Урок №22. Педаль тормоза отпущена

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Летняя резина, путешествия и, конечно, скорость! Многие водители, вырвавшись из шумного и пыльного города с его пробками и светофорами, почувствовав свободу передвижения, надавили педаль акселератора и помчались, «ветер нагоняя». Кто-то по неопытности решил, что трасса – это не город, думать не надо. А кое-кто, устав от городской суеты, забыл, что любая трасса изобилует поворотами и от грамотного их прохождения зависит дальнейшее движение. О прохождении поворотов написано очень много книг, а мы рассмотрим ошибки при выполнении поворотов. Итак…

Если вы двигались по трассе с высокой скоростью, то после ее снижения на 20 – 60 км может показаться, что вы ползете чуть быстрее черепахи. В таких случаях, перефразируя известную поговорку, когда кажется – надо… посмотреть на спидометр. Чтобы отличить реальную скорость от мнимой и решить, можете ли вы на такой скорости пройти поворот.

Одной из основных ошибок является неправильная работа рулевым колесом (РК).

В каком месте, как, с какой скоростью, на какой угол повернуть РК – вот основные составляющие безопасного прохождения поворотов.

Неправильный вход в поворот – причина роковой ошибки. Незнание правильного приема и страх заставляют водителя «резать», то есть раньше входить в поворот. Это нормальный рефлекс на опасность, но при управлении автомобилем от него надо отказаться раз и навсегда.

Некоторые водители (не владеющие приемами руления и техникой прохождения поворотов) невольно вступают в борьбу с автомобилем; грубейшая ошибка! Ведь такие водители вынуждены выполнять так называемый доворот на выходе из поворота, что приводит к потере устойчивости и управляемости автомобиля. Пытаясь удержать автомобиль, водители доворачивают РК и этим самым усугубляют ситуацию. Страх заставляет их давить на педаль тормоза, а этого делать как раз нельзя. Часто эта «борьба» заканчивается в кювете.

Напомню, автомобиль движется по взгляду. Водитель взглядом выбирает точку в конце поворота, а руки сами направляют туда автомобиль. Водитель, который смотрит лишь на дорогу перед капотом, вряд ли станет асом безопасной езды. Неумение вести взгляд далеко впереди автомобиля – ошибка многих водителей, так как препятствие или ситуация появляются перед капотом внезапно, а времени уже нет…

Аварии часто происходят из-за отпущенного РК, чего делать категорически нельзя. При прохождении левых поворотов, когда взгляд водителя направлен на правую обочину дороги, а отпущенное РК позволяет автомобилю самостоятельно выставиться в прямолинейное движение, горе-водитель, заметив отклонение от траектории, резко крутит руль вправо. Следствие – контакт с отбойником или вылет с дороги вправо.

Если поворот не просматривается из-за его крутизны, то двигайтесь по нему с отпущенной педалью газа, предварительно сильно снизив скорость. Если же дорога просматривается далеко вперед, то можно двигаться быстрее.

Теперь я расскажу вам о построении идеальной траектории и прохождении по ней в повороте. Проедьте в поворот подальше, затем притормозите и лишь после этого направьте автомобиль к воображаемой вершине поворота; и уж когда вы на «вершине», начинайте возвращать РК назад, одновременно прибавляя газ.

Самое главное, необходимо научиться один раз повернуть РК на нужный угол в начале поворота, чтобы затем, когда подъедете к «вершине», вам останется только правильно возвращать руль в прямолинейное движение. При таких действиях ваш автомобиль будет послушно ехать по дуге, а рулем вы будете выполнять лишь слегка корректирующие движения, которые не приведут к изменению выбранной траектории.

Научиться этому можно, только постоянно тренируясь.

Этим и другим управляющим приемам можно научиться в Центре высшего водительского мастерства города Новосибирска.

Хочу поздравить новосибирцев с их Днем города, а всем читателям журнала пожелать, чтобы количество выходов из поворотов равнялось количеству входов. Удачи!