Универсальное решение

У General Motors, судя по всему, остро отреагировали на уроки кризиса и делают крупную ставку на автомобили с «гибридными» бензин-электрическими силовыми агрегатами – причем как в осторожных («частичный гибрид» Saturn Vue Vue Green Line), так и в самых сильных вариантах.

На недавней NAIAS 2007 под одной и той же маркой выставлялись два мало похожих один на другой экспоната – прототип компактной «городской» легковушки Volt и новый среднегабаритный спорт-хозяйственник под традиционным названием Tahoe. Оба от Chevrolet, причем Tahoe уже к концу года пойдет к дилерам.

Chevrolet Tahoe Dual Drive: и не подумаешь…

Так что сначала 6-местный спорт-хозяйственник: внешне он ничем не примечателен. Типичный американский «трак»: многоцелевой, 5-дверный, длиной существенно за 5 м и снаряженным весом под 25 центнеров (моноприводное исполнение). И под капотом V-образная 5,3-литровая 16-клапанная «восьмерка» Vortec – на первый взгляд, как обычно. Правда, при малых нагрузках двигатель работает с отключением 4-х цилиндров из 8-и – GM-овская схема DOD (Displacement on Demand – литраж по требованию). Уже кое-какая экономия бензина (особый разговор, как отключают цилиндры и зачем), но суть дела в другом.

Цельноалюминиевая «восьмерка» Vortec: ГРМ с деактивацией клапанов

Мощная «восьмерка» состыкована с автоматической трансмиссией – и где же здесь «гибридизация»? Секрет кроется именно в трансмиссии – в том-то и прикол. Tahoe станет первым серийным автомобилем с бесступенчатой электромеханической КПП Dual Drive (она же Two Mode), которая создана тройственным международным консорциумом – при участии также BMW и DaimlerChrysler. Агрегат, который размещается на месте привычного гидромеханического «автомата» (примерно те же размеры и очертания), никак не бросается в глаза, хотя роль играет революционную.

На ходу вы сразу почувствуете разницу. Начать с того, что придав «газ», вы трогаетесь с места… без запуска д.в.с. И разгоняетесь бесшумно и ровно – на электротяге. Как «сохатый». Значит, где-то на шасси размещен тяговый аккумулятор, и он заряжен. Так и есть: плоская никель-металлгидридная э-батарея спрятана у Tahoe под задним сиденьем (над бензобаком) и никому не мешает. Если же прижать «гашетку», альтернатор-стартер мгновенно запустит «восьмерку», и разгон резко ускорится.

При сбросе «газа» д.в.с. глохнет, и спорт-хозяйственник снова идет на э-тяге. И в «пробке» машина продергивается без запуска бензинового двигателя; дорогого стоит. Плюс экономичность: как утверждают у GM, «гибридный» Tahoe расходует на 25% меньше горючего, чем в стандартном исполнении. То есть, в среднем (EPA) меньше 11 л бензина на 100 км пробега – с его-то лобовой площадью и массой! Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Все дело в Dual Drive, в 2-поточной электромеханической трансмиссии, которая и превращает в общем-то обычный спорт-хозяйственник в параллельно-последовательный «гибрид». Не пугайтесь: здесь в сущности уже широко известная тойотовская схема PSD (Prius… «лекс» GS460h), хотя и в своеобразном исполнении.

От маховика крутящий момент идет на (несимметричный) планетарный дифференциал, который исправно делит тягу на 2 потока. Один безо всяких переключений и преобразований идет на ведущие колеса; другой вращает альтернатор-стартер, который вырабатывает э-энергию для аккумулятора и тягового э-мотора. На разделении потоков и построена игра: когда силовой агрегат нагружен умеренно (равномерное движение с разумной скоростью), почти вся мощность д.в.с. идет через «механику» – помимо электропередачи. Что называется, параллельная схема: потери в трансмиссии невелики (несколько процентов), и бензин расходуется умеренно.

Если же нагрузка нарастает (подъем, интенсивный разгон), увеличивается доля мощности, которая пропускается через электропередачу. Нагрузка смещается на последовательную схему – альтернатор/тяговый э-мотор. Здесь немалые потери мощности (около 20%), зато крутящий момент преобразуется бесступенчато – как в гидротрансформаторе. При необходимости еще и аккумулятор сбрасывает свой заряд на тяговый э-мотор, так что общая максимальная мощность силового агрегата намного превосходит 300 л.с.

Электромеханическая трансмиссия Dual Drive – в ней-то все и дело

Название Dual Drive (англ. – двойной привод) оттого, что тяговый э-мотор выходит на ведущие колеса не напрямую, а через 2-ступенчатую планетарную передачу. Два режима (трансмиссия и 2-поточная, и 2-режимная, что не одно и то же!) – для города и для магистрали, повышенная эффективность. У GM напирают на отличие Dual Drive от тойотовской PSD: у «приуса» нет вспомогательной 2-ступенчатой передачи – один-единственный режим. У «приуса», тогда как у «лекса» GS460h 2-режимная трансмиссия – именно в такой компоновке. Так что соперничать c Toyota Motor в приоритете бесполезно; любопытно, как триумвират умудрился обойти патенты, которыми 2-поточная электромеханическая конструкция, конечно же, обложена со всех сторон?

Как-то обошли. А теперь самое, наверное, главное. Как видите, Dual Drive монтируется вместо обыкновенного «автомата», – то есть, любая легковушка более или менее «классической» компоновки без затруднений превращается в «гибрид». Причем в «полный», да еще и параллельно-последовательный – со всеми его достоинствами. Остается приискать место для тягового аккумулятора; не так уж он и велик. И разместить электронику управления силовым агрегатом; «Волга» с 8-клапанной «четверкой» образца 1957 и чудо-трансмиссией Dual Drive. Легко.

Непросто. Но – универсально!

Нетрудно представить перспективу Dual Drive – в Северной Америке и в Европе. С такой трансмиссией скоро появятся «биммеры» и «мерсы» – вообразите «пятерку» BMW с турбодизельным «гибридом»…

Кстати, для Tahoe предусмотрена возможность заправки не только бензином, но и экологичным спиртовым горючим E85. А также, видимо, природным газом.

Все очевиднее, что светлое водородное будущее откладывается до конца следующего десятилетия (а то и до начала 20-х). А тем временем вовсю идет «гибридизация» автотранспорта – не только в Японии, но и в Северной Америке. Интересно, чем думают в Европе?

P.S. Есть сведения, что одновременно с Chevrolet Tahoe/GM Yukon на рынок выйдет также и «гибридный» Cadillac! Излюбленная модель чернокожих рэпперов – Escalade (на одной платформе с Tahoe) – тоже получит чудо-трансмиссию Dual Drive. Престижность марки вкупе с экономичностью и экологичностью «гибрида»; монтана!