Послесловие к Франкфурту

Послесловие к Франкфурту

Вскоре нам предстоит пережить яркие впечатления Токийского мотор-шоу (по нечетным годам там дается по-настоящему экспозиция) – в реальном времени или же виртуально. В конце октября, а в паузе предлагаем ненадолго вернуться во Франкфурт и подвести итоги IAA 2007. Как и прежде, обращаемся к авторитетному американскому еженедельнику «AutoWeek», в редакции которого традиционно выбирают «звезд» выставки; вот и теперь они назвали интереснейшие автомобили в 4 номинациях. Лучший прототип, особо значимый экспонат – и самый прикольный. И наконец «гвоздь» выставки; их мнение – вовсе не истина в последней инстанции, тем не менее, оно интересно и показательно. Давайте посмотрим.

Лучший прототип

На взгляд американских обозревателей, это F700 с 3-лучевой «звездой»! Немецкий автомобилестроитель потряс воображение посетителей экспериментальным люкс-седаном необычных очертаний. У Mercedes его стилистику определяют как Aqua Dynamic (водная, текучая динамика); работа калифорнийского дизайнерского центра DaimlerChrysler AG.

Крупный 4-дверный автомобиль дает представление о возможном облике S-класса очередного поколения – лет через 5. При длине прототипа 5180 мм его колесная база необычно велика (3450 мм): просторный интерьер со свободной посадкой на индивидуальных сиденьях. Ширина F700 – 1960 мм, высота – 1438; прототип поставлен на покрышки размером 195/50R, смонтированные на гигантские колеса диаметром в 21 дюйм. Как нередко у выставочных экспонатов, у F700 неординарная навеска дверей: слева по борту как обычно – на передних петлях, а справа распашные – для удобства входа-выхода.

F700
MB F700. Слева двери подвешены на передних петлях, а справа – распашные. При этом мощная центральная стойка осталась на месте; жесткость несущего кузова
F700

Интересные (хотя и небесспорные) стилистические решения – и во внешнем дизайне, и в оформлении интерьера. И все же главное в том, чего не увидишь глазами: техника прототипа. Во-первых, «гибридный» бензин-электрический силовой агрегат под названием DiesOtto, что означает и Дизель, и Отто (с искровым зажиганием). Вообразите: 1,8-литровая «четверка» для седана S-класса! Скажете, докатились в борьбе за экономию горючего и экологию до абсурда… Не спешите с выводами; по сведениям от DaimlerChrysler, даже и с «малолитражным» двигателем F700 способен разогнаться с места до 100 км/ч за 7,5 сек.; максимальная скорость (ограничена электроникой) – 200 км/ч. Разве слабо? Причем бензина экспериментальный S-класс расходует в среднем (EU) якобы только 5,3 л на 100 км пробега. Невероятно! Так каким же образом?

Прежде всего – умеренный вес: благодаря широкому применению легких сплавов и композитных материалов немаленький F700 тянет лишь на 1700 кг. Ну и DiesOtto: революционный 16-клапанник работает с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и изменяемой степенью сжатия. Двигатель укомплектован bi-турбонаддувом (привет от BMW 335i) и с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха развивает до 238 л.с.; очень неплохо для 3-литровой бескомпрессорной «шестерки», тогда как потребление горючего остается на уровне 1,8-литровой «четверки». Мало того, под низкой нагрузкой DiesOtto переходит в цикл HCCI (homogeneous charge compression ignition – воспламенение однородной смеси от сжатия). То есть, на малом «газу» (обычный режим движения в городских условиях) необычная «четверка» работает особенно экономично – и выбросы вредных веществ невелики.

DiesOtto состыкован с 7-скоростным «автоматом» 7G-Tronic, ведущие колеса, естественно, задние. Кстати, в схему 7G-Tronic встроен вспомогательный тяговый электромотор мощностью до 15 кВт/20 л.с.; в общем и целом «гибридный» агрегат выдает (при заряженном аккумуляторе) до 258 л.с., наибольший крутящий момент – 400 Нм. Превосходит показатели 4,6-литровой фордовской «восьмерки», какую монтируют, например, под капот сравнимого Lincoln Town Car, – при совсем ином расходе горючего.

А во-вторых, электронно-гидравлическая подвеска Pre-Scan. В ее основе – уникальная мерседесовская ABC (Active Body Control – активное управление шасси), известная с конца прошлого века. Для экспериментального седана ABC дооснащена двумя лазерными сенсорами, размещенными на передке. Лазеры в упреждающем порядке «прослушивают» рельеф ходовой поверхности, набегающей под передние колеса. По их данным электроника мгновенно перенастраивает упругие элементы подвески и амортизаторы – под каждую дорожную «волну», под отдельную неровность: недостижимая прежде плавность хода.

Hi-tech; остается понять, насколько F700 близок к реальности. Ходовой прототип? Или всего лишь выставочный макет? Как знать; может, вскорости кому-то даже удастся познакомиться с экспериментальным седаном поближе. Ну а сегодня редакция «Турбо» разделяет выбор американских обозревателей: лучший прототип

Самый значимый

Само собой, фордовский Verve; или кто сомневался? Образ нового европейского компакта, который идет на смену заслуженной Fiesta. Именно от продаж моделей размерного класса B и зависит финансовое благополучие (или неблагополучие) таких марок как FIAT, Peugeot, Renault. Прототип Verve крупнее предшественника – и выглядит массивнее «фиесты». Высокая панель крыши означает увеличенное внутреннее пространство, а приподнятая линия капота позволяет создать под ним область «программируемой деформации». Забота о пешеходах при (к сожалению, порой неизбежном) наезде.

Verve
На фордовском стенде во Франкфурте Verve не оставался без внимания

Привлекательный 3-дверный «хэтчбек» (корпоративный «близнец» Mazda2 очередного поколения), с которым у транснационального концерна, переживающего не лучшие времена, связаны большие надежды. Во всяком случае на европейском рынке (и не только). Так что позиция американских обозревателей вполне понятна: самый значимый!

Для Ford Motor – бесспорно. А у нас «хэтчбеки» класса B не пользуются всенародным признанием; российские автомобилисты предпочитают седаны, причем рангом повыше. Редакция «Турбо» предлагает внимательно посмотреть на новый Lancer от «трех бриллиантов»; неважно, что дебютировал спорт-седан еще в начале года на международном мотор-шоу в Детройте (см. «Жизнь бьет ключом», «Турбо», 2007, №1). На IAA 2007 выставлен предсерийный прототип, а к концу года «лэнсер» очередного поколения выйдет на рынок. Нам новинка совсем не безразлична – ведь 3-й год подряд Lancer входит в «тройку» самых продаваемых в России «иномарок»!

Неудивительно; превосходный седан «гольф»-класса – по разумной цене. А Lancer 2008 модельного года, наверное, не слабее. Как и прежде, автомобиль переднеприводный 5-местный – и выглядит еще солиднее нынешней модели. Новая легковушка создана на платформе MMC Project Global, на которой уже выпускается полноприводник Outlander II поколения.

Lancer
Lancer 2008: снаружи и внутри
Lancer

«Лэнсер» тоже получит технически продвинутую трансмиссию 4WD – под обозначением S-AWC. Она предназначена для «заряженного» исполнения Evolution X, которое ожидается примерно через год. А пока спорт-седан выходит на рынок в исполнениях поскромнее – в том числе с 2-литровым 140-сильным турбодизелем от VW (он уже работает на шасси Grandis и Outlander). В европейском вкусе, а нам ближе бензиновые двигатели: 1,5– или 1,8-литровый 16-клапанники MIVEC.

Моторы комплектуются ручными 5– и 6-ступенчатыми КПП, 4– или 6-скоростными гидромеханическими «автоматами» – либо бесступенчатым вариатором CVT. Снаряженный вес – от 1325 кг (с 1,5-литровой 109-сильной бензиновой «четверкой» MIVEC и 5-ступенчатой «ручкой»), средний расход бензина – 6,4 л на 100 км пробега. Наименьшее время разгона с места до 100 км/ч – 11,6 сек., объявленная максимальная скорость – 191 км/ч. Совсем не плохо для столь скромного литража, а с 1,8-литровым двигателем «лэнсер» гораздо резвее.

Современный седан размерного класса C в обширной «линейке» исполнений и комплектаций – от самых недорогих до «заряженных». Как и «синий овал», Mitsubishi Motors борется за выживание, и Lancer очередного поколения выглядит неслабым козырем в сложной игре. Самый значимый экспонат IAA 2007 – не только для MMC, но и для российских автомобилистов.

Самый прикольный

«Биммер» 1-й серии купе! Культ баварской марки в Северной Америке еще выше, чем в Европе и в России, так что выбор «AutoWeek» выглядит вполне естественно. Новая 2-дверная 4-местная «единичка» BMW и в самом деле неотразима: мягкие и вместе с тем динамичные очертания, безошибочно узнаваемая фирменная стилистика. Одна из самых компактных заднеприводных легковушек в мире (они ведь там и понятия не имеют о ВАЗ-овской «классике»).

«Копейка» по-баварски

Прикол – да еще какой. Возьмите купе 135i с 3-литровой бензиновой «шестеркой»: bi-турбонаддув и 306 л.с. максимальной мощности. При снаряженном весе от 1560 кг «единичка» 135i (с 6-ступенчатой «ручкой») способна разогнаться с места до 100 км/ч за 5,3 сек. Максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена электроникой. Бесподобно, однако еще занятнее, наверное, исполнение 123d с 2-литровым турбодизелем: под капотом цельноалюминиевая 16-клапанная конструкция с пьезоэлектрическими форсунками. Тоже bi-турбонаддув (высокое давление от BorgWarner) и промежуточное охлаждение нагнетаемого воздуха; максимальная мощность – 204 л.с. при 4400 мин-1, наибольший крутящий момент – 400 Нм в диапазоне 2000-2250 мин-1. Самый мощный (в расчете на единицу рабочего объема) в мире: литровая отдача серийного двигателя с воспламенением от сжатия впервые в истории перевалила за «сотню»!

BMW: другого такого турбодизеля нет во всем мире

В снаряженном состоянии купе 123d весит 1495 кг; с ручной 6-ступенчатой КПП «единичка» с турбодизелем может ускориться до 100 км/ч за 7 сек. Не каждая из моделей Ferrari показывала 20 лет назад такую приемистость… Объявленная максимальная скорость – 238 км/ч, тогда как средний расход (EU) тяжелого топлива – лишь 5,2 л на 100 км пробега. Трудно поверить; примите вдобавок в расчет неподражаемое «драйверское» удовольствие от управления заднеприводным автомобилем. Прикол – для тех, кто понимает.

Ну а редакция «Турбо» выбирает прототип микровэна Daihatsu под обозначением HSC. Говорят, латинская аббревиатура примерно соответствует словосочетанию Heart & Smile Mover (пассажирский транспорт с душой и улыбкой) в японской азбуке. По определению, автомобильчик вписывается в стандартные габариты K-car: длина в пределах 3400 мм, ширина – до 1480. А вот насчет колесной базы и высоты никаких ограничений не существует, и тут создатели HSC порезвились от души.

Daihatsu HSC
Daihatsu HSC – самый прикольный по версии нашего журнала
Daihatsu HSC

Высота микровэна – 1550 мм, база – 2490; у ВАЗ-овской «калины» меньше. То есть, переднего и заднего свесов у HSC практически нет. Зато у него просторный и гибко вариабельный интерьер, где размещены 4 индивидуальных сиденья. Боковые двери раздвижные, причем центральная стойка у однообъемника (как и положено выставочному прототипу) отсутствует. Сиденья легко передвигаются по ровному полу, складываются – или убираются из салона (за исключением водительского). Передняя панель оформлена просто и функционально: жидкокристаллические мониторы заменили циферблаты со стрелками, вместо клавиш и кнопок – сенсорные переключатели. Продвинутая техника безопасности, «активная» и «пассивная», информационно-развлекательная телематика на уровне XXI в.

Спереди под капотом смонтирован 3-цилиндровый бензиновый 12-клапанник рабочим объемом 658 «кубиков». Микролитражный двигатель развивает до 58,5 л.с. (JIS) где-то при 7 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 65 Нм. Мотор состыкован с клиноременным вариатором CVT и приводит передние колеса. Благодаря малому весу и великолепной аэродинамике (коэффициент сопротивления воздуха – 0,28) микровэн расходует в среднем по японскому испытательному циклу 10-15 лишь 4,1 л горючего на 100 км пробега.

Многоцелевое мини-транспортное средство действительно создано «с душой и улыбкой». Забавно, что праворулевой автомобиль, предназначенный, естественно, для внутреннего японского рынка, дебютировал на европейской IAA 2007. Прикол.

Гвоздь шоу

Ультра-супер-спорт на миллион с лишним евро! Как сообщают от Lamborghini, построят лишь 20 экземпляров таких шедевров, как Reventon. Неотразимо грозный облик (якобы навеянный истребителем F-22 Raptor очередного поколения). Впечатляющая разгонная динамика (по официальным сведениям, Reventon способен набрать 100 км/ч с места за 3,4 сек.), максимальная скорость – 340 км/ч. Вряд ли какой-то другой экспонат IAA 2007 может стать рядом с Reventon; «гвоздь» выставки – по единодушному мнению американских обозревателей.

Reventon
Презентация фаворита IAA 2007

Редакция «Турбо» отдает должное фавориту, но и предлагает прислушаться к скептически настроенному внутреннему голосу. Неотразимый дизайн? А есть ли там что-нибудь по-настоящему новое – помимо внешности? Силовой агрегат прежний – от Murcielago. Ну, набросили десяток л.с.; чистая условность. Полноприводная трансмиссия с ручной 6-ступенчатой КПП и автоматическим подключением переднего моста. Шасси тоже нисколько не изменилось (что характерно, колесная база один в один – 2665 мм), снаряженный вес – те же 1665 кг. Тяжеловат красавец для истинного супер-спорт, ему похудеть на 3-4 центнера… Поэтому и динамика разгона у Reventon нисколько не лучше, чем у Murcielago – время до «сотни» совпадает с точностью до 0,1 сек.

Не самая свежая конфетка в великолепной обертке. Оцените расход бензина: в среднем (EU) 21,3 л на 100 км пробега! При чем здесь расход горючего? – возразят возмущенные поклонники марки. И в самом деле, когда речь идет о 2-местном супер-спорт, действуют совсем другие критерии. Какие же именно? Скажем, время на круге Nordschleife Nurburgring – там испытывают все сколько-нибудь динамичные автомобили. Так сказать, момент истины; не хочу задеть ничьи чувства, но лучшее время, какое показал там Murcielago, – 7 мин. 43,5 сек. В первую «десятку» не попадает и близко (насчет того, кто ее возглавляет, см. «Радикальное решение», «Турбо», 2006, №12). Недорогой, но не столь массивный Chevrolet Corvette Z06 быстрее…

Или, может, гонки всемирной серии Le Mans? Там в категории LMGT1 блистают Aston Martin DBR9 и Corvette C6R. А об успехах Lamborghini вы что-нибудь слышали? Ладно, возьмем другую серию – FIA GT: Maserati MC12, Aston Martin DBR9, Corvette C6R… Murcielago изредка пробьется на 6-8 место; посмотрите позицию Lamborghini в предварительном зачете чемпионата. Так по какому критерию судим? Понятно по какому – внешность.

Вот так создается культ марки и модели: стильный дизайн – и безудержный PR. И ведь ведутся, причем не только простодушные энтузиасты, но и профессионалы автожурналистики.

…Впрочем, правда жизни в том, что Murcielago и Reventon – действительно мечта. Абсолютно недосягаемая, и доводы разума здесь бессильны. «Гвоздь» выставки.


Как видите, в «AutoWeek» по всем 4 номинациям отдали предпочтение европейским экспонатам (даже Ford – и тот не американский). Никаких «корейцев» и «японцев»; хм… По мнению же редакции «Турбо», во Франкфурте наблюдался баланс юго-восточной Азии и Европы; а как считаете вы? Напишите нам – опубликуем.

В общем и целом на IAA 2007 проступила отчетливая «зеленая» линия: экономия горючего и экологическая ответственность. «Чистые» дизели, «гибридные» модели – и электромобили. Причем с «гибридами» (бензин– и дизель-электрическими) во Франкфурте выступили даже и те, кто до последнего отстаивал позиции традиционных силовых агрегатов; веление времени. Интересно, видят ли руководители АвтоВАЗа и Авто ГАЗа, к чему идет дело?