Ревизия автошкол

Я думаю, никто не будет спорить, что во многом безопасность дорожного движения закладывается при обучении будущих водителей в автошколах. Как же обстоит дело с подготовкой водителей в нашей Новосибирской области? С этим вопросом я обратился к начальнику Отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУВД Новосибирской области подполковнику милиции Павлу Анатольевичу Жевлакову.

– На сегодняшний день в области зарегистрированы 133 автошколы различной формы собственности, 40 из которых – в городе. Из этого числа ГУНО принадлежит 8 городских и 49 областных учебных организаций, Министерству обороны – 1 и 2 соответственно, Россавтотрансу – 1 и 4, ОСТО 8 и 19, ВОА – 1 и 4. На долю иных учебных организаций различной формы собственности приходятся 21 автошкола в городе и 15 в районах области. в 2000 году они подготовили 34918 водителей транспортных средств различных категорий, в основном категории «В» – 19770 человек. Средний процент сдачи экзаменов кандидатами в водители с первого раза составляет 83,2 %.

На первый взгляд вроде бы неплохо. Но не секрет, что не все автошколы обладают достаточной материально-технической базой, грамотными кадрами преподавателей и инструкторов. А некоторые из них просто превратились в организации по сбору денег и набиванию карманов. Так, за прошлый 2000 год по итогам наших плановых проверок были подготовлены материалы на отзыв лицензий у 42 учебных организаций Новосибирска и области. В начавшемся 2001 году эта работа продолжается. В январе из проверенных девятнадцати автошкол, зарегистрированных в городском межрайонном регистрационно-экзаменационном отделении (по-старому в ОблГАИ. – Прим. ред.), деятельность семи приостановлена. Еще четырем организациям дано время для устранения недостатков, после чего их ждет повторная проверка.

Критерии оценки действия автошкол были следующие. Во-первых, мы обращали внимание на материально-техническую базу: наличие классов по устройству и техническому обслуживанию транспортных средств, правилам и безопасности дорожного движения, их оборудование в соответствии с учебными программами. Во-вторых, на наличие и качество необходимой документации. В-третьих – на используемые в учебном процессе программы, их соответствие «Примерным программам подготовки водителей транспортных средств», утвержденных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. И, в-четвертых, – на выполнение этих программ и требований нормативных документов ГУ ГИБДД в процессе обучения.
Какие типичные нарушения? В первую очередь – отсутствие требуемого программами оборудования в классах по устройству автомобилей. Как делают? Свезут перед регистрацией из разных школ, где директора знакомые, от кого двигатель, от кого коробку или стенд, откроются, а потом все раздают назад. Значит, скорее всего программа здесь не выполняется. Или всего один маленький класс и по устройству, и по правилам, и по безопасности движения, да к тому же в подвале. Тесно, грязно. Как здесь людям заниматься? Далее, непорядки в документации. Я не буду вдаваться в подробности, чего у кого не хватает. Все руководители школ знакомы с соответствующими документами. Вот это основное. Вообще создается впечатление, что никому нет дела до безопасности дорожного движения, лишь бы карман набить.

Раньше, лет десять – пятнадцать назад, была единая государственная подготовка, готовили тогда в автошколах хорошо, добротно. Были единые требования. Теперь же полный беспорядок. Контролировать сложно.

Поэтому для упорядочения подготовки кандидатов в водители, повышения ее качества нами разрабатывается Положение о порядке подготовки и переподготовки кандидатов в водители. Большое спасибо следует сказать директору автошколы «Вираж» Владимиру Чесноченко. Он, болея за дело безопасности дорожного движения, выступил с инициативой этого Положения и предложил нам свой проект. Мы обратились к наиболее известным в городе автошколам с просьбой высказать свои предложения и замечания. Сейчас проект находится на доработке.

В заключение хочу сказать, что Областная ГИБДД всегда стояла на страже интересов людей, их безопасности. И сотрудники нашего отдела приложат все силы, чтобы поднять качество подготовки кандидатов в водители.