Невада-шоу

Невада-шоу

Лас-Вегас, Невада, привлекает всеобщее внимание не только огнями бесчисленных казино и игровых залов. Который год по осени там проводится автовыставка SEMA (Specialty Equipment Market Association – рыночная ассоциация спецоснащения). Вот и теперь в залах городского Convention Center 30 октября открылось грандиозное тюнинг-шоу; поверьте, там есть на что посмотреть.

Скажем, профессиональная работа General Motors Performance Division (GMPD): «хот-род» по мотивам купе Chevrolet образца 1934. Как и положено, выставочный экземпляр создан на синтезе «родных» агрегатов и узлов с современными «афтермаркет»-комплектующими. Кузов и рама взяты от Chevrolet Coupe 1934, но основательно доработаны у GMPD. Хромированный сетчатый фальшрадиатор изготовлен заново; ни подножек, ни крыльев у «хот-рода», разумеется, нет и 10-дюймовые фары крепятся непосредственно к поперечине рамы.

А вместо старомодной «шестерки» 207 под капотом «хот-рода» смонтирован 2-литровый 16-клапанник GM Ecotec, приспособленный под алкогольное горючее E85 (85% этилового спирта и 15% бензина). Он также работает на смеси бензина с этанолом в любой пропорции, что и оправдывает характеристику FlexFuel (многотопливный). Ecotec оснащен крупнокалиберным турбокомпрессором (с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха), который позволяет мотору развивать за 5 сотен л.с.! Двигатель состыкован с 5-скоростным гидромеханическим «автоматом» GM Powertrain 5L40, неразрезный ведущий задний мост Winters Quick-change подвешен на 4 направляющих рычагах и винтовых пружинах. Передняя подвеска тоже с неразрезным мостом (в отличие от заднего, «пустым»); направляющие рычаги, винтовые пружины. Передние спецпокрышки смонтированы на 18-дюймовых колесах от Budnik, задние Excelsior – на 20-дюймовых.

FlexFuel Chevy Hot Rod

В «кокпите» 2 спорт-сиденья на каркасе из алюминиевого сплава, гоночные педали (с нижней навеской) и циферблаты приборов, выполненные в традиционном стиле Stewart-Warner. Как видите, FlexFuel Chevy Hot Rod – вполне «ходовой» аппарат, он задуман не только как украшение тюнинг-шоу, но и в роли участника заездов и пробегов в реальных условиях. Да, порулить на таком…

Здесь же красуется тюнинг-прототип Barracuda: он косит под культовую «пони»-модель конца 60-х. Давняя история: под маркой Plymouth к 1964 модельному году на североамериканском рынке появилась одна из первых pony-моделей – по имени Barracuda. Под капот компактного (по американским понятиям) 4-местного купе-«фастбек» уже тогда устанавливали мощную V-образную «восьмерку» рабочим объемом 4,49 л. Мало не казалось.

А на шасси «барракуды» II поколения, которая появилась к 1967 модельному году, стали монтировать и вовсе чудовищные моторы. В 1969 «пони»-купе именовалось просто ‘Cuda, и в гамму двигателей вошел (цельночугунный!) big block 440 рабочим объемом в 7,2 л… С 4-камерным карбюратором Carter он развивал все 380 л.с. (SAE «брутто») при 4600 мин-1, – то есть, за 3 сотни сил «нетто». Для компакта снаряженным весом под 1550 кг не так уж и мало.

Chrysler ‘Cuda

С тех пор «барракуда» живет в памяти энтузиастов «силового» автомобиля – да и «ходовых» экземпляров сохранилось немало. Выставочный же экземпляр выстроен на основе нового спорт-купе Dodge Challenger. И поскольку марки «плимут» давно нет в природе, реплика-‘Cuda объявлена под брэндом Chrysler. Кузов прототипа изготовлен заново – целиком из углепластиков, под капотом вполне современная 6,1-литровая «восьмерка» Hemi. Спецрезина Pirelli смонтирована на 22-дюймовые(!) колеса, тормоза Brembo – «по кругу». Поразительное сходство с оригиналом образца 1967 – один в один. Но только внешнее; реплика заведомо превосходит «барракуду» 40-летней давности по ходовым качествам. На порядок – причем с гарантией острых ностальгических переживаний.

А в другом зале посетители натыкаются на что-то невообразимое: монстр Twin Mill от американской Hot Wheels. Прикол в том, что Hot Wheels – широко известный брэнд, под которым выпускаются… игрушечные автомобили и модели. И Twin Mill (буквально – двойной силовой агрегат) появился в 1969 именно как необычная игрушка, которая захватила воображение мальчишек самых разных возрастов.

Иной раз воображаемое отливается «в металл»: так возникла идея создать к 35-летию марки Hot Wheels полноразмерный самодвижущийся экипаж Twin Mill – в самом деле с 2-я двигателями. Работы начались в 1999 у Hot Rods by Boyd (Stanton, Калифорния), руководил проектом широко известный в тюнинг-кругах Chip Foose. Аппарат собран на раме из тонкостенных стальных труб, передняя подвеска («пустой» неразрезный мост) от Magnum, задняя – от Currie; винтовые пружины на телескопических амотизаторах. Экзотический street rod укомплектован дисковыми тормозами Wilwood «по кругу» и обут в спецрезину Toyo.

Twin Mill

Однако суть дела, конечно, в силовом агрегате. В прорезях капота Twin Mill бок о бок возвышаются 2 (две) «восьмерки» GM Performance 502 общим рабочим объемом около 16,5 л. С карбюраторами Edelbrock и приводными нагнетателями Mooneyham 8-71 они выдают в общей сложности 1400+ л.с. (никто толком не мерил). Крутящий момент двигателей суммируется посредством редуктора SCS Gearbox и транслируется на ведущие задние колеса через гидромеханический «автомат» B&M Torqueflite.

Неслыханную конструкцию впервые обнародовали на SEMA 2001, и с тех пор Twin Mill кочует по выставкам и мотор-шоу. Twin Mill не просто выставочный макет, а вполне ходовой автомобиль. Его даже как-то вывели на гоночную трассу Las Vegas International Raceway и нарЕзали несколько кругов. А потом прокатились вдоль по dragstrip, – неофициально, разумеется. И 2-моторный монстр якобы легко разогнался с места до 260-275 км/ч; кто знает? Вот так осуществляются самые смелые мечты.

Это – лишь несколько экзотических экспонатов тюнинг-шоу в Лас-Вегасе, а их там немерено. Только не подумайте, что SEMA – место для демонстрации «стрит-» и «хот-родов», ретро-реплик, безумных проектов и причудливых конструкций. На самом деле все прозаичнее: речь здесь в первую голову идет об «афтермаркете», вторичном оснащении для 4-колесных любимцев американских автомобилистов. SEMA – колоссальный рынок, где энтузиасты щедро платят за комплектующие для тюнинга спорт-компактов. Вроде Hyundai Elantra Touring 2008 модельного года, представленного тюнинг-ателье K-Daddyz Kustomz из города Bakersfield, Калифорния.

«Универсал» подвергся «наружному» (но довольно основательному) тюнингу, – так сказать, в молодежном ключе. После чего недорогой и практичный «кореец» превратился в «пляжную» тачку, в транспортное средство для активного досуга. В глаза бросается выразительная графика Amazing Grape and Tango Orange работы Sacred Air. Графика нанесена на 2-цветное лакокрасочное покрытие кузова Dupont Hot Hues. Сетчатый фальшрадиатор изготовлен (у Ryno Manufacturing) из цельного алюминия – и тщательно отполирован. В салоне кожаная обивка от Classic Soft Trim и сдвижная панель – во всю крышу. В подголовники сидений вмонтированы видеомониторы Titanium, на борту играет классная «музыка» от Infinity (5 усилителей). А если откинуть 5-ю дверь, взору откроются многочисленные динамики, вмонтированные (работа Hard Core Audio) в панель из стеклопластика.

Hyundai Elantra Touring

Кое-что сделано также и по части техники. Например, организована подача холодного воздуха на впуск 2-литровой «четверки», опоры стоек передней подвески (McPherson) связаны «растяжкой» – для повышения жесткости несущей структуры. Резина Dunlop Sport Maxx смонтирована на стильные 20-дюймовые колеса Konig Rolf Blix 3, сквозь которые просматриваются красные скобы дисковых тормозов. При взгляде сзади в глаза бросаются двойные выхлопные патрубки от MagnaFlow. Неясно, каков «пляжный» прототип на ходу, но смотрится он клево. И звучит, видимо, тоже впечатляюще.

На тех, кому нравятся посеребренные стекла, яркие краски, «обвешенные» кузова и неоновая подсветка, работает гигантский бизнес. Его годовой оборот в США исчисляется многими миллиардами (не миллионами!) долларов – и быстро растет. А ежегодная ярмарка SEMA сияет как красочная витрина североамериканского «афтермаркета» – поражающая воображение и притягательная. Как тут устоять?