Повышение пошлин на грузовики. Переживем?

Известие о введении фактически запретительных таможенных пошлин на ввоз на территорию России грузовой техники (1 евро за 1 куб. см) не получило большого резонанса в обществе, как это было в подобной ситуации с легковыми автомобилями. Но автотранспортные компании, импортеры, другие субъекты бизнеса, использующие грузовики для собственных нужд, несомненно, оказались в крайне негативной ситуации.

Разумеется, повышение пошлин было ожидаемым – вслед за автобусами и легковыми машинами. Но до последнего времени надежда на сохранение существующего уровня таможенных платежей еще оставалась. Грузовой автотранспорт – важная составляющая экономики практически любого государства. Поскольку расходы на автоперевозки входят в себестоимость большинства товаров и услуг, понятно стремление эксплуатировать технику с оптимальным значением показателя цена/качество. На настоящий момент это импортные грузовики, выпущенные в первой половине 90-х годов XX века. Они отличаются от образцов российского автопрома высокой надежностью, массой вариантов по предназначению, грузоподъемности. Беспокоит отсутствие или неприемлемый ассортимент некоторых видов специальной техники среди отечественных аналогов. За годы продаж и эксплуатации японских, европейских, американских грузовиков в стране налажены их ремонт и поставки запасных частей.

В очень невыгодном положении опять окажется Дальний Восток – из-за удаленности от российских центров автопромышленности. Размер пошлины на грузовые автомобили старше 7 лет составит сумму, практически равную их сегодняшней итоговой цене. К примеру, на легкие грузовики (Isuzu Elf, MMC Canter, Mazda Titan) таможенные платежи будут равны $3000-5000 , на средний класс (Hino Ranger, MMC Fighter, Isuzu Forward, Nissan Diesel Condor) – $8000-10000, на большегрузные – $11000-25000 и даже выше.

Часть японской техники ввозить станет совсем бессмысленно. В Японии распространенным методом прироста мощности является увеличение кубатуры двигателя без применения турбонаддува. Нередко встречается техника с моторами объемом 17000 куб. см. Ценовая политика продавцов японской техники по отношению к имеющейся в наличии пока не ясна. А после переключения ряда поставщиков с ввоза легковых машин на грузовики последних завезено немало. Скорее всего, уже в ближайшее время цены на эти машины существенно вырастут.

Сейчас в Россию ввозится небольшое число грузовиков, выпущенных с 1998 года. Цены на них высоки и становятся ориентиром для прогнозирования нового ценового уровня. Примерные цены: 2 т – $7000-11000, 5 т – $13000-20000, 10 т – $30000.

Коммерческая техника эксплуатируется в Японии на порядок дольше легковых автомобилей, поэтому предложение «свежих» грузовиков невелико, в отличие от цен.

Действия российского правительства, направленные на резкое повышение пошлин (а значит, итоговых цен), немного сглаживает ситуация в Японии. В соответствии с японским законодательством в вопросах экологии, в Стране восходящего солнца идет переход на новую технику. Высвобождается большое число грузовиков и происходит резкий рост предложения на вторичном рынке, приводящий к снижению цен. В Японии. Но ситуацию в России это не изменит, так как основной составляющей в цене станет размер пошлины. В новых условиях, видимо, начнется ввоз разобранной техники «под документы». Однако цена на легализованные таким образом грузовики будет существенно выше недавнего уровня.