Путешествия сквозь время

Путешествия сквозь время

Герой романа Герберта Уэллса «Машина времени» – не такая уж фантастическая фигура. Известно немало случаев перемещения целых групп людей – и не только в пространстве. Они наглядно иллюстрируют неодинаковый ход времени в различных системах или ситуациях. Читателям автомобильного журнала, вероятно, интереснее всего события, связанные с транспортными средствами и с ощущением времени на дороге. Начнем с ТС.

В тумане времени

Поезд. В июле 1911 года от римского железнодорожного вокзала отошел прогулочный поезд. Больше сотни пассажиров глазели на достопримечательности вдоль нового участка железной дороги. Поезд приближался к туннелю, как вдруг (по свидетельству двух пассажиров, успевших выскочить на ходу) все вокруг покрылось молочно-белым туманом, который по мере приближения к туннелю густел, превращаясь в вязкую жидкость. Поезд вошел в туннель и… пропал. После туннель заложили камнями, а во время II мировой войны туда попала бомба. Трехвагонный «призрак» появился в сентябре 1991 года недалеко от села Заваличи Полтавской области. Поезд с наглухо закрытыми шторами, открытыми дверями и пустой кабиной машиниста почти бесшумно пересек железнодорожный переезд на глазах у дежурной Елены Чебрец, давя разгуливающих по полотну кур…

Корабль. В июне 1943 года американский военный корабль «Элдридж» пришвартовался в морском порту Филадельфии. В октябре 1943 года на глазах у немногочисленных свидетелей корабль… внезапно исчез, как бы растворился в тумане. Через несколько секунд «Элдридж», опять-таки на глазах у свидетелей, появился в районе морского порта Норфолк в штате Виржиния. Через несколько минут он испарился… и снова объявился в Филадельфии. По сведениям физика Карла Лайслера, в 1943 году в США проводился научно-технический эксперимент «Филадельфия»: ученые хотели сделать военный корабль невидимым для радаров. На борту установили огромный магнетрон [Магнетрон – генератор сверхкоротких электромагнитных волн, созданный в США во время II мировой войны.], получавший энергию от мощных корабельных электрогенераторов. Идея эксперимента состояла в том, что сильное электромагнитное поле вокруг корабля послужит экраном для лучей радара. Корабль исчез именно в тот момент, когда заработал магнетрон… [Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Жизнь напрокат.-СПб., 2002., с.110-111].

Можно предположить, что и поезд и корабль прошли «сквозь время». Причем для людей, попадающих в другое измерение времени, оно сгущается (в «туман», наблюдавшийся в обоих случаях). А для людей, остающихся в одном измерении? Смотря по ситуации.

Как в замедленном кино

Вспомните моменты, когда вы чего-то ждете. Стрелка слово застыла на часах, а сотрудник СТО, ушедший «на минутку», пропал на веки-вечные. Или вы куда-то спешите. Через 5 минут вам нужно подъехать на службу, но красный свет на светофоре и не думает переключаться на желтый и зеленый.

Доктор технических наук В.В. Налимов пишет: «Время для человека двояко. Одно из них – равномерное (ньютоново) время, оно дается механическими – внешними – для нас часами. Другое – внутреннее, психологически переживаемое, неравномерное. Оно задается нашими внутренними часами. Ход этих часов определяется открытостью миру – возможностью действовать в этом мире… Человек может вполне сознательно изменять скорость своего времени для входа в измененное состояние сознания» [Налимов В.В. Спонтанность сознания.-М., 1989., с.24].

В годы Великой Отечественной войны фронтовики не раз наблюдали процесс разрыва ложившихся рядом снарядов. «Я четко видел (и не забуду никогда), – пишет участник войны Ф.Н. Филатов, – как таял снег вокруг раскаленной болванки, как по стальной поверхности зазмеились огненные трещины, как медленно начали отделяться и плавно подниматься осколки…» [Цит. по: Роциус Ю. Остановись, мгновение //На грани невозможного.-М., 1996, №4., с.6].

То же самое явление – замедление хода времени – происходит (и наблюдается) в других экстремальных ситуациях: автогонки, ДТП.

Очень плавно, за секунды…

Пилот Формулы 1, 3-кратный чемпион мира шотландец Джеки Стюарт прославился тем, что, по словам другого замечательного автогонщика, Стирлинга Мосса, «всегда ехал настолько медленно, насколько хватало для победы» [Формула-1: Полная иллюстриров. энциклопедия автогонок Гран-при.-М., 2001., с.124]. В интервью он не раз утверждал, что во время гонки ход времени для него как бы замедляется. По словам Дж.Стюарта, пилоты экстра-класса умеют «растягивать» время – иначе в быстротечных гоночных эпизодах порой просто не вписаться [По сведениям спортивно-технического отдела редакции «Турбо».].

А вот свидетельство А.Н. Басова, бывшего военнослужащего:

– В тот день мы с водителем возвращались в часть на грузовике ГАЗ-53. Шоссе узкое, пустынное. По краям дорожного полотна кюветы, а за ними насыпи. Скорость около 80 км/час. Объезжаем возвышенность, и вдруг прямо перед нами, посреди дороги, резко затормозил «Москвич». Объехать его невозможно, тормозить поздно. И вот тут случилось то, что запомнилось мне на всю жизнь. Полное спокойствие, очень ясная голова. И мысль: «Не мешай водителю. Все сейчас зависит только от него». И вот я спокойно сижу и наблюдаю, что происходит. Очень плавно капот машины стал поворачиваться в сторону кювета. Все происходит страшно медленно. Но поворачиваю голову к водителю и удивляюсь – руки его стремительно вращают «баранку»! Опять смотрю на дорогу. Капот машины уже поворачивается в другую сторону. Наша машина медленно проплывает в нескольких сантиметрах от легковушки и замирает поперек дороги. Произошедшее, казалось, заняло 45-60 секунд. Понимаю, однако, что на самом деле все уложилось в считанные мгновения [2, с.114-115].

Таким видел ситуацию свидетель «неудавшегося» ДТП. А водитель? Для него время тоже растягивается.

Хроника одного дтп

Слово – сотруднику журнала «Турбо» Владимиру Новицкому:

– Памятное для меня ДТП произошло (никогда не забуду дату!) 10 ноября 1997 года в Новосибирске. Примерно в 19.30 подъезжаю на Красный проспект, 82 – забрать жену с работы. Жена и дочь расположились на задних сиденьях Hyundai Pony, а на переднее к нам подсел наш сотрудник – ему было с нами по пути. Развернулись в сторону площади Ленина и стали набирать скорость; ничто не предвещало беды. Впереди никого, а метрах в 50 на перекрестке Красного проспекта и улицы Достоевского на светофоре загорается «зеленый». Скорость – около 60 км/час. Въезжаю на линию перекрестка – и наперерез «выскакивает» девятка.

Вот здесь-то время (для меня) переходит в другое измерение. Оно замедляется во много раз. Дело в том, что я контролировал сложившуюся ситуацию – как в пошаговом воспроизведении видеопленки.

Обернувшись назад, кричу: «Держитесь!». Одновременно вижу приближающуюся справа по борту машину. Представляю (я бы сказал: «Прокручиваю в уме варианты». – А.В.), что если задену машину или она начнет уклоняться от столкновения, то неминуемо врежется в ряд припаркованных автомобилей справа от нее. Осознаю, что уйти вправо шанса нет…

Кто заставил (или что заставило) меня именно так распорядиться временем? По одной из теорий, человеческий мозг задействован всего на 10%. Возможно, в момент опасности резервы активизируются?

…Мне необходимо сманеврировать так, чтобы свести к минимуму травматизм при столкновении. А оно неизбежно! Время поразительно замедлилось. Отчетливо вижу испуганные глаза водителя и такие же – у сидящей рядом с ним девушки. Боковым зрением замечаю побледневшее лицо сидящего справа от меня пассажира. Насколько позволяет просвет между Hyundai и машиной справа, все-таки уклоняюсь в ее сторону; удар моей «кореянки» приходится в правое крыло «девятки». Она, естественно (как мне кажется, медленно-медленно), разворачивается почти на 45°, тараня «девятку» и тем самым освобождая себе путь. Наш Hyundai метрах в 5 от нее, но уже по другую сторону перекрестка – в направлении улицы Гоголя.

Уже сидя в разбитой машине, вообразил, что стало бы с девушкой, врубись Pony в центральную стойку «девятки», и мне едва не стало плохо… Осмотрев своих пассажиров (все целые и невредимые), направляюсь к виновникам сдвига моего реального времени. Слава Богу – они отделались легким испугом!

Да, а нормальное время для меня восстановилось после удара.

На самом деле все произошло за пару секунд – не больше. Во всяком случае, так поняли мои пассажиры, когда вытек тосол из разбитого радиатора. Уверен, что подобное случается с каждым, когда жизни угрожает серьезная опасность.

Между прошлым и будущим

Об удивительных свойствах времени пытались судить философы античности, схоласты средневековья, писатели и ученые последующих веков. А жизнь подкидывала им необходимый для осмысления материал. В том числе свидетельства очевидцев и участников аномальных явлений.

Свидетельства интересны тем, что в них описывается «двумасштабность» событий в момент опасности. Первый рассказчик отмечает, что вокруг него все замедлилось; причем его поразила скорость, с которой водитель крутил «баранку». В другом эпизоде ощущавший растяжение времени рассказчик (кстати, также сохранивший спокойствие и ясность мышления) сам находился за рулем, а его спутники воспринимали течение времени нормально: «какие-то доли секунды». По-видимому, каждый участник ДТП перед столкновением и в его момент находился в своем микромире, в области с другой плотностью времени.

Как и почему это происходит? Каковы физические и психологические механизмы явления? На подобные вопросы еще предстоит ответить науке. А пока – давайте выполнять ПДД и учиться «вполне сознательно изменять скорость своего времени», находясь за рулем.