Термоядерный рекорд

Термоядерный рекорд Fusion

Недавно фордовский болид достиг скорости в 333,55 км/ч! Неслабо. Особенно если принять во внимание, что рекордный автомобиль называется Fusion – точно так же, как среднегабаритный американский седан (не путать с компактным европейским «универсалом»).

Его полное имя – Fusion Hydrogen 999; спецконструкция Roush Performance (там еще строят stock-аппараты для гонок NASCAR). Отношение к серийному седану у рекордного автомобиля довольно-таки отдаленное – разве что внешние очертания.

Например, ведущие колеса у Fusion Hydrogen 999 не передние (как у легковушки), а задние; главное же, как явствует из названия, ездит он на водородном горючем. Так сказать, «водородная бомба»; ведь fusion по-английски означает, кроме прочего, термоядерный синтез (когда сливаясь, ядра «тяжелого» водорода дают гелий). С весьма шумным эффектом…

Баллоны и батарея ТЭ  Fusion Hydrogen 999

Ну, термоядерный синтез на борту Hydrogen 999 не ведется; на шасси установлена батарея электрохимических топливных элементов (ТЭ) от Ballard Power Systems. Они питаются водородом из баллонов высокого давления и вырабатывают до 400 кВт электрической мощности! Под 550 л.с.; напряжение от ТЭ подается на тяговый э-мотор (изделие Buckeye Bullet), который смонтирован у задней оси в блоке с главной передачей.

Заезды проводились, как обычно в таких случаях, по дну высохшего соленого озера – Bonneville Salt Flats, Юта. И 15 августа пилот Rick Byrnes, ветеран бонневильского полигона, прошел мерную милю (с ходу, разумеется) с рекордной скоростью. Для Ford Motor новое достижение – не просто PR-акция (хотя и не без того). По 7 американским городам бегают 30 экспериментальных седанов Focus с ТЭ на водороде. Правда, их максимальная скорость намного ниже 333 км/ч, зато они вполне пригодны для эксплуатации в «реальном времени». И не только по дну высохшего озера.

С сентября 2004 «водородный» рекорд скорости держал monoposto (одноместный) H2R от BMW: почти 291 км/ч на мерной миле. Как видите, дело не стоит на месте, причем если в немецкую конструкцию заложено еще промежуточное решение (с V-образным 12-цилиндровым д.в.с. на водородном топливе), то у Ford Motor практикуют радикальный подход. Водород на борту Hydrogen 999 не сжигается, а беспламенно реагирует с кислородом воздуха – до H2O. Высочайший к.п.д., абсолютная экологическая чистота и прочие прелести.

И все тот же вопрос: где и как получать водородное горючее? Электролизом воды при мощных АЭС и ТЭЦ (сжигающих мазут и уголь)? Внятного ответа пока нет. А в перспективе – термоядерный синтез с получением неограниченного количества дешевой э-энергии (для электролиза). Fusion.