Сальто: Samsung 500

Сальто: Samsung 500

Texas Motor Speedway расположен, разумеется, в Техасе, город Fort Worth; 6 апреля здесь прошел 7-й этап Sprint Cup. Стандартный 1,5-мильный (2,414 км) овал, виражи — только левые, естественно, — профилированы под 24°. Автодром довольно новый — введен в строй в 1996; на трибунах 212585 мест для зрителей. Скорости здесь неслабые: рекорд в квалификации – 315,75 км/ч (2006).

Быстрейшим в пятничной квалификации стал Dale Earnhardt Jr. (Chevrolet №88) – 28,286 сек. на круге, 307,17 км/ч. Нынешние stock-болиды COT (Car of Tomorrow) чуть медленнее прежних. Второе время показал Carl Edwards (Ford №99), 3-е — Kyle Busch (Toyota №18), 4-е — Ryan Newman (Dodge №12). «Обороняющийся» держатель кубка 2006-2007 Jimmie Johnson (Chevrolet №48) остался 5-м. И так далее по списку — до 43-й позиции (Joe Nemechek на Chevrolet). Непросто стартовать в 5-м десятке (Джо Немечек финишировал в гонке 37-м – с отставанием от победителя на 9 кругов).

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Texas Motor Speedway: вид с высоты

Так что же такое «сток»-болиды? Они строятся по чрезвычайно подробному и исключительно жесткому регламенту: брошюра на 92 страниц, из которых 60 страниц приходятся на технические инструкции. Основополагающий принцип: как можно проще. Никаких hi-tech или экзотических материалов. Скажем, карбоновые или керамические тормозные диски исключены; только сталь или чугун. Электронных «наворотов» нет, — разве что в системе зажигания. Телеметрия в ходе гонки не допускается; только радиосвязь из «кокпита» с командой.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Pace car (Chevrolet Corvette) отпускает пелотон на волю

Автомобили похожи друг на друга как близнецы: мотор спереди – ведущие колеса задние (хотя их серийные прообразы, как правило, переднеприводные). Гоночная 4-ступенчатая коробка передач – ручная, безо всякой «роботизации»; приходится работать сцеплением. Впрочем, в трековых заездах пилоты переключаются не так активно, как в шоссейно-кольцевых. База – 2794 мм (ровно 110 дюймов), одинаковая у всех – по регламенту. Примерно как у ГАЗ-3110; «волга» в самый раз для Sprint Cup. Емкость бензобака 67+ л, так что дозаправляться им приходится часто. Снаряженный вес (вместе с пилотом) не меньше 3600 фунтов/1633 кг – в отличие от «формульных» болидов в весе «пера». Древний рулевой механизм «червяк-зубчатый сектор» (правда, с гидроусилителем). Подвеска спереди, понятно, независимая, на двойных поперечных рычагах, сзади – архаический неразрезный мост; винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. И никаких углепластиков. Даже легкосплавные колеса не допускаются – только стальные штамповки. И если инспекция обнаружит, например, что пружины задней подвески короче положенных на полвитка, команда рискует попасть под суровые санкции.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Д.Эрнхардт-мл. повел гонку

Пространственная несущая структура из стальных профилей обшивается дюралевым листом; высококвалифицированная ручная работа. Так что после отделки болид внешне напоминает своего серийного «однофамильца» — Dodge или Ford. Только напоминает; у них даже дверей нет, и пилот попадает в «копит» через левое окно (оно без стекла и затянуто сеткой). Вот моторы у них в самом деле stock; о «восьмерках» NASCAR разговор отдельный.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Ветеран Mark Martin (Chevrolet №8) ведет группу соперников

Вернемся на трек: заезд на приз Samsung 500 проводится на 334 круга: 501 миля (806+ км). Немало, но все-таки не 500 кругов, как на иных этапах… Поначалу повел Дэйл Эрнхардт-мл., однако к 10-у кругу он стал жаловаться (по радио), что «импала» плохо держит дорогу. Чем и воспользовался молодой Кайл Буш, который на 14-м круге перехватил инициативу. Неудачно складывалась гонка для 4-кратного обладателя кубка: Jeff Gordon (Chevrolet №24) стартовал с 18-й позиции, какое-то время держался в «середняках», а на 110-м круге сошел с пробега. Второй случай из 516 кубковых гонок великого Дж.Гордона, когда он занял последнее — 43-е место. Обычно он финиширует намного лучше.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Дозаправка ведется дедовским методом – из стандартных канистр. У механиков непростая жизнь

Рестарт после «желтого» флага (обгон запрещен), который в первый раз вывесили на 3-м круге, и лидирует вновь Д.Эрнхардт-мл. До 47-го круга, когда вперед вырвался Джимми Джонсон – и сделал заявку на первый успех в новом сезоне. Дистанция долгая, и лидеры в кубковой гонке меняются многократно; после удачного pit-стопа на 113-м круге заезд возглавил обладатель кубка 2003 Matt Kenseth (Ford №17). Увы, на 180-м круге его болид слегка подтолкнул «круговой» Juan Pablo Montoya (Dodge №42), и Мэтт Кензет невольно уступил лидерство Кайлу Бушу. Которого на 215-м круге обошел Карл Эдвардс; с того самого момента Ford №99 стал самым серьезным претендентом на победу.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Пилот «форда» №99 принимает отмашку «клетчатого» флага

И в самом деле, К.Эдвардс шел впереди, когда на 330-м круге на овал в 6-й раз выехал pace car. Соперники катались под «желтым» флагом довольно долго, так что заезд продлили до 339 кругов. Рестарт, и К.Эдвардс выигрывает гонку Samsung 500 в 0,4 сек. перед Дж.Джонсоном. Его 3-я победа из 7 стартов в нынешнем сезоне; исключительно сильный результат! Сравнимо с 6-ю победами из 7 этапов в Формуле 1; К.Эдвардс в очередной раз исполнил свой коронный номер — обратное сальто. Имеет право.

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
К.Эдвардс, победитель гонки Samsung 500

Кайл Буш приехал 3-м, Райэн Ньюмэн – 4-м; на 6-м месте финишировал Jeff Burton (Chevrolet №31) – и сохранил тем самым лидерство в предварительном зачете. У него 1065 очков, на 59 баллов отстает Kevin Harvick (Chevrolet №29), на 64 — Кайл Буш. Дж.Джонсон продвинулся на 6-е место (-144 балла), а 3-кратный победитель пока лишь на 10-м (-184). В «денежном» зачете ведет по-прежнему Р.Ньюмэн – 2 млн 425+ тыс. долл. К.Эдвардс на 2-й позиции — 2 млн 44+ тыс., за ним идет 2-кратный обладатель кубка Tony Stewart: миллион 891+ тыс. Как вы считаете, что тут важнее – очки или доллары?

Samsung 500 Texas Motor Speedway Fort Worth
Дж.Бертон, лидер в предварительном зачете Sprint Cup 2008