По Франции на колесах

По Франции на колесах

Специально для «Турбо»
Фото автора

Идея прокатиться по Европе на машине зрела давно; известны люди из Сибири, исколесившие Старый Свет на автомобиле вдоль и поперек.

Путешествие по Франции на автомобиле

Однако 10 дней весеннего отпуска – маловато для столь масштабной задачи. Принимается решение: летим во Францию и берем машину в прокат. В обязательной программе – Париж, Лазурный Берег и свободное автопутешествие по стране. Оформляем визы, покупаем авиабилеты, через Интернет бронируем отели в Париже и Ницце и, конечно, заказываем машину в одном из агентств по прокату – на все 10 дней путешествия.

Конечно, можно купить готовый тур, напичканный обязательными экскурсиями и автобусными трансфертами, но тогда вы привязаны к своей группе и скованы рамками расписания. Мы же едем в Париж за романтикой, свободой и приключениями.

Вылет – из Шереметьево I; через 3 часа мы уже в огромном аэропорту Шарля де Голля. Пограничные формальности позади, и с помощью информационных стендов мы находим стойки агентств по прокату автомобилей.

Авто на прокат

Для аренды машины нужны права и кредитная карточка с некоторым запасом денег. Не беда, если вы не говорите по-французски; достаточно связать пару слов типа «бонжур, месье» или «мерси, мадам», и сотрудники приложат все усилия, чтобы помочь.

В предложениях изобилуют всевозможные Peugeot, Renault и Citroen, но мы останавливаем выбор на Toyota Yaris c литровым двигателем, «механикой» и кондиционером. Хотим прокатиться именно на Toyota; кто знает, – может, именно такую машину мы приобретем в нашу молодую семью.

Путешествие по Франции на автомобиле
Три минуты – и ключи от машины у вас в кармане

Три минуты у стойки – и в наших руках ключи от новенькой Yaris. Сразу скажу, что машина зарекомендовала себя отлично. Простор для водителя и переднего пассажира, возможность разместить на заднем ряду детей или дорожные сумки, изумительная динамика для литрового двигателя, чуткий руль, компактные габариты и высокая посадка – сплошное удовольствие. Машина идеально подходит для дамы любого возраста – или для молодой семьи, не обремененной поездками на дачу с тещей.

Ключ на старт. Первая задача – добраться до гостиницы в центре Парижа. План проложен по карте, полученной в агентстве проката: от аэропорта Шарля де Голля на трассу А2 по направлению к Парижу. Дальше на «Бульвар Периферик» – окружную дорогу (полный аналог МКАД), и уже оттуда выскакивать через две площади в район Триумфальной арки, где и находится наша небольшая, но уютная гостиница.

Самое сложное транспортное кольцо в мире

Для начала мы немного поплутали по развязкам между автомагистралями, – сказались усталость двух авиаперелетов (из Новосибирска в Москву и далее в Париж) и, конечно, легкое нервное напряжение. Все-таки впервые в Париже – и сразу на машине по незнакомому адресу… Как-никак не Урюпинск, а одна из крупнейших мировых столиц.

Но мы успешно и довольно быстро добрались до места. Пару раз, пропустив нужный поворот, раскрутились в городе, и вот она – Триумфальная арка на площади Place de l’Etoile.

Только по возвращении домой мы узнали, что площадь (от нее во все стороны звездой расходятся 12 магистралей) – самое сложное транспортное  кольцо в мире. Ну а пока мы преспокойно разъезжали по ней практически каждый день.

Самое сложное транспортное кольцо в мире Триумфальная арка
Самое сложное транспортное кольцо в мире

Парковка в Париже

Парковка в Париже – просто бедствие. Проще упрятать слона в холодильник, чем припарковаться в центре города. Конечно, можно оставить машину на подземной парковке, но если вы хотите запарковаться на улице, приготовьтесь к определенным трудностям. Бесплатные места отсутствуют категорически. Платные – плотно заняты. Во всех прочих местах парковка запрещена – кругом огромное количество знаков с наглядным изображением полицейского эвакуатора. Приходится кружить по прилегающим кварталам, выискивая отъезжающую машину. Даже если вам удалось найти свободное местечко – не факт, что вы сумеете поставить туда машину: французы паркуются очень плотно, зачастую до полного контакта с соседними машинами. Поэтому бамперы большинства авто украшены разноцветными царапинами. Нередко видишь помятые крылья и двери.

парковка в Париже
Припарковался… все остальное – трын-трава
парковка в Париже
Квитанции за парковку с собой носить не надо

Здесь в выигрыше маленькие авто – типа Smart или хотя бы нашей Toyota Yaris. Не представляю, что делать в Париже, скажем, на Land Cruiser. В наших многочисленных пеших экскурсиях по историческому центру Парижа встретился только один припаркованный «крузер» 100-й модели. Беднягу обцарапали по всему периметру.

Из 5 ночей в Париже, только дважды мы оставляли машину на вполне легальном месте. И трижды приходилось дерзко парковать ее на узких улочках прямо под знаком с изображением эвакуатора, рядом с такими же нарушителями. Обошлось без эксцессов, но не советую так поступать в центре города – эвакуируют или оштрафуют моментально.

нарушение правил парковки в Париже
Французы тоже нарушают ПДД и т.п.

Дорожное движение в Париже

Движение в городе весьма интенсивное, но, на наш взгляд, легенды о лихачестве французских водителей несколько преувеличены. Все вполне корректно, а дорожного хамства куда как меньше, чем, к примеру, в Москве.

В час пик ситуация, конечно, сильно меняется и стремится выйти из-под контроля. На том же кольце Place de l’Etoile машины выстраиваются в 10-12 рядов, и начинается… Одному надо перестроиться через 5 рядов направо, другому – через 7 – налево. Все довольно жестко, и если вы хотите попасть по нужному адресу, приходится использовать малейшую лазейку. Иначе так и останетесь стоять на площади до тех пор, пока все не разъедутся.

В самом Париже машина туристу не нужна. Исторический центр можно и нужно обойти пешком. Дворцы и музеи, памятники истории, искусства и архитектуры буквально на каждом шагу. Лувр и Нотр-Дам, Эйфелева башня и Монмартр, Монпарнас и Елисейские Поля. Пешком вы увидите и узнаете гораздо больше, и заодно избежите автотранспортных проблем.

парковка в Париже

парковка в Париже
В Сибири пока места больше чем во Франции

Но Франция не сводится к центру Парижа, и с автомобилем вы можете исследовать все, что захочется – и в удобном режиме. Уже не придется подсчитывать стоимость трансфертов или опасаться опоздать к началу экскурсии – вам открыта вся страна. Мы прокатились по пригородам Парижа, посетили сердце королевской Франции – изумительный дворец Версаль, весело провели время в огромном парке развлечений – парижском Диснейленде.

Время, отведенное на Париж, вышло, и мы двинулись на запад, предварительно ткнув пальцем по карте на побережье Атлантики возле Бордо. Путешествовать на автомобиле по Франции легко и интересно. У вас есть выбор – ехать по скоростным платным автострадам или по национальным дорогам. Либо даже проложить маршрут через провинции. Мы испробовали все варианты.

Качество дорог просто изумительное. Развилки и съезды изобилуют информационными указателями. Заблудиться практически невозможно – как на автостраде, так и на узкой деревенской дорожке. По обычной карте автодорог, выданной в пункте проката, мы без труда ориентировались по всей Франции. Надо отметить, что тарифы на платных дорогах существенны, и если целыми днями колесить только по ним, – потратите на оплату больше, чем на само авто (вместе с бензином).

Путь на запад пролегал через Орлеан и далее – через знаменитые винодельческие города Cognac (Коньяк) и Bordeaux (Бордо). Уделив внимание достопримечательностям и помыв ноги в Атлантике, мы ужинаем в лучах заходящего солнца на океанской террасе.

Далее путь лежит в сторону Лазурного Берега – через Марсель и Канны в Ниццу. Маршрут проложен в обход платных автострад, через самое сердце провинций.

Живописные луга и рощи, маленькие уютные городки оставляют самое теплое впечатление. После 10 вечера жизнь в провинции замирает: нет ни праздных прохожих, ни шумных круглосуточных заведений. Только тишина и покой.

В поездках по провинциям ночью – запаситесь бензином. Автозаправки или закрыты, или обслуживают только по специальным картам, которые ночью просто негде купить. Но нет безвыходных положений; оставшись в полночь в 100 км от автострады без бензина, мы обратились к местному автолюбителю, и тот любезно заправил нас по своей карте. И не беда, что вы не знаете французского языка, а местные провинциалы редко говорят по-английски: два автомобилиста всегда поймут друг друга.

В свободном путешествии по стране можно остановиться на ночлег в любом крупном городе. Например, в сети гостиниц Formula 1 или в кемпинге, которых – изобилие на любой автостраде. Наш кемпинг находился на берегу милого озера с утками, в котором отражались несколько башен  ветроэлектростанции, расположенной на холме.

Ницца

Через предгорья Альп мчимся в Ниццу – навстречу морю, солнцу и пляжам. Чуть загляделся по сторонам, и спидометр показывает 165 км/ч. Просто удивительно, как легко крутится литровый двигатель нашего Yaris. Пролетаем Канны и вкатываемся в знаменитую Ниццу – сердце Лазурного Берега, расположенную на склонах Альп у Средиземного моря. Город небольшой; оставьте машину на пару дней, прогуляйтесь по городу и окрестностям, насладитесь солнцем и морем.

Вечерняя Ницца – просто прелесть! Красивее подсвеченного города я не видел. Обычно подсветка в городах одноцветная, просто освещенный собор, башня или что-то еще. В Ницце же подсветка многоцветная и фантастически нереальная.

С мыса около порта вечером открывается красивейший вид на набережную – Promenade des Anglais. Неподвижные огоньки – фонари, дома…; огоньки движущиеся – машины, садящиеся в аэропорту самолеты… Смотреть и смотреть – зрелище зачаровывающее. Если вы окажетесь там вечером (на набережной под горой), советую захватить бутылочку-другую вина и посидеть на смотровой площадке, наслаждаясь видом ночного города.

Едем домой

Прощаемся с Францией, оставляем машину в аэропорту Ниццы. Возвращать машину положено с полным баком. Цена бензина А92-А95 1,1-1.25 евро – почти 40 руб., но наш Yaris ел очень мало. Расход в 5-7 л на 100 км пробега – весьма умеренно, и если не гнать машину под 150 км/ч, то и еще скромнее. Продавцов полосатых палок на дорогах не видно, о радарах на автострадах заранее предупреждают плакаты. В подготовке автопутешествия вам пригодится ресурс www.travel.auto.ru.

В целом поездка оставила незабываемые впечатления. Теперь мы точно знаем: обязательно вернемся в Европу и объедем ее всю… на автомобиле.