Открытый горизонт. Тест-драйв SEAT Altea Freetrack

Открытый горизонт. Тест-драйв SEAT Altea Freetrack

Фото Владимира Новицкого

Испанцы, завоевывая российский рынок, выбрали своеобразный ход. Покорять «северные» народы отправили «хэтчи» и «кроссоверы». Freetrack (от англ. free свободный и track путь) — первый автомобиль сегмента SUV, произведенный концерном SEAT. Проверим, что такое спорт-«паркет» по-испански.

В марте минувшего года на Женевский автосалон SEAT выставил свою новую разработку – концепт Freetrack – первый «паркетник» испанской марки. Freetrack можно перевести с английского как «свободный путь» или «открытый горизонт». В чудо тогда мало кто поверил, но когда спустя пару месяцев компания заявила о серийном выпуске автомобиля на площадках завода в Марторелле, в гурманских до новинок кругах зашептались. На автошоу в Барселоне, 7 июня того же года, автомобиль был официально представлен публике не в качестве прототипа, а в виде экземпляра серии. Как таковой истории у модели почти что нет. Созданный на основе модели Altea XL, «кроссовер» просто чуть выше, чуть крупнее и чуть проходимее известного компакт-«вэна». И здесь стоит задуматься о понятиях. Если считать «кроссовер» этаким «недоджипом», то Freetrack все же следует отнести к «недовэнам».

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack

НЕОфициал…

Оценить дизайнерскую работу сложно. Уж больно причудлив автомобиль. Итальянские мотивы ALFA, четкие линии VW и весьма самобытное оформление передней и задней оптики. Хотя внимание гарантировано, да и поклонники тоже найдутся. Своеобразный, не лишенный стиля «кроссовер» в «дутых» пластиковых накладках и на внушительных 17-дюймовых дисках придется по вкусу не только молодежи, но и «семейным» людям.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Приятная встреча: по одежке…
Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
… и по «уму»

Freetrack для России не предлагается в таком уж богатстве комплектаций. Нет, разумеется, выбор есть. Но к нам пока что привозят автомобили с очень даже «полным» салоном и одним типом двигателя –  с бензиновым 2-литровым турбоагрегатом в 200 л.с. Причем, стыкуют мотор исключительно с ручной 6-ступенчатой КПП.

По этому поводу у многих возникает вопрос: а зачем «кроссоверу» (раз уж так его назвали маркетологи) такие заведомо «драйверские» характеристики при отнюдь не малой массе в полторы тонны?

Столики и кресла

С точки зрения пассажира салон вполне удобен. Приятные материалы для исполнения – кожа, ткань, разноцветный пластик. Кармашков для мелочей предусмотрено достаточно, в спинки передних кресел встроены откидные столики, а на потолке в длинном тоннеле скрывается ряд «подочечников» и монитор аудио/видеосистемы. Переднему пассажиру по кожаному креслу летать не приходится – боковая поддержка отменная.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Развлечение для задних пассажиров

Лучше всех в салоне устроится водитель; Freetrack полностью ориентирован на него. Отличное кресло (правда, с ручными регулировками) удачно подстраивается под изгибы корпуса. Руль регулируется как по высоте, так и по вылету. Панель приборов – не верх изыска, зато информативна и с готовностью выдает нужные данные. Широкое салонное зеркало и электронные боковые зеркала помогают контролировать ситуацию за бортом.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Здесь властвует 6-ступенчатая «механика»

Чуть удручает центральная консоль. Она как бы нависает над рычагом КПП и чересчур выпирает в салон. Кроме того, на ней несколько десятков кнопок – аудио, кондиционера и бортового компьютера. И чтобы познать их все, нужно потратить довольно много времени. С другой стороны, минимум необходимых функций продублирован на «баранке», так что загружать себя дополнительной (и порой лишней) информацией не придется.

Автомобиль идеально подходит для тех, кто мечтает всегда возить с собой кучу нужных и не нужных вещей – так, на всякий случай. В распоряжении таких собирателей ценностей – багажный отсек объемом почти в 400 л плюс складывающееся и катающееся на 16 см взад-вперед заднее сиденье. Ну и, конечно – защитная сетка сверху, чтобы какой-нибудь прибамбас при резком торможении не бил пассажиров по затылкам.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Войдет не одна спортивная сумка
Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Для дальних поездок…

Позиционируется Free-track не как молодежный автомобиль, а в большей степени как семейный компакт-таки «вэн». А потому вопросам безопасности здесь отведено далеко не последнее место. «Умные» пояса безопасности, 6 «подушек» и несколько активных систем: антипробуксовочная – TCS и система стабилизации ESP. Кроме того, для экстремальных ситуаций предусмотрен автоматический контроль торможения при спуске DSR. Компьютер определяет интенсивность торможения на каждой оси и при необходимости корректирует направление, удерживая заданный курс. А система экстренного торможения EBA усиливает давление в тормозной системе в критических случаях.

После двух тысяч…

Как уже говорилось, автомобиль оснащен 2-литровым турбомотором в 200 л.с. И что он дает? Нереальный для «кроссовера» подхват при резком старте. Немалую роль играет ручная КПП. Установи здесь «автомат» – и эффект был бы уже не тот; а «ручка» позволяет играть оборотами и самостоятельно избегать «турбопровала» на «низах». Отлично отстроены передачи – «разгонные» I и II и уже комфортные III и IV. Выше – для шоссе, в городе – нужды нет.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Ну чисто спортивный характер!

Что нужно автомобилю с мощным турбодвигателем, чтобы уютно ощущать себя на дорогах? Правильно, привод на обе оси! Правда, тут испанцы не стали изобретать велосипед для паркета. Полноприводная трансмиссия у «фритрека» самая рядовая: многодисковая муфта Haldex перебрасывает часть крутящего момента на заднюю ось. В нормальных условиях автомобиль ведет себя как переднеприводный. Электронный блок, который управляет муфтой, анализирует показания с датчиков ABS и ESP, и перераспределяет крутящий момент. На заднюю ось уходит до 50% тяги. Конечно, барханы и курганы не одолеть, но с дороги в лес, на берег реки выбраться очень даже можно!

На ходу Freetrack великолепен! Четкие реакции на движения руля, не слишком ощутимые крены при маневрах на высокой скорости. Подвеска ненавязчиво «нашептывает» о подробностях дорожного рельефа, но в целом с нашими кочками справляется неплохо.

Тест-драйв SEAT Altea Freetrack
Во вех отношениях отличная машина

Дисковые тормозные механизмы «по кругу» вкупе с евроверсией ABS эффективно останавливают автомобиль. Правда, к ходу педали придется привыкнуть – уж больно чувствительна.

Семейные отношения

Российский рынок для испанцев – не цель: они то уходят целиком на Европу, то возвращаются. Но линейка автомобилей очень подходит для наших условий – «хэтчбэки», «компактвэны» и «кроссоверы» – те самые автомобили, которые сейчас пользуются большим спросом у россиян. Правда, зачем, например, семейному Freetrack’у турбонаддув?

А ведь история SEAT’а всегда  была тесно связана с Россией. Посудите сами: SEAT 124 – он же FIAT 124, он же (у нас) обычная «копейка» – самый народный автомобиль. Так что новые испанцы, вероятно, легко приживутся и в наших условиях.

Технические характеристики SEAT Altea Freetrack
Год выпуска 2008
Тип кузова 5-дверн. 5-местный
Снаряженная масса, кг 1571
Двигатель: 4-цилиндровый, рядный, с турбонаддувом
Рабочий объем, л 2
Макс. мощность, л.с. 200 при 5100-1
Макс. крутящий момент, Нм 280 при 1800-5000-1
Трансмиссия: передний привод, автомат. подключение задней оси
Коробка передач: 6-ступенчатая КПП
Макс. скорость, км/ч 214
Разгон 0 – 100 км/ч, сек. 7,5
Расход топлива, городской цикл, л/100 км 12,8
Емкость топливного бака, л 55
Размеры, длина /  ширина / высота, мм 4493 / 1788 / 1622
Дорожный просвет, мм 185
Колесная база, мм 2576
Размер шин 225 / 55 R17

 

Владимир Новицкий
за рулем c 1991 года,
ездит на автомобиле Suzuki Escudo
Испанский «вседорожник» SEAT Altea Freetrack. Именно так позиционируют маркетологи эту модель. В моем воображении она трудно ассоциировалась с образом «вседорожника». Тем не менее, со своей новой моделью SEAT дебютировал в сегменте SUV («спорт-хозяйственник»). Внешне причислить Freetrack к такому классу позволят только 17-дюймовые диски с шинами большего диаметра, увеличенный до 185 мм клиренс и мощные передние – задние неокрашенные бамперы с такими же накладками по всему периметру. А линии кузова, ставшие уже фирменными, сеатовскими, все-таки напоминают спортивную машину.

Ненавязчивая, но характерная выштамповка по бортам тоже вырисовывает свою линию, которая добавляет дизайну стремительности. К семейству компактных «переходников» Altea Freetrack подходит лучше. Вот просторный салон с достаточно высоким потолком без каких-либо амбиций можно оценивать как салон «вседорожника». Задний ряд сидений «посажен» довольно высоко и к тому же его можно двигать вперед – назад на 16 сантиметров. Подвижка сидений позволяет увеличить и без того вместительный багажный отсек или увеличить  пространство для ног пассажиров на заднем ряду. Так что пассажирам и высокого роста сидеть сзади будет вполне нормально. Для  комфорта и защиты от яркого солнца в задних дверях установлены выдвигающиеся шторки, которые при ненадобности никак не мешают. Так, с помощью регулировок по высоте передние сиденья можно настроить, как нравится водителю. Ведь кто-то любит высокую посадку, а кто-то – совсем низкую. Сиденья, как я понял позже, ну просто «в пику» для этой машины. Отличная боковая поддержка: сидишь, как влитой. Качество отделки салона и сам интерьер – почти такие же, как у SEAT Leon, то-есть на высоком уровне. Почти – потому что на потолке Freetrack вмонтирован целый блок для различных мелочей, с мультимедийной системой для задних пассажиров.

Рулевое колесо такой же размерности, как и в предыдущей модели, но в новой «баранка» удобней по захвату. Обзорность нормальная. Даже «дворники» не мешают, так как они расположены противоположно друг другу под накладками на лобовом стекле вдоль передних стоек. В целом дизайн моделей SEAT мне нравится…

…А характер Freetrack – особенно. Полноприводная трансмиссия с многодисковой муфтой Haldex точно распределяет крутящий момент. При обычной езде крутящий момент 2-литрового турбодвигателя полностью передается на передние колеса и лишь при необходимости электроника перераспределяет тяговое усилие на задние колеса. Впечатляет мощность двигателя TFSI – 200 л.с. Без преувеличения скажу, что разгонная динамика машины просто сумасшедшая. Работа с 6-ступенчатой ручной коробкой передач и сцеплением – одно удовольствие. Ход рычага переключения от I до III передачи короткий, а дальше (на IV, V, VI),   – гораздо длиннее. На первых 3-х передачах получаешь «драйверское» удовольствие от разгона. Двигатель не боится раскручивать обороты до предела на любой из передач. Что характерно, он раскручивается на IV и даже на V передаче, от чего машина уверенно набирает скорость. Тягово-динамические характеристики тоже очень впечатлили.

Во время теста-драйва у меня зрело возмущение; «Как можно ездить на машине с такой разгонной динамикой со скоростью 60 км/ч?». Старт со светофора на «единичке», и скорость достигает 50 км/ч. А потом… Вот за возмущение и поплатился я штрафом за превышение скорости; ее ощущение  притупляется напрочь. Есть «паркетники» с подобной динамикой разгона: за рулем взгляд начинает неустанно следить за стрелкой или цифрами по расходу топлива. Здесь тоже отслеживает, но с интересом. Какой же выйдет расход при столь агрессивном движении по городу? В среднем около 13 л; вполне нормально.

SEAT Freetrack – очень маневренный и динамичный автомобиль. Понравилось рулевое управление: машина четко следует по той траектории, какую задает водитель. Перераспределение крутящего момента на задние колеса уловить практически невозможно. Что касается бездорожья, то Freetrack может его преодолевать, но только относительное. Подвеска настроена в полном соответствии с характером «переходника». А характер у него взрывной. Чтобы управлять таким автомобилем, не нужно каких-то особых навыков. Тем не менее, он требует, чтобы водитель подстроился именно под него. Полагаю, что (особенно) молодое поколение по достоинству оценит первый испанский автомобиль с полноприводной трансмиссией. Но считать его «вседорожником» пока рановато.

 

Редакция благодарит «МирАвтоСиб» за предоставленный автомобиль