Сплошная засада

Новый «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» вступит в силу 23 сентября 2010 года. Он предъявляет к транспортным средствам единые технические требования по трем направлениям: 1) соответствие типа; 2) «выпуск в обращение»; 3) эксплуатация.

Нам дается год, чтобы эмоции улеглись, даже подзабылись. И закон тихо вступит в силу, и все начнут его исполнять, кто-то с усердием, а кто-то не очень. Главное, под молчаливый «одобрямс» общественности.

Новый техрегламент описывает процедуру сертификации и технические требования, предъявляемые к новым автомобилям, ввозимым в страну для продажи. Эта часть техрегламента для компаний, собирающихся продавать новые модели автомобилей в России.

Здесь подробно описаны требования к светотехнике, обзорности, шумности, отдельная глава посвящена брызговикам. Прописаны содержание вредных веществ в воздухе кабины водителя. Помните, чем пахнет ваш автомобиль? Управляемость и устойчивость должны соответствовать нескольким формулам.

Российским представительствам мировых брендов придется дотошно изучить документ и по необходимости вносить изменения в готовый автомобиль. Что-то возможно придется еще разработать. Согласно пункту 9 техрегламента интерфейс, а также информационные и предупреждающие надписи осуществляются на русском языке. Сейчас русификация не обязательна. Ввозить будет нечего, если только автопроизводители не начнут ставить русский язык наравне с английским в стандартное оснащение автомобильных компьютеров.

В регламенте говорится, что новые иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей, которые имеют у нас постоянных представителей. Якобы для того, чтобы обеспечить ответственность одного представителя изготовителя. «А то возят тут всякие, потом спросить не с кого».

Главные «камни за пазухой» припасены в Приложение 5 к настоящему регламенту, где прописаны требования к «выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам».

«Выпуск в обращение» — это переход транспортного средства от производства к обращению, а в отношении импортируемых транспортных средств — дата оформления документов, разрешающих их эксплуатацию на территории Российской Федерации. Стало быть, оплатив пошлину, при ввозе через таможню граждане могут провезти все, что не запрещено. Однако, поставить на учет в ГИБДД можно только те автомобили, которые соответствуют данному техрегламенту.

Согласно пункту 1.1.1 Приложения 5 автомобиль должен обязательно иметь противоугонную систему (не важно, механическую, электронную, комбинированную) Также автомобиль обязательно должен иметь систему отопления, даже если он ввозится владельцем в теплые регионы.

Первая засада в правилах техрегламента: пункт 1.3.1 определяет, что цвет излучения задних повторителей поворота должен быть «автожелтым», иначе машину не поставят на учет. Как известно, американские автомобили используют свой стандарт светотехники с красными задними указателями поворотов, часто совмещенными с габаритными огнями. Еще для любителей американской техники. С 1 января будущего года в России машины экологического класса ниже Евро-4 ввезти будет нельзя. Далее — фары головного света. Американский пучок света отличается от европейского и российского. Либо надо регулировать, либо менять оптику. А владельцам тягачей надо обратить внимание на длину автопоезда. По техрегламенту разрешается эксплуатировать автопоезда габаритами не более 18,75 метра длины (сейчас до 20 метров). Кстати, мало кто обращает внимание на то, что многие американские тягачи не подходят под требования Технического регламента и по ширине.

Разработчики советуют подобрать другой прицеп или пересесть на европейские грузовики.

Пункт 1.3.14.2 гласит: «На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением». Это засада уже для владельцев праворульных машин.

Под пункт 1.3.14.6 может не попасть большое количество автомобилей: фары должны быть оснащены омывателями. Без них — ни-ни! Далеко не каждый автомобиль оснащен омывателями фар.

А как можно относиться к такому нелепому пункту «Требования к спидометрам»? «Шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами». Так сказать, долой Citroen! На автомобилях нередко устанавливается цифровой спидометр, а некоторые модели имеют неравномерные интервалы в градуировках. Могут возникнуть проблемы, как у европейских, так и японских марок (Audi, Citroen, Toyota, Renault и др.). А в новейших разработках мировых брендов все чаще предпочтение отдается цифровым панелям приборов.

цифровой спидометр
Цифровой спидометр Citroen

Кому-то сильно помешали «кенгурятники». Хоть бы кто статистику по ДТП привел, где виновником стали «кенгурятники»! Аргумент «а в Европе они давно запрещены» у нас не пройдет. Там дороги — у нас направления, там лесопарки с дорожками, у нас — полстраны — тайга.

В пункте 6 техрегламента запрещается установка на транспортные средства, включая транспортные средства повышенной проходимости, выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства. Можно установить лишь металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар. Есть, правда маленькое послабление. Если «кенгурятник» сертифицирован в РФ по травмобезопасности, по соответствию внешним световым приборам — то автомобиль может быть допущен к эксплуатации. Говорят, для «Нивы» такой есть. Ну и, конечно, в кругу березок и болот ездите с «кенгурятником» сколько хотите. Но прежде чем выезжать на дороги общего пользования, вы должны его открутить.

Но все это такие мелочи по сравнению с самой серьезной засадой! Нет, говорят, Путин в последний момент вычеркнул из текста регламента запрет на праворульные автомобили. А что толку? Вся истина оказалась скрытой в VINе. По сути это и будет запретом на ввоз праворульных машин, так как их VIN не состоит из 17 знаков, как того требует техрегламент. И еще этот идентификационный номер должен соответствовать международному стандарту ISO 3779-1983, хотя в других странах он не является обязательным. Поэтому, скажем, Mercedes, Citroen, Land Rover, Jeep, Infiniti и др. его не придерживаются.

Вот и получается, что после 23 сентября 2010 года поставить на учет вновь ввезенный такой автомобиль будет нереально. Слава Богу, что закон не имеет обратной силы. Все, что граждане зарегистрировали до этой даты, будет спокойно колесить по разбитым дорогам нашей Родины, будет сниматься и вновь ставиться на учет, а также проходить техосмотр, несмотря на VIN. Но все остальное придется «заточить» под регламент.

Еще одна «любезность» от правительства для владельцев праворулек. Оно поручило страховым компаниям предусмотреть возможность введения в полисы ОСАГО поправочных коэффициентов с учетом конструктивной безопасности автомобилей. То есть чем автомобиль безопасней, тем ниже понижающий коэффициент. Сами понимаете, по идеологии правительства РФ праворульные автомобили — самые опасные участники движения. Потому и пошлины продлили еще на 9 месяцев.

Кругом засада. Сплошная засада.