Урок №18. Тормозить на льду

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Немного о физиологии. Когда колеса автомобиля после скольжения зацепляются за твердое покрытие, у многих водителей возникает беспокоящее неприятное чувство, а иногда даже головокружение и тошнота. Тут не страх, а одна из особенностей нашего слухового аппарата. Источник неприятных ощущений – специальная жидкость в т.н. слуховой улитке. В момент сцепления колес с сухим покрытием возникают центробежные силы, и «слуховая» жидкость действует на особые нервные окончания. Неприятные ощущения возникают при скольжении боком – и по направлению движения. В таких ситуациях на дороге нередко находится камень преткновения, после контакта с которым двигаться дальше приходится уже в сторону ремонтной мастерской и/или больницы. Чтобы такого не случилось, поговорим о торможении на скользкой поверхности.

Для замедления на скользкой поверхности лучше вообще не пользоваться тормозами и прибегать к ним лишь в последний момент – перед полной остановкой. А для уверенности (в условиях гололеда) двигаться рекомендуется со скоростью не выше 40 км/ч.

Старайтесь выбирать такие скорости и интервалы между автомобилями, чтобы избегать внезапного торможения. Если автомобиль, идущий за вами, не держит необходимую дистанцию, мигните водителю «габаритами» или стоп-сигналом, чтобы он отстал. Так вы застрахуете себя от удара сзади (хотя вы и не отвечаете за последствия).

А как вести себя, когда вы едете на «сотню» по свободной дороге и вдруг видите в нескольких метрах впереди участок, покрытый льдом? Тормозить, объезжать или прибавить скорость? Ни то, ни другое, ни третье! Старайтесь, чтобы автомобиль прошел по обледенелому участку по возможности плавно, без изменений режима движения.

А если все-таки необходимо замедлить движение на скользкой дороге или остановиться? Главное – не тормозите резко, что не только бесполезно, но и опасно.

Хочу напомнить, что работа тормозами характеризует квалификацию водителя. Чем реже и «мягче» вы тормозите, тем лучше умеете выбирать режим движения, тем выше ваша квалификация. Режим выбирается по условиям движения и транспортной ситуации. Здесь многое зависит от правильной оценки таких обстоятельств, как расстояние до дорожного закругления и скорость движения по нему без заноса, поток автомобилей и их скорости, горящий и ожидаемый сигнал светофора и т.п. Избегая излишнего торможения, вы уменьшаете психическое напряжение, от которого во многом зависит безопасность движения.

Первый прием плавного торможения состоит в дросселировании двигателя: прикрыть «газ» – или даже полностью сбросить. Если же нужно замедлиться интенсивней, следует плавно нажимать на педаль тормоза – пружинящими движениями. Такой способ применяется в обычных условиях на ровной дороге при темпе движения до 60 км/ч.

При скорости выше 70 км/ч годится другой способ – посложнее, его применяют опытные водители. Они прерывисто давят на педаль тормоза, с каждым разом увеличивая интенсивность и усилие нажима. Такой метод торможения почти полностью гарантирует от «юза». На педаль необходимо нажать не менее 3-х раз.

Метод прерывистого торможения называется «ступенчатым» и особенно эффективен на дороге с короткими скользкими участками. Если на таких участках тормозить интенсивно, без перерывов и кратковременного растормаживания, то заблокированное колесо (колеса), попав на скользкое пятно, перестает вращаться. Тогда как водитель, не чувствуя проскальзывания, еще сильнее нажимает на педаль. В результате колесо продолжает идти «юзом», даже попадая на сухое и чистое покрытие. При прерывистом торможении у водителя обостряется чувство замедления, так как при каждом нажатии на педаль он ощущает, какое усилие допустимо без опаски.

Теми же способами можно пользоваться и при нормальном состоянии дорожного покрытия. Таким (и многим другим) приемам управления автомобилем вас научат в «Центре высшего водительского мастерства».