Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – VI

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Фото автора

Итак, за одно утро наша команда «похудела» на три экипажа. В «остатке» нас сейчас 23 человека – 9 экипажей.

Пять новосибирских: Игорь Куликов – Валентина Куликова (Toyota Prado), Олег Булгаков – Юлия Булгакова – Александр Гусев (Toyota LC-80), Елена Журавлева – Елена Антипова (УАЗ), Игорь Ситников – Анна Фоминых (Нива), Евгений Шальнев – Виктор Шальнев – Евгения Карпаева (Тойота Prado).

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Один новосибирско-нижневартовский экипаж: Евгений Болычев – Павел Мирошников (Тойота LC-70).

Три украинских: Леонид Свирипа – Глеб Свирипа – Юля Полюхина – Дмитрий Самборский – Даниил Самборский, Павел Мостовой – Дмитрий Степанов, Теодор Резвой – Евгений Стоянов (все на Toyota ЛК-80).

…, 8 июля. Мы рвемся вперед!

Проезжаем небольшие реки. Старые деревянные мосты. Долины. Золотые прииски.

Огромные пространства; перерытые, «взлохмаченные» старателями в поисках золота.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Своим появлением мы вводим в ступор работающих на шурфах вахтовых рабочих. Заброшенные сюда в начале лета и уже отвыкшие от людей, они разглядывают нас словно пришельцев с другой планеты. Про дальнейшую дорогу узнать у них не получается: они не местные и ничего не знают. Ориентируются в пределах лишь двух-трех километров. А больше им и не надо… Ну и ладно, поедем по своим картам. Дорог здесь немного. Заблудиться не должны.

Сходящиеся горные хребты зажимают долины заросшими лесом склонами, выдавливая дорогу на свои вершины.

Упираемся в Перевальный хребет. Самая высокая его точка – вершина Кумыльский голец (2350 м). По узкому распадку дорога круто «поднимает» нас вверх, на перевал. Ползем, внимательно наблюдая за показаниями высотомеров. Колона растягивается. Вывернутые колесами камни с шумом откатываются вниз. Запросто могут повредить идущие ниже машины. Надо быть аккуратными и внимательными. Надрывно гудят и греются моторы. Останавливаться нельзя – на таких крутых склонах сложно будет тронуться с места. Надо терпеть до небольших ровных кармашков.

Высоты –1600 м, 1996, 2089(!), 2126(!!), 2131(!!!) м.

По одному вкатываемся на абсолютно лысую, ровную вершину. Температура за бортом +11. Сильный порывистый ветер.

Какая красота вокруг! Выскакиваем из машин, чтобы в полной мере насладиться суровым великолепием и непередаваемым колоритом этого места. По обе стороны от вершины открывается вид на узкие долины, поблескивающие где-то внизу нитки рек, волнистые линии дальних гор. Фантастический простор!.. Лучи солнца, прорывающиеся сквозь облака, словно волшебным ярким прожектором «выхватывают» своим светом горные вершины и склоны, фрагменты окружающего пейзажа. Заставляя их играть всем богатством своих красок…

Площадка, где мы стоим, размером в половину футбольного поля. Каким-то чудом здесь выросло несколько деревьев. Это небольшие, от силы два метра, противостоящие всем ветрам лиственницы. Много мелких цветов – яркие точки-кляксы среди однотонных камней.

Грунт – мелкие камни. Несколько углублений, явно рукотворного происхождения. Чьи, для чего?.. Путешествуя по вершинам, мы видели много подобных «ям». Скорее всего, это – остатки защитных, оборонных сооружений. Окопы или укрытия для зенитных комплексов. Каждая высота «украшена» вырытым углублением. Рядом – граница, и любая высота является стратегической точкой. Сколько же лет назад здесь все это копали? Судя по всему, давно. И тянутся эти ленты-окопы на многие километры…

Небольшой привал, фотосессия и – опять в дорогу.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Теперь необходимо спуститься с перевала на противоположную сторону хребта. Но дорога раздваивается: одна уходит по вершинам направо, другая – налево, поднимаясь на вершину ближней сопки.

По какой «дорожке» ехать?

Поворачиваем вправо. Дорожка-петля вроде бы уходит вниз…

Проезжаем склон по небольшой полке. Скатываемся в неглубокую ложбинку. По узкому «перешейку» преодолеваем заболоченную ручьем тропу. Помогаем машинам проехать по «расквашенной» колее. Страхуем их на узких, скользких участках. И… опять поднимаемся на лысую вершину, уже другой сопки. Тупик?! Дороги дальше нет. Стоим. Проводим небольшие пешие разведки в попытках найти следы проезда. Таких нет. Надо возвращаться к месту «фотосессии» и ехать по другой дороге.

В какой-то момент в рациях прорывается голос «Диверсантов». Успев сказать буквально два-три слова, они снова пропадают. Вероятно, как и мы, они заехали в это время на вершину одной из сопок. На открытом пространстве рациям удалось на мгновение «прострелить» эфир. Попытки восстановить связь ни к чему не приводят: мы их не слышим; но понимаем, что у них пока все в порядке.

Возвращаемся к развилке.

Уходим налево, поднимаясь еще на несколько метров вверх на узкую и абсолютно голую вершину. Красиво! Кажется, что по вершинам, гольцам, можно ехать и ехать! Ровная вершина хребта тянется на десятки километров. Но нам надо вниз.

Находим свой сверток. Сверху хорошо видно, куда ехать и что нас ожидает дальше – бескрайний зеленый простор, пересеченный голубыми лентами рек.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Дорога, теперь уже по противоположной стороне склона, узкой лентой круто уходит вниз.

Спустившись, проезжаем еще с десяток километров и встаем лагерем. Вечереет. Организуем ужин – романтический и праздничный: сегодня сразу у двух членов путешествия дни рождения!

…, 9 июля. Утром в нашу команду возвращаются покинувшие нас вчера «Диверсанты» – Семен и Алексей Шифрины. Выполнить задуманное им не удалось и на этот раз. «Дорогу», по которой они предполагали проехать, размыло, завалило деревьями и валунами, снесенными водяным потоком со склонов. Пытались пропиливаться через валежник, пока не утопили в глубоком омуте бензопилу. Практически новую… Без нее там делать уже нечего. Они решили вернуться к нам.

Нашу большую, потерявшую много времени в поисках дороги колонну догнали быстро, срезав часть пути, проехав по вершинам гольцов.

Теперь поедем опять вместе.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Если первый день категорийного участка был горный, то второй стал водным. За этот день нам пришлось преодолеть порядка двадцати разнообразнейших бродов!

«Водные процедуры» начинаются сразу же от места ночевки. Сначала мы идем по речке Убыр-Шиния. Все машины преодолевают ее легко, не прибегая к помощи штурманов.

Постепенно горы «раздвигаются», освобождая пространство для широких долин и больших рек.

В середине дня выходим к реке Ашинга. Достаточно серьезная водная преграда: широкая, с сильным течением. В верховье она еще преодолима для всех машин. Ниже, наполненная десятками маленьких рек и ручьев, уже представляет серьезную преграду… Штурманам приходиться промерять каждый брод. Страховать преодолевающие водную преграду машины. Убирать мешающие проезду камни. Выставлять «коридоры» и по-детски радоваться каждому самостоятельно прошедшему брод автомобилю.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Большим машинам глубина и напор воды еще терпимы, а вот «Ниве» уже глубоко. Приходиться цеплять ее на веревку и тащить через броды. Стоит буксирующей машине замешкаться при выезде на берег, и «Ниву», словно поплавок, уносит течением…

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

К концу дня «выбираемся на берег»: преодолев речной участок дороги, попадаем в болота. Немного грязевых «засад». Помогаем машинам лебедками и буксирами. «Сопим», но ползем вперед.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Внедорожный «норов» начинают демонстрировать «Диверсанты». Спокойно, в колонне, ехать они не могут: рвутся в «первые» (ряды). Их машина хорошо подготовлена и может позволить себе многое. Действительно, внедорожный монстр. Но сам пилот технику не жалеет. На одном из обгонов колонны погнулись рулевые тяги; самостоятельно выправляют их домкратом и лебедкой. Потом продавился клапан в «цилиндрике» сцепления. Ремкомплекта с резиновыми «прокладочками» в запасе не оказалось. Мастерят из подручных материалов. Надо отдать им должное – ремонтируют быстро; тем не менее, всем приходиться их ждать. Многие подобные поломки происходят из-за лихачества. В длительных путешествиях так нельзя.

Идем по условно сухим местам. Красивые места. Охотничьи угодья. Две заимки. Конец дороги!

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Дальше уже никто не ездит. Даже охотники зимой. Правда, на картах указано, что тракторная дорога когда-то была. Очень, очень давно… Вечером ее не найти.

День выдался тяжелый, все устали. Моросит мелкий противный дождь. Настроение немного поднимает волшебный закат. Солнце, уходящее за горы, подсвечивает своим красным светом низкие облака. Отражаясь от них, этот необычный свет окрашивает все вокруг оранжевым цветом. Обычный сосновый лес превращается в сказочное царство Природы. Окружающий пейзаж становится оранжево-розовым!!! В небе встает необычная радуга – желто-фиолетово-зеленая. Радуга в начале пути – к удаче; но ее странный цвет… Читаем этот знак как тяжелое, но удачное для нас приключение. Мы очарованы дивным закатом, дождем и радугой.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Возбужденные трудным днем, находим в себе силы погасить небольшой командный «напряг». Утро вечера мудренее. Дорогу найдем обязательно.

Сейчас мы стоим перед стартом нового этапа категорийного участка – полнейшего бездорожья.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Когда-то, очень давно, в этих местах была дорога. Она вела к поселку рудокопов Худжеринга. Здесь добывали руду и вывозили ее на «большую землю». От Худжеринги имелась дорога и до поселка Менза (куда мы стремимся попасть) по «сухому» маршруту, обходившая многочисленные болота и высокие сопки. Примерно в конце 1950-х годов рудник закрыли, жители из поселка уехали. Дорога стала зарастать лесом и кустарником.

В середине 1970-х произошло изменение территориальных границ между Россией и Монголией. Если раньше граница двух государств в этих местах шла, петляя по реке Онон (монгольская Онон-Гол) и ее притоку реке Куя (монгольская Хуе-Гол), а дальше по сухим долинам между сопками, то по новому договору ее попросту спрямили. В результате часть российской земли, вместе с дорогами, отошла к Монголии. А сама граница стала напоминать прямые, многокилометровые ровные линии. В те же годы напрямую, через сопки, пропилили пограничные просеки. Какое-то время за просеками следили, чтобы не зарастали, а потом забросили. Дорогу по нашей земле так и не сделали. Да, собственно, и ездить-то по ней было, почитай, некому – только пограничникам да редким охотникам.

Но это история, а пока мы столкнулись с тем, что дорога просто закончилась. Где-то есть остатки старой, которая должна вывести нас на пограничную просеку между Монголией и Россией. Но за те годы, пока здесь никто не ездил, следы этой дороги потерялись.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

…, 10 июля. Пока команда собирает машины, группа штурманов уходит на утреннюю разведку. Их задача – найти дорогу или, по крайней мере, определить дальнейшее направление движения. Следы старой тракторной дороги должны остаться. Найти ее можно по приметам: к примеру, по старым спилам деревьев или по обрубленным веткам. На сухих местах растет идущий ровной линией более молодой лес; или тянется едва угадываемая колея. Знаки былого присутствия человека можно определить и на сырых местах – след от трактора сохраняется долго. Приблизительно высчитываем, где могла бы проходить колея.

Перейдя через болото, у которого дорога закончилась, штурманы ищут ее следы в сухом лесу. Найти удается не сразу. Много «обманок». Вроде как старая просека, деревья растут стройным рядком, но стоит пройти по этой просеке дальше, как упираешься в толстые вековые деревья. Приходится искать дорогу в другом месте.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Часа через два штурманы возвращаются к машинам и докладывают, что «дорога» найдена. Правда, придется преодолеть много поваленных ветром деревьев. Но направление читается хорошо. Надо ехать. Проезд будем пропиливать, сложные участки – по возможности объезжать.

Однако сухой лес начнется чуть дальше, а пока нам нужно пройти болото. На поиски проезда через него уходит еще час. С такими болотами мы еще не сталкивались – вроде бы ровное поле, но текущие через него ручьи промыли в нем глубокие канавки – борозды. Высокий кочкарник. Углубления-ямки, заполненные водой, становятся ловушками: сверху – трава, внизу – вязкая торфяная масса. Машине, попавшей в нее, выбраться самостоятельно сложно. Видимость ограничивает кустарник – ивняк и карликовые березки высотой около метра. Из-за них практически ничего не видно. Проехать по прямой – невозможно. «Дорогу» можно обозначить, только прошагав через болото и определив коварные места. Двигаться придется, петляя от одного сухого бугорка к другому. На скорости пройти здесь не получится. Лебедка поможет только у края болота, когда можно будет «заякориться» за деревья на том берегу.

Изучив болото, штурманы разрешают движение. Первые четыре машины проходят легко, но после них остается взрытая «колея». Для пяти оставшихся приходится искать другой проезд. Вариантов не так много. Мощным бампером «Диверсант» пробивает еще один проезд, протаранив и подмяв небольшие деревья подлеска у края болота. По этому «следу» проходят еще несколько автомобилей. Последних перетягиваем на другую сторону с помощью лебедок, удлинив их веревками.

Дальше идет сухой участок с завалами. Несколько лет назад недюжинной силы ветер повалил огромные, толстенные деревья.
Штурманы делятся на бригады. Пильщики идут вперед, пропиливая дорогу. Бригада зачистки отбрасывает отпиленные стволы в сторону, освобождая проезд. Медленно, но верно мы продвигаемся вперед.

Пока все сходится с тем, о чем говорил нам охотник. Километра три прорубаемся через завалы. Лавируем между большими растущими деревьями.

Выходим на ровное место. Отчетливо видны следы старой дороги.

По всем картам и GPS мы движемся в сторону границы. До нее километров пять. Три. Два. Дорога ведет нас ровнехонько в Монголию. Ждем появления пограничников, но – никого… До границы – какие-то десятки метров. Машина, идущая первой, останавливается. «Хорошая» дорога уходит прямо… за границу. Проезд для нас закрыт. Об этом красноречиво говорит «предупреждающий знак» – сложенные пирамидкой три большие ветки… За ними Монголия.

«А почему нельзя пройти по ничьей земле, ведь она же нейтральная…».

Становиться нарушителями государственной границы в наши планы не входит. К тому же мы убеждены, что за нами скрытно наблюдают. Ну не могут же вот так, бесшабашно, шляться по госгранице какие-то автотуристы?! Бешено колотится сердце. Сворачиваем вправо и выезжаем на просеку – нейтральную полосу между двумя государствами. «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты». Просека – она и есть просека. Шириной метров десять. Длинной ровной «лентой» поднимается на бугорок. Перед нами открывается «ближайшая перспектива» путешествия на несколько дней – тонкая ровная линия просеки уходит вдаль на многие километры, отчетливо просматриваясь на склонах разновеликих сопок.

С небольшой вершины спуск вниз, в лощину. В низине течет небольшой ручей, пересекающий просеку. Сильно заболочено. Таких болот здесь – на каждом километре по два! Но пока мы приобретаем опыт, нам каждое из них кажется каким-то исключительным. Да и поступки некоторых участников трофи-экспедиции надолго оставляют память об этих преодолениях…

Первой через болото, с большим трудом, проводим Toyota Prado Игоря Куликова. С другого «берега» он, с помощью лебедки, перетягивает «Ниву». Тяжело, но самостоятельно идет Land Cruiser Олега Булгакова.

Украинцы решаются идти по своей «колее», взяв чуть выше и «лебедившись» за единственную, полусухую березу, торчащую в болоте. Чтобы ствол дерева не вырвало из мягкого грунта, трем штурманам приходится подпирать его. Быстро «протянув» одну машину, они, также быстро, протягивают две остальные. По следам украинцев на противоположный сухой участок проползает УАЗ под управлением Елены Журавлевой. На удивление, и всем на зависть – очень легко!

Все вроде бы идет неплохо, главное – действовать аккуратно и спокойно. Но… Читинские «Диверсанты» понадеялись проскочить грязь с ходу. Хорошенько, насколько позволял сухой участок, разогнав свой Nissan Safari, они… влетают в болото! Но чуть ниже от места, где «ползут» все.

Грязь, вода, брызги во все стороны… Практически «долетев» до середины болота и потеряв скорость, тяжелая машина утыкается капотом в грязь и «встревает» по полной! Экипаж, Семен и Алексей, самостоятельно пытаются вытянуть свой Nissan при помощи лебедки, «заякорившись» за Prado Игоря Куликова. Не получается. Пробуют через блок. Не помогает. Тяжелая машина глубоко подсела. Пытаясь «выкарабкаться» на поверхность, она тянет собой всю богатую болотную растительность – вязкую траву с плотно переплетенными корнями, кустарник, торф. В итоге, не выдержав нагрузки, на лебедке «Диверсантов» рвется «веревка» – кевларовый(!) трос. Самостоятельно выбраться у них уже не получается.

Не удается их вытянуть и в две лебедки, и через блоки машин, стоящих на сухом участке. После нескольких долгих попыток Nissan Safari сдвигается с места на считанные сантиметры.

Разбираемся в ситуации. Оказывается, левое переднее колесо попало в промоину. Когда экипаж стал тянуть машину лебедкой вперед, он лишь затянул колесо глубже под вязкий «болотно-кустарниково-травяной» покров. Еще немного – и вырвали бы мост. Выход один – освобождать колесо, откапывать и перерубать корневища.

Копаем часа два! Только освободив колеса «Диверсанта» из цепких болотных «лап», его удается вытянуть на сухое место. Урок всем – в болотах никаких лихачеств! Да и на сухих местах – мы уже достаточно далеко от цивилизации.

Пока новосибирцы тянули читинцев, украинцы забрались на взгорок и расчистили просеку от поваленных лесин, подготовив тем самым проезд остальным экипажам.

На высотке установлен… пограничный столб! Как мы позже узнали, это так называемый дробный (промежуточный) знак между основными пограничными столбами. Граница! Стоит зайти за знак, и мы окажемся в чужом государстве.

…Несколько небольших вершинок – и нас опять поджидает широкое поле-болото.

В начале его видим еще два пограничных столба: справа – Российской Федерации, слева – Монгольской Народной Республики. Между ними, ровно посередине, усеченная пирамидка. Это уже основные знаки обозначения границы. Символы государств!

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Наш столб-символ свежевыкрашен. Краска, на зелено-красных полосках, еще свежая.

А вот за монгольским пограничным столбом, видно, давно не следили. Покосившаяся конструкция, с выгоревшей и полуосыпавшейся краской.

Никто из нас еще никогда не был на настоящей границе. Море эмоций! Необычные ощущения! По обе стороны от столбов все одинаковое – бежит та же река, тянутся те же леса и горы, продолжаются те же болота… Но слева – ЧУЖАЯ земля. Все, что нас окружает справа – деревья, трава, ручьи; все такое родное. А с другой стороны все уже НЕ НАШЕ. «Чужестранцам» туда нельзя; жаль.

Если взять чуть левее, проехать намного проще. Дорога там получше, участки посуше, и все это буквально в двух-трех метрах… Но пересечение границы – преступление! Между прочим, уголовно наказуемое!

Преодолеваем болото. Запутавшись в кустарнике, разделяемся на две группы. Одна группа берет сильно вправо, объезжая болото по краю, у сопки. Другая пытается проехать около границы по плотному кустарнику.

Заплутав и оказавшись в топком «не проездном» месте, вторая группа выбирается к первой. Ситуация, казалось бы, обычная. Однако в поисках проезда в густом кустарнике вторая группа нарушила линию государственной границы и углубилась на территорию соседнего государства почти на двадцать(!) метров. Когда все кругом одинаковое, когда никаких обозначений и знаков плюс высокий кустарник, понять, где можно ехать, а где уже нельзя – практически невозможно!

Поэтому никто из нас нарушения границы не заметил. Об этом факте нам сообщили соответствующие органы несколько позже.

Болота изматывают. Это уже четвертое за сегодняшний день. «Лебедимся», копаем, толкаем. Штурманы вконец измотаны… Тяжело бегать по болотным кочкам, продираясь через цепкий кустарник туда – сюда, цепляя – перецепляя машины.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

С «боем» преодолев болото, колонна единой группой вновь выходит на просеку.

К концу дня появляется командная слаженность. Но сил уже нет. Ослабляется внимание и бдительность. Если наш первый день на экстремальном участке был «горный», второй – «водный», то этот, бесспорно, – «болотный»!

Километрах в двух от Худжеринги, встречаем конный пограничный разъезд. Своим появлением мы их не удивили. Про нас и наше путешествие они знают. Они с той заставы, которую мы удачно объехали. Правда, в то, что мы сможем добраться на машинах до этого места, никто из них не верил.

Просят нас проехать к пограничному кордону, находящемуся на месте той самой Худжеринги. Уже вечер, и нам все равно надо искать место для ночлега. Там же – большая сухая поляна. Так, что, возможно, это даже к лучшему… Подъедем, поставим лагерь и решим все конфликтные вопросы с пограничниками. Похоже, проблем у нас с ними не должно быть – настроены они вполне дружелюбно. Свои же…

Хорошая старая дорога – где-то рядом. В десятке метров от нас, но на Монгольской стороне. Когда вся команда занята преодолением ручья, бегущего по небольшой лощине, Алексей Шифрин и Елена Антипова зачем-то идут разведывать старую дорогу. Как они потом объясняли, по их предположению, она где-то в этом месте должна была пересекать пограничную просеку. Их исчезновения никто не замечает. Случайно (а это и не мудрено) «разведчики» пересекают невидимую пограничную черту. И… «попадают в руки» монгольских пограничников. Хорошо, что у Алексея с собой была портативная рация, и он успел сообщить о происшествии. Российские пограничники, к счастью, были рядом с нами и слышали все, что он сказал. Они не на шутку встревожились:

— Это ваши. А зачем они туда пошли?.

Разворачивают лошадей и уезжают на выручку. Через некоторое время возвращаются Алексей и Лена. О том, что с ними произошло, особо не рассказывают. Да и расспрашивать их некогда, все заняты преодолением глубокого ручья. Необходимо постараться засветло проехать к кордону. Главное – они с нами.

Как позже выяснилось, за всеми нашими передвижениями со своей стороны следили монгольские пограничники. Алексей и Лена, отойдя от общей группы, столкнулись с ними «нос к носу». Пересекли они границу или нет, они так и не поняли, но монгольский пограничник остановил их грозным окриком. Поскольку Лена шла впереди, а Алексей чуть сзади, то монгол наставил автомат на нее и даже, по ее словам, передернул затвор. В этот момент Алексей успел подать тревожный сигнал основной группе. Лишь после того как к месту «инцидента» подоспели наши пограничники, монгол ее отпустил… Хорошо, что все так закончилось!

Чтобы проехать к Худжеринге, «мостим» ручей, таскаем бревна, валим сухой лес. Погранцы с нескрываемым интересом наблюдают за нами. В однообразии службы вдруг такое шоу! Все они «срочники». Общительные. Призваны на службу с разных мест. Один из Твери, другой из Липецка; третий – местный, из Читинской области. Служат они на той самой заставе, которую мы объехали. Говорят, что о нашем путешествии здесь все знают. Когда они заступали на пост, мы были еще рядом с их заставой. Здесь, на кордоне, с ними дежурный офицер и два «инженера». В обязанности «инженеров» входит слежение за состоянием российских пограничных знаков-столбов на этом участке. Самое главное – вовремя их подкрашивать!

В ранних сумерках по одному выбираемся из ручья и едем на кордон.

Здесь действительно большая сухая поляна. Несколько весьма старых деревянных строений. Дом, сарай, загон для коней; все – c латанными–перелатанными крышами.

На другой стороне, метрах в трехстах от нашего, находится монгольский кордон. И у них стоит один старый полуразвалившийся деревянный дом и сарай. Выглядят намного хуже наших. Дежурят несколько пограничников. Бегают собаки.

Быстро темнеет. Разбиваем лагерь. Разводим большой костер. Ставим палатки и готовим ужин, беря в расчет и наших пограничников. Зовем их к общему столу. Служивые скромничают и отказываются; приходится уговаривать. Несмело берут тарелки. Угощаем их нашими походными «деликатесами» – рыбными и овощными консервами, сгущенкой, конфетами и вареньем…

После ужина, у костра, молодой капитан, старший пограничного наряда, рассказывает про здешнюю службу. Говорит, что перед нашим приездом на монгольском кордоне появились два «новых» офицера. Многих монгольских пограничников, постоянно дежурящих на кордоне, наши уже знают в лицо, а эти им незнакомы. Их появление связывают именно с нашим путешествием.

Несмотря на то, что пограничники уже знают друг друга в лицо, часто встречаются при патрулировании границы, общаться между собой им строжайше запрещено. Монгольские наряды, в отличие от российских, дежурят с собаками, и те частенько прибегают к нашим пограничникам, чтобы чем-нибудь полакомиться. Пайка на собак у «соседей» маленькая, вот они и бегают к нашим «харчеваться».

В окрестных лесах много дикого зверья, но нашим пограничникам охотиться запрещено. А вот монгольские просто обязаны! У них даже есть план по заготовке мяса. Они обязаны обеспечивать им не только себя, но и заставу…

Служится здесь, в принципе, спокойно (таких как мы здесь никогда не было и вряд ли скоро будут). Поскольку этот участок расположен далеко от населенных пунктов и дорог, то здесь нет ни колючей проволоки, ни других спецзаграждений. Но граница есть граница и пограничную службу никто не отменял. Просто для охраны здесь достаточно патрулирования троп. Нарушения границы бывают и здесь, но совершают их местные охотники. Увлекшись преследованием зверя, они порой заходят на территории соседних государств. Всех охотников в этих краях знают, а поэтому к ним относятся снисходительно. Уголовных дел не возбуждают, ограничиваясь устным внушением.

Нас просят на границе быть внимательными и осторожными. Рассказывают истории про провокации со стороны монгольских пограничников. Так, однажды они пытались украсть наших пограничных лошадей. А несколько лет назад была попытка отобрать автомат у нашего бойца. Правда, пограничник себя в обиду не дал и оружие не отдал. В накале борьбы стрельнул в нападавшего, серьезно его ранив. Разбирательств было много, но защиту признали правомерной.

А еще были случаи, когда монголы нападали на наших охотников. В общем, как себя с ними вести, нас предупредили. Тем удивительней кажется случай с «захватом» Лены и ее счастливым освобождением…

…, 11 июля. Утром наши пограничники связываются с Бальджиканской заставой. Те связываются с более высоким начальством – штабом погранотряда в Мангуте. Из их переговоров мы догадываемся: они попросту не знают, что с нами делать. Как поступать? Пускать нас дальше или не пускать? Они и так порядком удивлены, что мы смогли добраться до этого места. Похоже, им уже самим интересно, как далеко мы еще сможем забраться (и чем все это закончиться).

Мангут долго «молчит». Позже мы понимаем, почему. Дело в том, что мы стоим почти у границы(!)… двух соседних погранотрядов. Чуть дальше начнется участок Кяхтинского погранотряда. Поэтому Мангут «связывается» с соседями, для совета. Сообща решают, что с нами делать. Ну, не подкладывать же соседям… автотуристов!

В ожидании решения нашей участи проводим общее собрание коллектива. Идет серьезный разбор обстановки. Стоит ли ехать дальше? Мы и так забрались уже слишком далеко. Использовали четыре дня из отведенных самим себе пяти. Где-то должна быть «точка возврата» – место, от которого нашего запаса продуктов и горючего останется только чтобы выбраться на «большую землю». Может, этой точкой станет Худжеринга?

Пока же продукты и горючее у нас есть, у большинства в команде есть силы и желание идти вперед. От нашей точки до Мензы – километров 60. Если дальнейшая «дорога» будет примерно такой же, какую мы преодолели до этого места, то к запланированной точке мы должны выйти через три дня. Это всего лишь потерянные три дневки, которые были предусмотрительно заложены еще при подготовке трофи-экспедиции. Но вот какая дорога нас поджидает дальше, мы не знаем. По рассказам пограничников и охотника, «дорога» от Худжеринги будет сложнее, чем была до этого. Все же решаемся ехать вперед!

Наконец, ответ из «центра», Мангута, получен – мы можем двигаться в любую сторону… по России!

Еще раз Куликов с Булгаковым изучают карты и схемы. Как и куда ехать дальше? Вдоль границы или в объезд – по тропе, указанной на некоторых картах. Нам, конечно, хочется держаться от границы подальше.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Капитан подтверждает, что тропа, ведущая в обход приграничного участка через ближнюю гору, действительно есть. По этой тропе мы сможем, поднявшись на вершину, объехать большой участок приграничной территории. Правда, позднее опять выйдем к просеке, но уже в зоне ответственности соседнего погранотряда. Могут ли по этой тропе проехать машины, он не знает (а может, просто умалчивает), но если мы поедем именно туда, подальше от границы, ему будет спокойнее. Он даже просит своего бойца, чтобы тот вывел нас к ее началу.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Утренний туман развеялся. Мы замечаем, что находимся под наблюдением монгольских пограничников. Удобно расположившись на крыше своего сарая, они внимательно следят за нами в бинокли.

Один из российских пограничников, с крыши «нашего» дома, ведет наблюдение за ними. Они так целыми днями «играют в переглядки». Т.е. вокруг ни колючки, ни контрольно-следовой полосы. Обходи с любой стороны – никаких следов. Никто не узнает. Но вот надо сидеть и «пялиться» друг на друга часами. Что поделаешь – служба. Зато всех «своих» они уже знают в лицо.

Быстро собираем машины. Оставляем пограничникам немного продуктов – консервов, конфет, сгущенки, варенья. Прощаемся и уходим на север от границы, вглубь нашей территории. Да, по неизвестной тропе ехать будет очень сложно. Но, во-первых, отойдем от границы – и монгольским пограничникам, и нам самим спокойней. Во-вторых, к назначенному сроку встречи всех групп в Кяхте не успеваем, а поэтому потеря одного дня (именно столько времени, мы считаем, потребуется на объезд), ничего уже не решает.

Выходим на тропу. Первые ее метры радуют и вселяют оптимизм. Проезжаем заброшенные рудники. Здесь добывали олово. Остатки строений. Какие-то деревянные конструкции, ржавые железяки. Огромные брошенные штольни. Кучи – отвалы. Развалины избы (прямо в лесу), заросшей со всех сторон уже толстыми деревьями.

Явная дорога, сохранившаяся еще с тех пор, как отсюда вывозили руду. За «рудниками» дорога становится хуже. Приходится много пилить, сражаясь с лесом практически за каждый метр. Наш оптимизм с каждым десятком метров постепенно улетучивается.

Штурмуя высоту, колонна сильно растягивается. С трудом преодолеваем какие-то два километра – узкая тропа, толстые деревья, камни словно ступени. Сказывается ширина, длина и мощность машин. Неповоротливы длинные и тяжелые Cruiser;ы; медлительна слабосильная «Нива».

Потеряно полдня; появляются сомнения в правильности выбранного направления.

Отправляем вперед пешую разведку. По возвращении она докладывает: ехать дальше не только сложно, но и очень рискованно. Охотничья тропа есть, но идет она по крутому склону. Для машин придется искать объезд, что маловероятно – кругом огромные камни.

Подозреваем, что, подстраховываясь, капитан пустил нас по… «не совсем правильному» пути. Что делать? Принимаем решение возвращаться к пограничному кордону. Если не будет препятствий со стороны служивых, продолжим движение по просеке.

Разворачиваемся. Последние машины, ставшие первыми («Аболтус» и «Диверсант»), едут в Худжерингу, чтобы «составить разговор» с пограничниками. Когда подъедут остальные, результат их беседы будет уже известен.

А капитан-то нашим появлением ничуть не удивлен! Все знал заранее? Получается, что день мы попросту потеряли. Но наш поворот в горы дал нам одно преимущество. Монгольские пограничники, увидев, что мы повернули вглубь российской территории, покинули свой пост и уехали.

Нашему желанию двигаться по просеке офицер не противится. Снова дает бойца, чтобы теперь тот показал правильное направление на нейтральную полосу. Дело в том, что нам предстоит преодолеть конусообразную сопку. Со стороны Худжеринги склон пологий, с противоположной стороны – очень крутой. Граница идет где-то ближе к его подножию. Ориентиров на нее практически никаких. Сбиться элементарно.

Первыми на вершину заезжают «Аболтус» и «Диверсант» с пограничником. Чуть позднее к ним присоединяется «Командор». Больше трех машин на вершине не помещается. Изучаем склон, с которого нам предстоит спускаться. Ого, больше тридцати градусов! С вершины он кажется вообще отвесным.

Показав направление, пограничник уходит. Продолжение просеки – у подножия сопки. На полукруглом склоне ни указателя границы, ни дробного знака не видно. А монгольская земля от нашей ничем не отличается. Задача: точно попасть в «ворота» просеки!

Придирчиво выверяем траекторию. Понимаем, что если машины спустятся по этому склону вниз, обратно на него подняться смогут не все (если вообще кто-то сможет). Это дорога в один конец. Нам уже кажется, что мы переходим границу… «точки возврата». Но раз решили ехать, то надо ехать.

Первым решается спуститься Куликов.

Однако сбивает – совсем чуть-чуть – траекторию направления спуска на старте, и его «стягивает» на территорию Монголии. Понимая, что катится он не туда, Игорь пытается остановиться, но повернуть машину в нужную сторону на крутом склоне уже невозможно. Машина высокая, лифтованная, на крыше – багажник с грузом. Боковой крен становится критическим. Еще немного, и машина перевернется. Покатится кубарем в Монголию. И что тогда всем нам делать? Избегая переворота, «Командор» уходит за границу…

Докатившись до небольшой ровной площадки, почти у самого подножия склона, он снова пытается повернуть. Штурман Валентина Куликова и экипаж «Аболтуса» бегут к нему, чтобы отвесить машину на крутом повороте. В двух колесах, что выше по склону, спускаем давление до возможного минимума, тем самым чуть понизив крен машины. С этой же стороны, для противовеса, встаем на подножку автомобиля. Очень медленно, с большой осторожностью, по дуге, в объезд склона, движемся в сторону просеки. Нам нужно как можно скорее уйти с открытого места, вернуться к границе – или хотя бы добраться до кустарника, чтобы найти укрытие в густых зарослях. Нам крупно повезло, что рядом не оказалось ни монгольских, ни российских пограничников.

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Сердце бешено колотится. Мощный выброс адреналина. Для тех, кто «спасает» Куликова время словно спрессовалось. Все как в замедленном кино. Но действовать надо быстро. Осознавая, что натворили, стараемся побыстрее вернуться на Родину. Не дотянув до границы (просеки) метров пятьдесят, «сваливаемся» в кусты у болота. Под защитой листвы немного приходим в себя. Машина стоит ровно! Уже хорошо… Теперь через кустарник надо провести ее к просеке. Бегаем по густым зарослям в поисках проезда. Удается найти лишь небольшой, метров десять, открытый участок. Кажется, мы в тупике. Дальше – большие деревья, какие-то обгоревшие пеньки, кусты и крутой скос в болото. Ищем выезд; как нам кажется, очень долго… Скорее бы его найти! Скорее…

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»