Тестируем Hakkapeliitta Sport Utility 5

Тестируем Hakkapeliitta Sport Utility 5

Фото Виктора Григорьева

Почему  ОАЭ не выпускают зимние, да еще шипованные шины? Правильно. Там нет зимы по 5-6 месяцев, как в России. А вот климатические условия (особенно зимние) скандинавских стран, как известно, близки нашим российским, даже, скорее, сибирским, реалиям.

К выбору зимних шин наш рядовой автовладелец стал относиться более привередливо; для кого-то в финансовом плане он происходит легко, для кого-то – тяжеловато. Тем не менее, все больше водителей понимают, что в наших суровых условиях не подходит вариант «всесезонных» шин, и ради своей (и окружающих) безопасности приобретают зимние. Какие марки и модели покупают? А это кому как. Меня, например, давно привлекали шины финской компании Nokian Tyres. На то есть свои причины. Во-первых, богатая история ведущего производителя шин в странах Северной Европы. Во-вторых, схожесть климатических условий. В-третьих, впечатления В.Жигулина о тесте летних шин Hakka (см. «Турбо», 2006, №10); в-четвертых, рекорд скорости на льду на шинах этой марки…

Есть над чем поразмышлять при выборе зимних шин.

Тест Hakkapeliitta Sport Utility 5
Пробуем шины в разных режимах

В середине ноября колесные диски городского (и не только) внедорожника забуртовали в новинку сезона 2007/2008 года – зимние, шипованные шины Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5, предоставленные на длительный тест компанией Nokian Tyres. Факторов, так или иначе влияющих на поведение машины на зимних дорогах, очень и очень много. И замечательно, что производители шин, прежде чем они попадут на рынок, проводят свои – заводские – тесты и исследования, чтобы конечный потребитель предварительно знал, на чем он будет ездить. Дальше журналисты авторитетных автомобильных изданий делают свою работу. Тоже проводят свои тесты и делятся своими впечатлениями с автолюбителями и профессионалами. Предоставление шин именно на длительный тест дает возможность в полной мере оценить их характеристики в повседневном пользовании в тех условиях, для которых они предназначены.

Тест Hakkapeliitta Sport Utility 5
Все под контролем

Размерность шин (235/75/15) – нестандартная для Suzuki Escudo (да и автомобиль тоже не стоковый). И вес каждого колеса играет существенную роль. Одна шина «тянет» на 13,6 кг, что значительно меньше предыдущих шин. С интересом наблюдал процесс монтажа шин на диски (впервые решил воспользоваться услугой накачки шин азотом), а особенно балансировку. Когда откачивали воздух, эта мощная шина стала походить на сморщенный мяч. Но дальше все встало на свои места. На два колеса пришлось по 20 граммов балансировочного веса, на остальные – по 60. Для такой размерности шин, считаю, отлично.

Тест Hakkapeliitta Sport Utility 5
…Шипы остались на месте
КСТАТИ…
Новый мировой рекорд скорости на льду
(Турбо №3, 2007)
Четырехкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен проехал со скоростью 321 км/ч по трассе, расчищенной на льду озера Похьянлахти под Оулу (Финляндия). Зарегистрирован новый рекорд скорости движения по льду.
Для того чтобы попасть в книгу рекордов Гиннесса, этому мировому рекорду нужно было соответствовать четким правилам. Скорость замеряется на отрезке в 1 км при движении туда и обратно в течение часа. Место замера – прямой участок посередине трассы. Лед должен быть природный (натуральный), его нельзя скоблить, создавая шероховатости, или обрабатывать химикатами. Шины должны быть одобрены для использования на дорогах в той стране, где устанавливается рекорд.
При экстремальных скоростях возрастает роль шин. Они являются единственным пятном контакта автомобиля с дорожным полотном. Рекорд скорости движения осуществлен на автомобиле Bentley Continental GT, оснащенном шипованными шинами Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5. Эти покрышки разработаны для производительных городских джипов.
При экстремальном движении по скользкому льду от шин требуются хорошее сцепление, прочность и мощность, соответствующая скорости. При такой сумасшедшей скорости шины и шипы подвергаются исключительным силовым нагрузкам. Например, когда автомобиль движется со скоростью 320 км/ч, шип весом в 1 г «тянет» на 2,2 кг. За 1 сек. автомобиль пролетает 90 м, и каждый шип врезается в лед более 40 раз в секунду.
Шины Nokian Hakkapeliitta с мощным каркасом отлично справились с таким серьезным испытанием: сцепление шин с поверхностью было достаточным, и все шипы держались прочно.

По рекомендации производителя, первые 500 км я ездил в спокойном  режиме, без резкого разгона и торможения. Этап обкатки считается завершенным, если вокруг каждого шипа исчезнет своеобразный индикатор обкатки. С момента установки новых шин одометр показывает 800 км, а этот индикатор все еще виден. Надеюсь, что «посадка» шипа в шину прошла так, как надо.

На кроссовой трассе села Раздольное (дело было 1 декабря), после тест-драйва новых внедорожников, представилась отличная возможность «поюзать» новые шины. Условия идеальные. На стартовой площадке – сухой и сильно укатанный снег, кое-где лед, затяжные подъемы, крутые повороты и спуски; и главное – никто никому не мешает. А размеры площадки позволяют крутиться, как тебе заблагорассудится.

В режиме 2Н хочу принудительно пустить машину в дрифт. На снегу это получается с большой натяжкой. Зато легко вывести автомобиль из «глубокого» заноса. Пробую резко стартовать на заднем приводе. Минимальная пробуксовка (насколько это возможно) – и машина уверенно набирает скорость. Сцепные свойства шин на укатанном снегу просто провоцируют на продолжение «гонки». Но на такую рельефную трассу вкатываться на заднем приводе при высокой посадке моего «внедорожника» – все равно, что испытывать судьбу.

Повторяю старт, но уже с подключенным передним мостом. Никакого «зависания»! Вот где, благодаря сцеплению шин со снежным покрытием трассы, крутящий момент двигателя без потерь на пробуксовку раскручивает колеса, и машина быстрее набирает скорость.

Тест Hakkapeliitta Sport Utility 5
Пробег 800 км

Первый, исследовательский круг проезжаю относительно спокойно. Захожу на второй, ходом вылетаю на затяжной подъем с таким же поворотом. После многократного прохождения трассы внедорожниками, участвующими в тест-драйве, она стала  разбитой, особенно в поворотах. В «боевом» Escudo отсутствуют всякие умные системы безопасности. Поэтому вся надежда на себя, а в заездах – и на понравившиеся уже шины  Nokian. В повороте (хоть и затяжном, но на приличной скорости) я четко контролирую траекторию движения, не допуская скольжения всех четырех колес. Используя педаль акселератора (и, конечно, рулевое управление), несложно добиться оптимальной курсовой устойчивости. То же самое происходит при спуске в крутой поворот. Вот где успеваю отдать должное боковому сцеплению этих шин! Как говорится: «Резина классно держит дорогу».

Тест Hakkapeliitta Sport Utility 5
По сухому снегу – как на хороших лыжах

Уверенность в управлении «внедорожником» при прохождении прямых участков и поворотов на этой трассе присутствовала на всем протяжении заездов. По целинному снегу (до определенной высоты покрова) на полном приводе ехать просто в удовольствие. Шины достаточно жесткие, но далеко не «дубовые».

КСТАТИ…
«Сравниваем зимние шины» (АР №21, 2006)
За новинками фирмы Nokian Tyres пристально следят не только покупатели, но и конкуренты – они нередко используют зимние шины Nokian как эталон при создании своих моделей. В этом году появился новый эталон – Nokian Hakkapeliitta 5. Если раньше, на шинах Hakkapeliitta 4, квадратным было только сечение твердосплавной вставки шипа, то теперь квадратным стал и корпус – такой шип лучше сохраняет ориентацию. А чтобы шипы не подламывались при торможении, в протекторе появились специальные приливы – они выполняют роль подпорок. Новые технологии работают: на счету шин Hakkapeliitta 5 – минимальный тормозной путь, лучшее время разгона и лучший результат на трассе управляемости. Причем как на льду, так и на снегу. Плюс высшие баллы за надежность управления. Идеальные зимние шины? Тогда почему не первые?
Одержать победу помешали низкие сцепные свойства на асфальте и шум при качении.

Тексты в рекламных буклетах – увы! – не всегда совпадают с мнением потребителя: практика вносит свои коррективы. Но в данном случае то, что я узнал об этих шинах из официальных источников, полностью (пока) подтверждается моими впечатлениями от обкатки.

Посмотрим, что будет дальше. Этап обкатки прошел, теперь можно «отжигать» по полной. И по льду, и по «зимнему» асфальту. По завершении этих «гонок» могу сделать определенный, проверенный тестом вывод: благодаря продвинутым технологиям в изготовлении шин Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5, покрышки по любому снегу  «гребут» отлично и заслуживают высокой оценки.