеркало заднего обзора). Но постоянно держать высокую концентрацию внимания очень тяжело. Поэтому чтобы избежать перенапряжения, держитесь подальше от скопления машин.

Итак, поехали!

На многополосной проезжей части поток транспорта обычно распределен неравномерно: скажем, здесь движение справа почти застопорилось (из-за остановок общественного транспорта), а в левых рядах «летают». А там наоборот: в левых рядах «затыки», тогда как правый – свободен…

Не забывайте о дистанции! С повышением скорости дистанцию необходимо увеличивать: в городе при скорости 60 км/ч нужен интервал не меньше 15 м. Держите безопасное расстояние не только при равномерном движении, но и при разгоне, а самое главное – при торможении. Опытные водители на светофор наезжают так: гасят скорость за 20-30 м до остановившегося впереди автомобиля и медленно к нему подкатывают. Техничный прием уменьшает опасность наезда автомобиля, идущего сзади, поскольку у его водителя есть время заранее отреагировать на ваше торможение. Кроме того, и у вас достаточно места и времени, чтобы уклониться от возможной критической ситуации. Останавливайтесь на таком расстоянии от впередистоящей машины, чтобы видеть пятно контакта задних колес с дорогой. Тогда в случае необходимости вы легко объедете автомобиль. Привычка не утыкаться вплотную дает вам независимость от действий других участников движения. Независимость от внешних обстоятельств на улицах города и есть заметная составляющая искусства вождения.

– О какой независимости речь, когда трогаешься со светофора? – спросит читатель. – Один мечтает, другой разглядывает соседние машины, третий ждет, пока «соседи» отъедут подальше…

В европейских странах поток автомобилей трогается на «зеленый» практически синхронно. Возможно, когда-нибудь и у нас водители научатся так уходить со светофора, а пока поток рваный. И не спешите в подобной ситуации сигналить замешкавшемуся водителю! Возможно, его сдерживает препятствие, которое вам не видно. Чем больше на наших улицах станет водителей, демонстрирующих корректное поведение, тем безопасней для всех.

Не пытайтесь кого-то поучать – и во всяком случае обучать ПДД «на ходу». Говорю ответственно: сделать их (лихачей) порядочными водителями за пару минут вряд ли удастся; а вот подать достойный пример вам под силу. В Москве и Санкт-Петербурге уже складываются добрые традиции. В столицах менталитет у большинства местных водителей таков: на дорогах все равны, будь ты владельцем «мерса» или сидишь за рулем «москвича». Тут и культура поведения, и техника безопасности, – особенно когда скорость приличная.

А что касается нарушений скоростного режима, то тут уже новая тема, о которой разговор пойдет в следующем номере «Турбо». Пусть в пути вам чаще встречаются культурные водители! И сами, пожалуйста, ведите себя корректней. Удачи!•