Незваный ГОСТ

Незваный ГОСТ

Место ГОСТов в нашем бытии часто недооценивают. А ведь именно появление нового ГОСТа «Технические средства организации дорожного движения» вызвало памятные изменения в ПДД накануне 2006 года. Но есть и другие ГОСТы. А к ним появляются изменения. К которым издают поправки…

Мое первое знакомство с ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» случилось в начале весны 2006 года. Причем не абы где, а на барнаульской автобарахолке, где я случайно подслушал разговор автовладельцев. Один из них жаловался, что ему не дали талон ГТО на том основании, что у его старенькой «четверки» («ВАЗ-2104») не было третьего стоп-сигнала. На рынке этот патриот отечественного автопрома искал дополнительный световой прибор. Тогда-то Интернет и поведал мне, что уже пять лет как существует такой ГОСТ и что в марте 2006 года к нему появилось изменение №1, которое и принесло новую головную боль владельцам старых машин. Документы эти весьма объемны, но кое с чем познакомиться не помешает.

Светотехника

Во-первых, на АТС (автотранспортных средствах) допускаются только желтые поворотники (п. 4.3.2) и белые передние габаритные огни. Казалось бы, «попали» только «американцы» и некоторые «японцы», но ведь на большинстве русских и европейских машин поворотники скорее оранжевые, чем желтые, а это нарушение ГОСТа!

Во-вторых, обязательным стал третий стоп-сигнал. При этом п. 3.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» внесение изменений в светотехнику явно не поощряет. То есть, не поставишь третий стоп – ТО не пройдешь, а поставишь – тем более не пройдешь. Что уж тут говорить о такой мелочи как обязательность только одного фонарика подсветки номера, хотя у многих их с завода два. Всего лишь опечатка, но сколько нервов она автовладельцам попортила!

В-третьих, п. 4.3.2.1 запретил всякие тонировки, бронировки и «очки» на фарах, что представляется достаточно разумным.

Колеса и шины

Спор водителей о шипах только на ведущей оси или «вкруговую» должен прекратить п. 4.5.9. Он гласит, что «При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса». И боже упаси на себе проверить справедливость этого требования…

Кроме того, на колесах (ободьях и дисках) не должно быть трещин или следов сварки (п. 4.5.7). То есть, варить можно, но чтобы незаметно?

Прочие элементы конструкции

С трудом представляю, как огнетушитель можно назвать элементом конструкции автомобиля, но п. 4.7.15 требует оснащать порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 2 л все автомобили. В принципе, хорошее требование… Если бы в любом легковом автомобиле легко можно было спрятать цилиндр емкостью не менее 2 л, чтобы он при ДТП не поубивал обитателей салона или не сгорел в багажнике вместе с машиной.

Досталось от модернизированного ГОСТа и кенгурятникам. Если «дополнительное защитное устройство (решетка)», стоящее перед передним бампером, не было предусмотрено эксплутационной документацией, то оно должно быть покрыто эластичным материалом. Интересно, где взять «эксплуатационную документацию» на чистокровных «японок»? И не все ли равно сбиваемому пешеходу, стоит это «устройство» перед бампером или позади него? И вообще, кенгуру на российских дорогах редко встречается, а от «сохатого» и «косолапого» (троллейбуса и автобуса) никакой кенгурятник не защитит.

Ну и, наконец, появилось требование к уровню шума из выхлопной трубы (п. 4.6.8), что не понравилось стритрейсерам с прямоточными мозгами, но должно прийтись по вкусу жителям спальных районов.

Вот такие изменения были. Были, потому что в 2007 году к изменениям появились поправки.

Поправки к изменениям

Учитывая чрезвычайный динамизм российского права, ничего не берусь утверждать, но очень вероятно, что в январе и сентябре 2007 года к изменению №1 ГОСТ Р 51709-2001 были приняты поправки. А так как автовладельцев в России всего ничего, то государство не считает нужным громко оповещать их о новостях своего законотворчества.

Во-первых, п. 4.3.1 ГОСТа теперь требует обязательного соответствия количества, типа, расположения, режима работы и цвета световых приборов требованиям конструкции АТС. Я так и не понял, как быть с третьим стопом?

Во-вторых, исчез прямой запрет на тонировку фар и «очки». То есть, теперь по ночам можно на ощупь ездить и ориентироваться по слуху?

В-третьих, исчез пункт про мягкие и пушистые кенгурятники. Но владельцам джипов типа ВАЗ 2108 радоваться рано, потому как кенгурятник должен быть сертифицированным.

И, в четвертых, огнетушитель теперь может быть любым по типу и объему. Будет ваша персональная пожарная машина тушить огонь или его поддерживать – государство больше не интересует.

P.S.:

Интересно, в какой стране могла родиться народная мудрость: чем закрученней законы, тем развязнее менты?..