Урок №12 «Слепая» зона

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Уважаемые водители! Сегодня мы продолжим тему, актуальную во все времена и на всех дорогах – ОБГОН.

В сложных условиях, когда водитель обгоняющего автомобиля для оценки развития дорожной ситуации не может выехать на полосу встречного движения (она занята), надо прежде всего подумать, какой выигрыш во времени дадут одиндва обгона в плотном потоке. Сложный маневр имеет смысл, только если впереди открывается свободная дорога, которая позволит поддерживать выбранную скорость движения – или увеличить ее.

Водители нередко забывают, что во всех фазах выполнения маневра необходимо выдерживать правильную скорость. Важно также помнить, что в стесненных условиях обгон проводится на прямой или пониженной передаче. Но если вы видите, что при выстраивании в ряд придется переключиться «вниз», не начинайте обгон. Пониженные передачи применяются при обгоне редко, поскольку на переключение и «перегазовку» уходит время, а обгон лучше всего проводить на постоянной скорости. На автомобиле типа «жигули» иногда лучше выполнять обгон на III передаче. Среди опытных водителей бытует выражение «чистый обгон»; что это такое?

«Чистый обгон» – действия водителя обгоняющего автомобиля, выполняемые быстро и четко, когда ни он сам, ни другие участники движения не подвергаются опасности в потоке любой интенсивности и скорости. Когда ни одной из обгоняемых или встречных машин не приходится снижать скорость в стесненных условиях, созданных обгоняющим.

Не начинайте обгон, если вам придется увеличить скорость на 30% или более – или настолько же ее снизить. То есть, когда условий для обгона практически нет.

Не возвращайтесь очень круто в ряд после обгона: резкий возврат не всегда спасает от столкновения со встречным, а обгоняемая машина может стать «наковальней». Только при соблюдении рекомендаций обгон можно считать «чистым».

Малейшее снижение скорости обгоняемых или встречных автомобилей характеризует низкую квалификацию водителей. Запомните!

Не все знают, что перед обгоняемым автомобилем всегда есть зона, не просматриваемая водителем, решившим идти на обгон. Она называется «слепой». Чтобы свести «слепую» зону к нулю, нужно выполнить несколько маневров по ширине проезжей части и убедиться, что в зоне обгона никого нет, а на дорожном полотне отсутствуют помехи. Не следуйте слишком близко за автомобилем, который вы намерены обогнать; «слепая» зона увеличивается. В повороте перед обгоняющим также возникает «слепая» зона. Водителю обгоняемого автомобиля ни в коем случае не следует увеличивать скорость, когда обгоняющий вышел на параллельный курс.

Хочу обратиться к водителям – особенно быстроходных машин – с призывом. Не играйте в купеческие игры: «Раз у меня скоростная «хонда» или «тойота», то «волга» или «жигули» не имеют права меня обгонять». Такие замашки часто приводят к затяжному обгону и порождают опасные ситуации.

От водителя обгоняемого автомобиля  во многом зависит безопасность заключительных фаз обгона. Так, видя, что ктото «влез» в ситуацию обгона, но никак не «вылезет» из нее, опытный водитель обгоняемой машины, по возможности, уйдет вправо и снизит скорость, освобождая пространство впереди для «неумейки».

Еще одно пожелание водителю обгоняемого авто.

По возможности предупредите «обгонщика», если в «слепой» для него зоне появилось препятствие.

Предупредить можно жестами, дверью и световой сигнализацией. А иной раз, если требует обстановка, – и загородить ретивому «обгонщику» проезжую часть.

Тема ОБГОН неисчерпаема, так что урок продолжим в следующем номере.