Рыжая бестия. Тюнинг Toyota Trueno

Тюнинг Toyota Trueno

фото автора и Даниила Бондаренко, AirJek

Оранжево-красной молнией проносится автомобиль по улицам города. Задумать уникальный проект глубокой доработки автомобиля, – то есть не ограничиваться двигателем и прочими механизмами, а спроектировать автомобиль для стрит-рейсинга эффектной внешности способны немногие. Воплотить в реальность – единицы.

Тюнинг Toyota Trueno
Гонки: Буньково-2005

Даниил хотел «спортивку». Правда, тогда он еще не сильно ориентировался в спорт-карах, поэтому не мог точно сказать, что именно и в каких количествах ему нужно. А значит, и составить проект тюнинг-автомобиля, бюджета, оценить масштабы работ.

В итоге в 2003 году он приобрел Toyota Sprinter Trueno в 110-м кузове с ручной КПП. Машина готовилась для города, – то есть, для ежедневной эксплуатации, но так, чтобы при случае «зажечь» со светофора. Досадное ДТП послужило «началом» эпопеи тюнинга.

Сперва Даниил воплотил в реальность свою давнюю мечту: покрасил авто в два цвета – белый и фиолетовый (очень густой, почти черный), воспользовавшись рисунком из известной игры Need for Speed.

Эксперименты

А потом принялся за работу. Вместо «стокового» 5А-FE установили 4А-GE, что прибавило машине резвости. Затем, по совету Александра Сабурова (см. «Слепой» корч», «Турбо», №11, 2006), Даниил приобрел ЦПУ от Autronic, однако из-за неверной сборки через 3 месяца двигатель умер.

Чтобы не платить большие деньги за известные брэнды, начинающий тюнинг-энтузиаст принял решение пользоваться деталями и узлами с «разборок». Правда, речь шла в основном о тормозах и трансмиссии. Таким образом, у автомобиля появились задние дисковые тормоза (против «стоковых» барабанов) от 101-го Levin’а, – чтобы повысить эффективность торможения.

Следующим шагом стала замена пружин и стоек на «кольцевой» комплект Cusco Zero-1 – с регулировкой высоты и жесткости подвески. Вкупе с установкой подкапотной распорки доработка улучшила управляемость автомобиля.

Тюнинг Toyota Trueno
Выпуск уже есть, а впуска — еще нет, как и компрессоров

Под капот имплантировали такой же – «стоковый» – 4А-GE. В комплекте с которым пошел керамический диск сцепления с облегченным маховиком и усиленной корзиной Toda.

Потом двигатель настраивали и обкатывали – целых полгода. До встречи с трамваем, «подрезавшим» машину Даниила. Результат – разбитый передок автомобиля.

Последующий ремонт открыл новые направления тюнинга. Выправив геометрию кузова, Даниил не захотел ставить «стоковый» бампер – очень уж скучно тот смотрелся. В итоге автомобиль обзавелся оригинальным передним бампером и модными «порожками». И на мир смотрел теперь через «хрустальную» оптику.

Новый цвет кузова подбирали месяц, выкачивая гигабайты из Интернета, сравнивая и подбирая оттенки. Выбор пал на Mipa Gemeny (красный хамелеон); хотя очевидцы утверждают, что автомобиль – оранжевый. Машину поставили на 17-дюймовые катки белого цвета.

Мысли о главном

Попутно продвигалась идея нового двигателя. Мощности безнаддувного (атмосферного) становилось маловато, приходили мысли о нагнетателе. Но до воплощения идеи в реальность еще далеко. Как показал дальнейший опыт вживления под капот нового агрегата, трудностей, связанных с компоновкой автомобиля, оставалось предостаточно.

Новым «сердцем» стал 4A-GZE. Двигатель с приводным нагнетателем («чарджером») значительно расширял возможности тюнинга – по сравнению с прежними. Его снабдили «интеркулером» от турбовой «старлетки» (Toyota Starlet) и радиатором от мотора 7А. «Чарджерный» мотор нуждался в эффективном охлаждении, и «стоковый» радиатор с задачей не справлялся.

Тюнинг Toyota Trueno
Выпускной «паук» — редкий экземпляр

По ходу дорабатывались тормоза: «родные» передние заменили на диски увеличенного диаметра от модели с двигателем 4A-GZE. Заменили и суппорты – на 2-поршневые от Caldina GT-T. Тормоза стали лучше «ощущаться» водителем. В таком состоянии машина провела год. Вообще-то Даниил замышлял загнать «рыжую» в гараж на доводку и настройку, но место на дино-стенде уже занял другой автомобиль (Toyota Supra – о нем читайте в следующем номере «Турбо»), который упорно не хотел уступать «насиженное» место.

Минул почти год. Двигатель перестал радовать резвостью, и его решили заменить: собрать из имеющихся деталей (а их от прежних моторов сохранилось много) новый, уникальный двигатель. Уже вполне сложилась идея о дополнительном турбонаддуве. Техники продумали конструкцию, решили однозначно: встанет. Теперь предстояло все собрать, разместить, смонтировать и «подружить» – а это довольно сложный и трудоемкий процесс.

Тюнинг Toyota Trueno
Таким интеркулером — да на таран…

Дубль №…

Основу взяли ту же: 4A. Блок цилиндров позаимствовали от одной из версии Levin’a – silver top (16-клапанник), головка блока цилиндров (ГБЦ) – от комплектации black top (20-клапанника), усиленные поршни – от GZE I поколения, их прочность выше, нежели у других версий. Полученная степень сжатия составила 7,5, что гораздо меньше, чем у обычного GE. Для турбины – самое то.

Дальше переделывали «по частям»: коленвал оставили «родной», шатуны взяли от Pauter, шпильки заменили на кованые Crower. Кольца подбирали методом «научного тыка»: собирали со всех прежних двигателей. Подошли от 4A-GE. Логическим завершением работы стала замена «расходников»: сальники, ремни, колпачки (все, что вызывало подозрение).

Тюнинг Toyota Trueno
В отличие от «стока» — лишь выносной тахометр и ряд переключателей слева

Проект установки двух нагнетателей – турбо и приводного – занимал умы многих механиков и техников, но не каждый решится довести замысел до дела. Прецедентов (по устройству), аналогичных «бестии», два: Lancia Delta Integrale – и некоторые из грузовиков Volvo.

«Бестия» – удачный опыт «безумной» идеи. В отличие от известных «twincharger», где подключение агрегатов происходит параллельно или последовательно, в Trueno – последовательно, но в обратном порядке. Турбина придает двигателю высокую мощность, а «чарджер» избавляет от извечной слабости турбомоторов – так называемой «турбоямы». Поэтому у машины ровный и о-о-очень динамичный разгон.

«Горячую» часть турбины взяли от мотора 7М, известного своими мощностными характеристиками. «Холодная» часть раньше принадлежала двигателю 3S-GTE.

Тюнинг Toyota Trueno
Турбина

Под тюнинг-оснащение изготовили спец-впуск и уж совсем уникальный выпуск. Работы доверили известным в «ремонтно-тюнингерских» кругах Братьям Нигерам – Даниле и Сергею. Систему выпуска завершили трубой собственного изготовления – диаметром 60 мм.

Спереди повесили «интеркулер» увеличенного размера, диаметр всех патрубков воздушной магистрали увеличили до 63 мм. Смонтировали систему охлаждения моторного масла. Все было направлено на максимальное охлаждение чересчур «горячих» систем.

Зажигание модернизировали: трамблер заменили триггер-диском и поставили катушки зажигания от Grand Cherokee. Взяли 4 коммутатора Bosch, однако результат вовсе не порадовал. В перспективе – установка усилителя зажигания Autronic-R 500.

Ходовую часть усилили нижней передней распоркой.

В итоге под капот утолкали такое количество всевозможных систем и агрегатов, что перестал помещаться аккумулятор – и его перенесли в багажник. Кондиционер вообще убрали – за ненадобностью.

Тюнинг Toyota Trueno
Датчики: масло, t° охлаждающей жидкости и boost — сколько «качает» турбина

Попутно немного облегчили салон – сняли заднее сиденье…

Первоначально таких масштабных работ не планировалось, поскольку, напомню, автомобиль предназначался для города. Однако, как известно, коренная проблема большинства подвинутых на тюнинге – неспособность вовремя остановиться. Вот и теперь автомобиль, снабженный – взамен сожженного – новым сцеплением от известной Clutch Master (2-дисковое металлокерамическое), «длинной» коробкой для раскрутки турбины и сочетанием турбо + «чарджер», дающим давление до 1,9 бар (избыточное), ну никак не подходит для города. Долго ездить на такой машине очень тяжело – устают и ноги, и руки. Кроме того, из-за малого сцепного веса и высокой мощности мотора автомобиль безбожно «шлифует» на переключениях. А чтобы нормально тронуться, нужно проявить немалое мастерство.

На сегодня двигатель автомобиля еще не настроен, требуется обкатка и составление таблиц ЦПУ. Но по ощущениям пассажиров и самого водителя… Следует также отметить, что итоговый бюджет, пусть еще и не завершенного проекта, вполне сравним с размерами выплаченной в результате аварий страховки.

В перспективе работы по салону, настройка систем, но главное – смена привода на задний. Сначала подумывали о полном, но такая переделка автоматически перемещает Даниила на соревнованиях по «дрэгу» в другой класс, что ему совсем не нравилось. Секунды, за которые автомобиль проходит четверть мили, после установки турбины еще не замеряли, но к лету…

Тюнинг Toyota Trueno
Собственной персоной…

А пока яркая оранжевая красавица, обладательница официального титула «Самый быстрый 4А города Новосибирска в 2005 году» проводит дни на стоянке, припорошенная снегом, ожидая своего часа.

 

Список доработок
Двигатель и ECU
Изначально «стоковый» 4А-GE с Toyota Levin, c последующей заменой на аналогичные агрегаты, 4A-GZE.
ГБЦ – от версии silver top (16-клапанник).
Блок цилиндров – от версии black top (20-клапанник).
Форсунки 850 сс
Шатуны Pauter.
Поршни взяты от 4A-GZE , Levin I поколение.
Болты крепления коленчатого вала и ГБЦ кованые Crower.
Турбина ct26 (от Toyota Celica GT-Four) – «холодная часть», «горячая» – от двигателя 7М – GTE.
Специальный впускной/выпускной коллектор и выпускной тракт собственного изготовления.
Клапан сброса HKS.
Топливная система: насос – Walbro 260 л/ч.
Маслонасос – от версии black top.
Компьютер AUTRONIC SMC 1,92 с автонастройкой.
Подвеска, трансмиссия, колеса и тормоза
Тормозные суппорта двухпоршневые от Toyota Caldina GT-T, тормозные диски диаметром 270 мм; вся система – собственной сборки.
КПП ручная от 4А-GE с замененной главной парой на 3,6.
Сцепление – Clutch Master, двухдисковое, металлокерамическое.
Подвеска – пружины и стойки – кольцевые Cusco Zero-1, распорка передних стоек.
Колеса: Giugiaro Vredestein 215/45R17.
Снаружи и изнутри
Аэродинамический обвес: передний бампер, боковые юбки; спойлер.
Уникальный капот.
Накладки на педали, руль — HPraid.
Ручка КПП — MOMO.
Бортовой компьютер Sumicom (позволяет настраивать Aurtonic) + мультимедиа станция.
А также заменены
Датчики температуры выхлопа, масла, охлаждающей жидкости, давления масла, топлива и воздуха, температуры воздуха, топлива, турбины — фирм Autogauge, Defi, Autronic.