Турбулентность

Формула 1 подарила поклонникам такой сезон, какого они давно не видели. Один-единственный этап до финала, а на чемпионский титул 2007 реально претендуют трое – от двух команд. Накал борьбы на гоночных трассах и околоспортивные интриги дали горючую смесь, которая с минуты на минуту угрожает самовоспламенением. Потрясающий PR, о каком 2-3 года назад боссы «большого цирка» могли только мечтать.

Вернемся на месяц назад – к Большому призу Италии в Monza. Предварительный зачет чемпионата мира возглавляют пилоты McLaren: фантастический «новичок», темнокожий британец Lewis Hamilton и «обороняющийся» чемпион, испанец Fernando Alonso. Они же господствуют и в субботней квалификации 8 сентября: pole-позиция у Alonso, на сотые доли секунды отстал от него на круге Hamilton. Тогда как бразилец Felipe Massa (Ferrari) проиграл испанцу уже 0,55+ сек. Его партнер по команде, финн Kimi Raikkonen потерпел в пятницу катастрофу, и болид пришлось восстанавливать из фрагментов, – чтобы избежать наказания за замену двигателя. Так что 5-е калификационное время – прекрасный результат (ввиду экстраординарных обстоятельств).

Воскресная гонка (53 круга) так и прошла под знаком превосходства McLaren: чемпион мира лидировал от старта и до финиша – с лучшим временем на круге. Что называется «хэт трик» – и очередной «золотой дубль» для британской команды, поскольку Hamilton финишировал 2-м. Scuderia же на «домашней» трассе не смогла противопоставить архисопернику ничего: Massa сошел с дистанции на 21-м круге (подвеска), а Raikkonen поднялся на нижнюю ступеньку подиума. Разочарование итальянских «тифози» трудно себе представить; многие из зрителей стали покидать трибуны за 10 кругов до финиша.

Тогда как у «маклэрена» праздновали успех, который, между прочим, еще сильнее накалил отношения двух пилотов и обострил их конкуренцию. Fernando просто-напросто прервал общение с партнером по команде (хотя обижаться-то следовало как раз Lewis’у – за Венгрию). Очередной GP разыгрывался в Бельгии – на легендарной трассе Spa Francorchamps. Однако еще до того состоялся 2-й раунд подковерной борьбы: 13 сентября в Париже заседал Всемирный спортивный совет (World Motor Sport Council) FIA, где вновь обсуждался скандальный вопрос о «шпионской» деятельности одного из высокопоставленных фигурантов Scuderia – в пользу британской команды. В свете дополнительно выявленных обстоятельств Совет принял крутое решение: McLaren лишается всех очков, заработанных в командном зачете. Тем самым Кубок конструкторов 2007 автоматически передается Ferrari, – видимо, в порядке возмещения морального ущерба. Мало того, команда McLaren оштрафована на 100 млн (сто миллионов) долл. Они не бедные, конечно, но 100-миллионная «премия» способна обанкротить кого угодно; интересно посмотреть. В воздухе висел также вопрос о дисквалификации пилотов виновной стороны (вполне логично), однако Совет не решился на корню угробить чемпионат… Не столько закон и правосудие, сколько соображения целесообразности; «большой цирк».

Ну а на трассе в Бельгии расстановка сил изменилась (против Италии) на противоположную: 15 сентября в квалификации доминировали Raikkonen и Massa, тогда как Alonso и Hamilton заняли 2-й стартовый ряд. В воскресенье финский пилот со «светофора» возглавил гонку (44 круга) – и выиграл бельгийский GP в 3-й раз подряд! Второе, 3-е и 4-е места распределились в точном соответствии со стартовым порядком (стоило ли гонять?), так что отрыв Hamilton’а от преследователей в личном предварительном зачете еще сократился. До каких-то 2 очков перед партнером по команде, хотя Kimi оставался в 13 очках позади.

Тем самым завершилось европейское турне, и караван Формулы 1 направился к юго-востоку. GP Японии разыгрывался нынче – после перерыва в 3 десятка лет – на обновленной трассе Fuji. Погода стояла осенняя: уже субботняя квалификация 29 сентября проходила под дождем. В сложных условиях pole-позицию завоевал Hamilton – в 0,07 сек. перед Alonso; серьезное преимущество ввиду прогнозов погоды на воскресенье. Raikkonen и Massa стали во 2-м ряду; маятник соперничества двух команд опять качнулся из стороны в сторону.

Бельгия: у Kimi здесь соперников нет

В воскресенье дождь лил как из ведра, и организаторы гонки (на 67 кругов) сочли за благо дать старт с ходу – за safety car’ом. Да, «мокрые» гонки в последние годы такая редкость, что пилоты, наверное, разучились ездить под дождем. Так или иначе, официальный Mercedes водил караван под «желтым» флагом за собой 19 (девятнадцать!) кругов, пока наконец не дали «зеленый». И обладатель pole-позиции тут же начал отрываться от партнера по команде, вслед за которым в кромешном тумане двигались немец Nick Heidfeld (BMW), когда-то британская надежда Jenson Button (Honda), австралиец Mark Webber (Red Bull) и молодой Sebastian Vettel (Toro Rosso) из Германии. Пилоты Ferrari провалились из 2-го ряда далеко назад – в силу на удивление грубой ошибки с выбором резины. Raikkonen и Massa стартовали почему-то не на «экстремально» дождевых покрышках (как все остальные), а на «промежуточных», – и конечно же, им пришлось идти на досрочный pit-стоп. Ладно хоть за safety car’ом, когда пелотон идет далеко не на предельной скорости.

Что характерно для по-настоящему «мокрой» гонки, японский GP разыгрывался в крайне хаотичной обстановке. Развороты, вылеты с трассы и сходы разрушили надежды многих – в их числе и «обороняющегося» чемпиона мира. Alonso прилагал отчаянные усилия, чтобы достать уходящего вперед архисоперника, но неудачный pit-стоп отбросил его на 7-ю позицию. Вдобавок в «силовую» борьбу с чемпионом вступил Vettel, и McLaren №1 получил повреждения корпуса – в зоне перед правым задним колесом. С непредсказуемыми последствиями, но Alonso развязал узел даже раньше, чем ожидалось. Форсируя ситуацию, на 43-м круге он попал на аквапланирование, вылетел из виража – и разобрал свой болид об барьер. Чемпион в ауте – за 2 этапа до окончания сезона.

Япония: для F.Alonso гонка закончилась

Опять safety car – перед Hamilton’ом, вплотную за которым следовали… Webber и Vettel! За 2 с небольшим десятка кругов до финиша, мгновение славы для двух аутсайдеров; и вдруг обстоятельства приняли совершенно трагикомический оборот. На 46-м круге 20-летний немец… въехал в болид австралийца – под safety car’ом! Дождь, знаете ли. Оба сошли, причем Webber в неописуемом гневе, а Vettel в слезах. Его нетрудно понять.

Тем временем пилоты Scuderia подтягивались вперед (они не допускали столь нелепых промахов), и в заключительной стадии гонки Kimi жестко нажимал на шедшего 2-м финна Heikki Kovalainen’а (Renault). Однако пройти соперника не успел; фантастическая гонка закончилась убедительной победой Hamilton’а – с лучшим кругом. Еще один «хэт трик», и «новобранец» увеличил свой отрыв в предварительном зачете от партнера по команде до внушительных 12 очков! И до 17 – от Raikkonen’а (за 2 тура до финала). Многие из обозревателей поспешили объявить, что дело сделано и мы увидим нового чемпиона мира. Дебютанта – впервые в истории Формулы 1.

Япония: L.Hamilton принимает отмашку «клетчатого» флага

С точки зрения арифметики вполне правдоподобно, однако автогонки еще пока не свелись к операциям с числами. В «большом цирке» остается место для драмы; одна из них и разыгралась на китайской трассе в Шанхае. А начиналось все почти так же, как в Японии: в субботу 6 октября Lewis выиграл очередную (5-ю в сезоне) pole-позицию; 2-й стартовый ряд заняли Kimi и Felipe. Fernando показал только 4-е время на круге; исключительно благоприятный для лидера в предварительном зачете расклад.

Так и в воскресной гонке (на 56 кругов), которая как и неделю назад стартовала под дождем – хотя и без участия safety car. Hamilton ушел со «светофора» вперед, за ним устремились Raikkonen, Massa, Alonso – и другие. Дождь усиливался, а лидер последовательно наращивал отрыв от соперников; казалось, «мокрая» гонка – его естественная стихия. И в самом деле, до тех пор, пока поливало с неба, события развивались как нельзя лучше для Lewis’а.

Китай: McLaren №2 замер на pit-лэйн. Как нелепо…

После 15-го круга он одним из первых дозаправил баки, но менять резину не стал. Тем временем дождь прекратился, и трасса стала быстро подсыхать. «Мокрая» резина начала «отходить», и для многих ребром стал вопрос о pit-стопе. В том числе и для Hamilton’а: покрышки его болида «облысели», и лидера стал настигать Raikkonen. А на 28-м круге Kimi прошел соперника и захватил первую позицию.

Пилоту «макларена» №2 следовало немедленно идти на замену резины, но тут вмешались тактические соображения. Вот-вот ожидался новый приступ дождя, и казалось выигрышным как-то «пересидеть» его, – чтобы потом выбрать правильные покрышки. Тактика, тогда как мыслить-то следовало стратегически. Ну зачем, спрашивается, рисковать в борьбе за победу, когда для завоевания чемпионского титула Hamilton’у требовалось добыть в Шанхае какие-то очки. Скажем, 4-5 – и шансы его соперников в Бразилии падали практически до нуля. Впрочем, все мы сильны задним умом…

Дождь и в самом деле возобновился, и Lewis продолжал гонку на крайне потрепанной резине. Наконец на 33-м круге, когда правая задняя шина стала угрожать аварией, он направился на pit-стоп. И тут «новобранец», который до сих пор почти не совершал на трассе ошибок, допустил типовую «школьную» оплошность. Уже на pit-лэйн(!) McLaren №2 на малой скорости вынесло на обочину – в гравий, где он и застрял… Аут в сотне метров от своей «конюшни». Вот так проигрывается чемпионат – на ровном месте; молодой еще слишком. Нечто подобное произошло в 1986, когда Nigel Mansell потерял вполне заслуженный титул на заключительном этапе сезона. В азарте борьбы за победу он тоже тянул с заменой резины до последнего – пока покрышка не взорвалась.

Кто-то теряет, кто-то находит; Raikkonen уверенно выиграл Grand prix Китая; его 5-я победа в нынешнем сезоне. И 200-й GP для Scuderia; как бы то ни было, наши поздравления! Kimi сократил отставание от лидера в предварительном зачете до 7 очков и сохраняет реальные шансы на титул. Alonso финишировал 2-м и теперь отстает от архисоперника лишь на 4 очка; все решится на последнем этапе. Massa остался 3-м и выбыл из борьбы за высшую награду. А 4-м прибыл… Vettel, который стартовал в Шанхае с 17-й позиции. Чем труднее погодные условия, тем сильнее выступает юное немецкое дарование; похоже, перед нами новый кандидат на почетное звание «человека дождя».

Китай: на подиуме два претендента на титул 2007. Главный остался за кадром

Теперь Большой приз Бразилии в Сан-Паулу; год назад именно там решилась судьба чемпионата. Турбулентный сезон завершается драмой; в выигрыше сотни миллионов болельщиков.