Урок №13. Не уверен – не обгоняй!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Уважаемые водители! Вы научились обгонять – замечательно! Но чтобы не попасть в критические ситуации, – примите еще несколько советов водителю обгоняющего автомобиля.

Внимание! Вот чего делать не следует:

  1. Обгонять на нерегулируемых перекрестках и в непосредственной близости от них с выездом на полосу встречного движения, находясь на главной дороге. В такой ситуации возможен левый поворот обгоняемого автомобиля – или внезапное появление пешехода.
  2. Совершать обгон с выездом на полосу встречного движения в местах с видимостью менее 300…400 м в населенных пунктах (и менее 500…700 м вне населенного пункта) – даже там, где правилами обгон не запрещен.
  3. Слишком приближаться к обгоняемому автомобилю, если он крупногабаритный (обгоняющий ограничит для себя обзор дороги).
  4. Обгонять вслед за идущим на обгон автомобилем с выездом на полосу встречного движения, особенно за крупногабаритным.
  5. Начинать обгон с выездом на полосу встречного движения в начале крутого уклона дороги.
  6. Совершать обгон нескольких автомобилей, выезжая на встречную полосу, если дистанция между ними не позволит вернуться в ряд в случае опасного сближения со встречным транспортом.
  7. Выполнять обгон, выезжая на встречную полосу вблизи нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (или завершать его ближе 30 м от него), так как в зоне перекрестка может неожиданно появиться встречный автомобиль с пересекающей дороги – или пешеход.
  8. Обгонять автомобиль, когда намерения его водителя вам неясны.
  9. Идти на обгон легкового автомобиля, движущегося за автобусом или грузовиком, не убедившись, что его водителю понятны ваши намерения (опасность того, что водитель сам пойдет на обгон, чтобы уйти из «слепой» зоны, созданной впереди движущимся крупногабаритным транспортом).
  10. Начинать обгон, если вы обнаружили, что вас самого собираются обгонять.

Теперь несколько слов о безопасном завершении обгона

При встраивании в ряд по завершении обгона надо правильно выбрать дистанцию, скорость и траекторию движения. Но тут обгоняющие часто совершают ошибки. Одна из самых распространенных – возврат в ряд на слишком близком расстоянии от обгоняемого автомобиля, то есть его «подрезание», что нередко приводит к попутному столкновению. Поэтому, только опередив автомобиль не менее чем на 15 м в городе (а на загородной дороге – не менее 20 м), можно приступать к перестроению на ранее занимаемую полосу, предварительно включив указатель правого поворота.

Многие любят устраивать уик-энд на природе. Выезжают на речку и к морю, в тайгу и в горы Алтая… А тамошние пути сообщения отличаются от равнинных; значит, и в управлении автомобилем есть особенности. О вождении машины на горных дорогах поговорим в следующем номере.