Резать угол

Резать угол автомобиль плюс мотоцикл Brink Dynamics Carver

Заманчиво сочетать приятное с полезным и соединить в одном пакете свойства автомобиля и мотоцикла. Скажем, способность крениться внутрь виража, присущая одноколейным транспортным средствам, – как горнолыжник, который режет снег на крутом склоне приемом карвинг. Экзотический самодвижущийся экипаж от голландской Brink Dynamics так и называется – Carver. Двухместный «тандем», 3-колесная конструкция с 0,66-литровым 16-клапанным турбомотором Daihatsu JB-DET мощностью в 68 л.с. при 6 тыс. оборотов. Двигатель работает с ручной 5-ступенчатой коробкой передач, ведущие колеса – задние.

Причем DVC меняет свое поведение в зависимости от скорости движения. На малом ходу почти все управляющее воздействие от «баранки» идет в поворот переднего колеса, а крена практически нет. Чем выше скорость, тем меньше поворот переднего колеса и тем сильнее крен – его и «капсулы» – перед входом в вираж. Вдобавок слегка подруливают (в сторону поворота) задние колеса [Как у боевого ниссановского Skyline GT-R.], что еще увеличивает стабильность аппарата на криволинейной траектории. Здесь особое значение приобретает скорость перестановки, – чтобы успеть переложиться из крена в одну сторону на другой бок. Скажем, в быстрой «шикане»; как утверждают у Brink Dynamics, гидравлика DVC обеспечивает скорость перекладывания до 85°/сек. Как у профессиональных мотогонщиков-кольцевиков.Дело, однако, не в силовом агрегате; Carver оснащен патентованной электронно-гидравлической системой DVC (Dynamic Vehicle Control – динамическое уравновешивание экипажа) от Brink Dynamics. Устройство автоматически кренит машину, но не наружу, а внутрь поворота – наподобие мотоцикла. Как видите, спереди у «карвера» одно-единственное управляемое колесо; при повороте «баранки» DVC автоматически делит управляющее воздействие на два отклика. Во-первых, поворачивается переднее колесо. Во-вторых, оно наклоняется (вместе с пассажирской «капсулой») – в нужную сторону – и буквально цепляется за ходовую поверхность; бесподобное держание дороги в виражах. Тогда как задние колеса катятся по дороге как обычно – в вертикальном положении.

автомобиль мотоцикл Brink Dynamics Carver

С места до 100 км/ч Carver One способен разогнаться за 8,2 сек., объявленная максимальная скорость – 185 км/ч. Есть и «заряженная» версия, турбомотор которой настроен («чип»-тюнинг) на 85 л.с.; максимальная скорость – за 225 км/ч. С 3-колкой успели познакомиться британские автообозреватели; вот их мнение.Ширина аппарата (без крена) всего 1,3 м, а при наклоне на 45° в ту или иную сторону она увеличивается до 1,6 м. Длина Carver One – 3,4 м, высота – 1,4, колесная база – 2,65 м. Передняя подвеска – на одностороннем продольном рычаге, сзади – McPherson; винтовые пружины, телескопические амортизаторы. Тормоза дисковые «по кругу»; передняя покрышка размером 140/70R монтируется на 17-дюймовый обод, задние 195/45R – на 15-дюймовые колеса из легкого сплава. Сухой вес 3-колки – 670 кг.

автомобиль мотоцикл Brink Dynamics Carver

Ко всему еще и разноцветье индикаторов на передней панели, которые переливаются от зеленого до красного по мере увеличения крена до максимального в 45° (тогда вдобавок включается зуммер). Триколка цепко держится за ходовую поверхность, хотя возможности единственного переднего колеса все же ограничены. Неровностей лучше избегать, поскольку они провоцируют соскоки с траектории.Понятно, что Carver One притягивает изумленные взгляды, даже когда неподвижен. А на ходу он еще фантастичнее: чем быстрее едешь, тем сильнее корпус наклоняется в виражах. Само собой, нужно какое-то время для привыкания. По первости слегка напрягаешься, ожидая, что машинка начнет крениться как все – наружу поворота. Однако довольно скоро входишь во вкус и прежде, чем поймешь, что происходит, начинаешь нарезать кривые, едва не цепляя наружными зеркалами за асфальт! Из крена в одну сторону Carver мгновенно перекладывается в другую, так что кайф в «шиканах» бесподобный.

автомобиль мотоцикл Brink Dynamics Carver
Механизм DVC в действии

Среди других изъянов – нечетко работающая КПП. И движок увядает при 6 тыс. оборотов, хотя в принципе он способен крутиться аж до 9000 мин-1. Ну а самый крупный минус Carver One – его цена. За 27624 фунтов приобретается Lotus Elise. Скажем, за 1/2 такой суммы 3-колка от Brink Dynamics – наполовину мотоцикл, наполовину аэроплан – произведет на рынке фурор. Однако британские импортеры не сомневаются, что смогут продавать по 2 сотни аппаратов – без напряжения. Многим нравится собирать вокруг себя толпу зевак.

Компания существует 10 лет – в составе группы Brink Technology B.V. Ее основатель Chris van den Brink запустил Carver One в серию и уже принимает заказы.

автомобиль мотоцикл Brink Dynamics Carver

Как и у Carver, у «клевера» 2 задние колеса катятся по ходовой поверхности  вертикально, а «пассажирская капсула» кренится – вместе с единственным передним колесом – внутрь виража. Ширина машинки невелика – всего 998 мм, колея – 835 мм. Водитель и пассажир сидят один за другим – в тандеме, и все про все весит меньше 400 кг. Однако главное тут в механизме крена; создатели «клевера» заимствовали систему DVC у Brink Dynamics. «Капсула» кренится на угол до 45° – влево или вправо; 2 мощные гидроцилиндра работают от насоса высокого давления (с аккумулятором) и, видимо, отбирают определенную мощность у двигателя.В университете города Bath, Великобритания, пошли по пути Brink Dynamics и построили экспериментальный 3-колесный CLEVER (Compact Low Emission Vehicle for Urban Transport – компактное городское транспортное средство с пониженными выбросами вредных веществ). Работы велись при поддержке Европейского Союза и при участии такого серьезного партнера как BMW. Название не без игры слов: англ. clever значит «изобретательный», «продуманный», «умный»; насколько такое название оправданно, судите сами.

автомобиль мотоцикл Brink Dynamics Carver

Техника собрана на каркасе из алюминиевых сплавов (с центральным шарниром), кузовные панели из пластика. Длина аппарата – 3066 мм, высота – 1388, колесная база – 2450 мм. Спереди легкосплавное 17-дюймовое колесо, сзади – 18-дюймовое; дисковые тормоза «по кругу». Узенький Clever неплохо смотрится в интенсивном потоке мегаполиса – и аккуратно пишет траекторию на извилистой загородной дороге. Всего лишь экспериментальная конструкция, однако она способна срезать угол. И глядишь, через несколько лет «карверы» с «клеверами» замелькают в транспортном потоке. Хотя на н-ских улицах – вряд ли.А от себя новаторы из Bath придали «клеверу» экономичный и экологичный силовой агрегат: одноцилиндровый 4-тактный Rotax рабочим объемом в 218 «кубиков» – на сжатом природном газе. Моторчик развивает до 17 л.с. при 8600 мин-1, наибольший крутящий момент – 15,5 Нм при 6300 мин-1. Через бесступенчатый клиноременный вариатор и дифференциал он приводит задние колеса. Газобаллонное оборудование (емкости высокого давления изготовлены из углепластиков) от немецкой WEH GAS Technology GmbH. С места до 60 км/ч машинка способна разогнаться быстрее, чем за 7 сек., средний расход горючего (в бензиновом энергетическом эквиваленте) – 2,6 л на 100 км пробега. Максимальная скорость – около 100 км/ч; впрочем, все зависит от выбора силового агрегата.