С рестриктором: Aaron’s 499

С рестриктором: Aaron’s 499

Среди 36 этапов Sprint Cup есть 2 заезда совершенно особого свойства: на Daytona International Speedway и на Talladega Superspeedway. Гонки там проводят с рестриктором: на карбюратор «восьмерки» монтируют спецпластину с калиброванным проходным отверстием, лимитирующим поток воздуха в цилиндры. Иначе говоря, ограничитель мощности двигателей – совершенно необходимая на сверхскоростных автодромах мера.

Aaron’s 499
Панорама три-овала Talladega Superspeedway

Автодром Talladega Superspeedway (город Lincoln, Алабама) – прямая противоположность малым овалам Bristol Motor Speedway и Martinsville Speedway. Длина трассы 2,66 мили (4,28 км), виражи круто профилированы – под 32,5-33°. Так что скорости здесь безумные: рекорд в квалификации 212,809 миль в час (342,483 км/ч) – на круге! Причем рекорд держится с 1987, когда рестрикторы еще не ставили.

А в пятницу 25 апреля быстрейший круг в квалификации прошел аутсайдер Joe Nemechek (Chevrolet № 78): 301,5 км/ч. Далеко не рекорд 1987 – так ведь с рестриктором. На 0,49 сек. от него отстал 2-кратный обладатель кубка Tony Stewart (Toyota № 20). «Обороняющийся» держатель кубка 2006-07 Jimmie Johnson (Chevrolet № 48) занял на стартовом поле лишь 10-ю позицию. Непросто сдерживать натиск соперников – даже такому асу.

В воскресенье на Talladega Superspeedway собрались сотни полторы с лишним зрителей (всего на овале 175 тыс. мест). Гонка здесь отчаянная, и посмотреть обычно есть на что. Вот и теперь… Со старта заезд на 188 кругов (500+ миль или без малого 805 км) возглавили, естественно, Тони Стюарт и Джо Немечек. А за ними погнался молодой Kyle Busch (Toyota № 18), который стартовал с 5-й позиции; он себя еще покажет.

Aaron’s 499
Старт заезда на 188 кругов

По широкой ходовой поверхности здесь порой идут по 4 «сток»-болида в ряд – и даже по 5. Со скоростью около 300 км/ч; со стороны страшно смотреть. Тогда как пилоты NASCAR народ совершенно безбашенный: они на треке еще и «силовую» борьбу практикуют. Теснят друг друга бортами (благо колеса закрыты), подталкивают бампером в «корму»… Правда, у них, кроме «пули в голове», еще и высочайшее мастерство, которое и позволяет играть в такие игры – даже на Talladega Superspeedway.

Aaron’s 499
Гонка во много рядов – как по магистрали

Бурный заезд (с рестриктором) продолжался 3 часа 4 мин. и 37 сек. В ходе гонки 20 (двадцать!) пилотов 52 раза сменились на позиции лидера; скучать зрителям не приходилось. Дольше всех пелотон из 43 болидов возглавлял Тони Стюарт — в общей сложности 61 круг. Однако опытнейшему и агрессивному пилоту опять не повезло (он еще не выигрывал на овале Talladega). Прокол на полдороге, а за 15 кругов до отмашки «клетчатого» флага Т.Стюарт попал (не по своей инициативе) в «завал» и выбыл; 38-е место. Видимо, в другой раз. Джо Немечек выступил лучше и финишировал 25-м. А в заключительной стадии гонки блеснули те, кто стартовал не из первого ряда.

Aaron’s 499
Борьба на полпути к финишу

В тактике заезда на приз Aaron’s 499 есть прикольная особенность: здесь ездят «паровозиком». Скорости огромные, сопротивление воздуха велико, и чтобы сэкономить горючее (pit-стопы!), пилоты нередко ведут свои болиды встык: передок в «корму». Естественно, партнеры по команде (когда им удается найти друг друга на овале); сопротивление воздуха делится на двоих, и тандем стремительно прорывается вперед. Цирковые номера при 300 км/ч…

Ближе к финалу стало ясно, что на высокий результат претендует 22–летний Кайл Буш. Он лидировал 12 кругов, но в середине гонки неудачный pit-стоп отбросил быстрого пилота на круг назад. Кайл не опустил руки и стал настойчиво пробиваться вперед. Его активно поддерживал Denny Hamlin (Toyota № 11), партнер по команде Joe Gibbs Racing: скоростной «тандем» выигрывал позицию за позицией. У них получилось, и на предпоследнем круге «кэмри» № 18 вновь возглавила пелотон! Наш знакомый Juan Pablo Montoya (Dodge № 42) умудрился вклиниться между победителем и Дэнни Хэмлином – и тут позади лидеров возник очередной «завал».

Aaron’s 499
Один из «завалов» в ходе гонки: Т.Стюарта слегка прижали к барьеру
Aaron’s 499
Д.Хэмлин самоотверженно разгоняет «кэмри» Кайла Буша

«Желтый» флаг (обгон запрещен), и заезд завершился в уже сложившемся порядке. Кайл Буш добился 2-й победы в сезоне 2008 и сделал серьезную заявку на Sprint Cup. Х.-П.Монтойя стартовал с 26-й позиции и занял 2-е место; лучший для колумбийца результат на скоростных овалах (хотя у него есть уже одна победа в кубковой гонке – на шоссейно-кольцевой трассе). Jeff Burton (Chevrolet) финишировал 12-м и сохранил лидерство в предварительном зачете (1347 очков); на 2-й позиции Kyle Busch (Toyota, -22 балла), на 3-й Dale Earnhardt Jr. (Chevrolet, -79). Д.Хэмлин продвинулся на 4-е место (-99), Дж.Джонсон отошел на 5-ю позицию (-102 очка).

Aaron’s 499
Вторая победа Кайла Буша в сезоне 2008

Пройдена четверть дистанции сезона 2008. В 9 гонках успеха добились 6 пилотов, причем Carl Edwards (Ford) аж трижды. Если по маркам, то лучше других выступают Ford и … Toyota: по 3 победы. Два успеха у Chevrolet и одна победа у Dodge. Однако до осени (когда считают) далеко, и в 36-этапном марафоне еще произойдут непредсказуемые сдвиги.

Aaron’s 499
Кайл Буш, победитель в безумной гонке Aaron’s 499

В «денежном» зачете впереди по-прежнему Ryan Newman (Dodge): 2 млн 685 тыс. 810 долл. Хотя по очкам он лишь 11-й… На 2-й позиции Карл Эдвардс – 2 млн и 238+ тыс., на 3-й Т.Стюарт: 2 млн и без малого 148 тыс. Тогда как у Джеффа Бертона всего миллион 602+ тыс., у Кайла Буша — миллион 990 тыс. Молодой еще.

Aaron’s 499
Дж.Бертон, все еще лидер в предварительном зачете Sprint Cup 2008