Тяжеловес на легком топливе

Тяжеловес на легком топливе

К легковушкам на газе мы уже привыкли. О них много писали, рассказывали, объясняли. Кое-кто из автомобилистов по достоинству оценил экологичность и неприхотливость газобаллонного питания двигателя (а также подсчитал экономию).

Какой вид автотранспорта расходует особенно много топлива? При любых раскладах самыми прожорливыми оказываются фуры-большегрузы и карьерные «работяги», которые в день перевозят сотни тонн песка/угля/щебня, пусть и на ограниченные расстояния. Для них перевод на газ просто необходим.

Задумано – сделано. Так и поступили на установочном центре «Автогазаппаратура».

Трудяга миксер тоже работает на метане

Собственно, газобаллонное оборудование на грузовике – не новость. В чем, спросите, оригинальность решения? В том, что типовые системы обычно не рассчитаны на круглосуточный ритм эксплуатации: хоть какое-то время двигателю нужно поработать на бензине, да и завести его на газе не получится (во всяком случае, так говорится в руководстве по эксплуатации ГБО). Специалисты центра пошли дальше и перевели ярославский дизель ЯМЗ-238М2 от «урала» целиком и полностью на газовое топливо. А именно на природный газ метан.

Не вдаваясь в подробности конверсии, скажем, что заменена поршневая группа, клапаны, доработана ГБЦ – для уменьшения степени сжатия. Соответственно изменена система подачи топлива, на впуске установлена дроссельная заслонка. Вместо форсунок – свечи (бесконтактная система зажигания). То есть, «переделки» проводились под цикл Отто – под совсем другую формулу. На самом деле проект с технической точки зрения не нов – ни по идее, ни по воплощению. Схема конверсии и способ реализации выбраны нетиповые (и довольно громоздкие). Зато у новосибирских мастеров прибавилось опыта: теперь умеют и так…

Конвертированный двигатель способен работать как на природном газе, так и на бутан-пропановой смеси. Приоритет отдан метану; природного газа в недрах хватит еще надолго, тогда как нефть подходит к концу. А вместе с ней – и бутан-пропановая смесь (которая, как известно, есть побочный продукт переработки нефти).

К сожалению, крутящий момент двигателя после конверсии стал меньше. Другой минус – запас хода маловат. В «Автогазаппаратуре» оборудовали «урал» 8 баллонами по 50 л – общим весом в полтонны. В итоге без дозаправки газом грузовик может проехать… лишь сотню километров. А «снаряженный» по полной (то есть, оборудованный не стандартом в 8 баллонов, а двойным комплектом) пробежит раза в 2 дальше. Но потом все равно станет памятником Газпрому и тем, кто отвечает за АГНКС. И еще одна неприятная подробность: вообразите грузовик, который после переоборудования потяжелеет еще на тонну.

Минусы перекрываются одним жирным плюсом. Трудится наш «урал»-газ в карьере, на севере Тюменской области. Сберегает зверюга на горючем по 1,5 тыс. руб. в день – в среднем. Согласитесь, совсем неплохо.

Перевести тяжеловеса на легкое топливо обойдется в 200 тыс. руб., и при среднесуточном пробеге в 200 км оборудование окупит себя в какие-то полгода! Вот что значит дешевое топливо!


От редакции. Конверсия двигателей – обычное дело; например, с бензина на спиртовое горючее. Или с дизельного топлива на газ, причем здесь уже с изменением базового цикла! То есть, с переходом от принципа Дизеля (воспламенение от сжатия) к принципу Отто (искровое зажигание).

Проще конвертировать, бензиновый двигатель подходящего литража – хоть ЗиЛовскую «восьмерку» б/у. Мотор оснащается 2 турбокомпрессорами (ничего особенного по нынешним временам) и – при рабочем объеме 6 л – легко выдает под 250 л.с. где-то при 3 тыс. оборотов. Степень сжатия высокая (натуральный газ!), цивилизованная конструкция раза в 3 легче, чем дизельная.

Дизель чаще конвертируют в газодизельный цикл (см. картинку): в цилиндры подается метан-воздушная смесь – безо всякой дроссельной заслонки! Сохраняется принцип Дизеля (степень сжатия прежняя): смесь воспламеняется малой «пилотной» дозой дизтоплива – через форсунку. Эффективно и экологично.