Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – IV

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Фото автора

Вторник, 3 июля. Старт. Уже настоящий. Вчера был – так, для прессы, показательный; сегодня – что ни на есть боевой. День обещает быть жарким.

В колонне: новосибирцы – 6 экипажей, Украина и Чита – по 4 экипажа. По одному – Томск, Омск, Ямал, Москва, Владивосток. Итого 20 машин выходит на трассу. Путешествие началось.

Проехали «двадцаточку». Поворот налево. Сначала едем по проселочной дороге. Потом, через ложбинки, выходим на склоны небольших гор. Тянемся по пробитой по их бокам дороге. Скальники. Невысоко. Поднимаемся чуть ли не к их вершинам, а затем спускаемся вниз и движемся вдоль большой долины.

Жарко. В редко встречающихся ручьях набираем воду и охлаждаем двигатели. Сильно греется УАЗ «Патриот».

ИНТЕРНЕТ
Марафон стартовал 2 июля с озера Тасей и выдвинулся организованной группой на реку Никишиха возле новотроицкой трассы, рядом с Читой. Команда марафона кроме новосибирского клуба Off Road Master Club представлена двумя экипажами из Симферополя, двумя из Одессы, экипажем из Пурпэ (п-остров Ямал), сборным экипажем Москва-Новосибирск, экипажами из Омска, Томска, Владивостока и Читы.
3 июля экспедиция двинулась в путь. Задача марафонской колоны на день формулировалась просто: «прикатать» команды, выстроить управление группой и проверить себя умеренным бездорожьем. До реки Элэмер группа дошла просто. По реке Ульдурга дошли до заброшенной «золотой аллеи» – интереснейшей и очень красивой лесной дороги – остатка старой дороги старателей. После по подсохшему болоту и лесу вышли к суле Ульдурга и далее к Усуглям. На скале «любви» был устроен красивый привал и фотосессия.
Руководство марафона приняло решение нагонять график движения, который был нарушен дневкой на Никишихе. В результате группа дошла до федеральной трассы «Амур», где и попрощалась (временно) с экипажем Москва-Новосибирск, который поехал в Читу на ремонт двигателя. Ночью основную группу нагнал экипаж из Нижневартовска!
Сейчас утро 4 июля экспедицию разбудило на реке Нерче, напротив Нерчинска! Далее снова в путь. План на 4 июля – Нерчинск, Газимурский завод, Нерчинский завод, Калга, Александровский завод, Акатуй. Ждите сводок с полей.

 

Шлагбаум. Вывеска: «Ульдургинский заповедник». Неподалеку – егерский домик. Вышедший нам навстречу егерь поднимает шлагбаум и пропускает нас на территорию заповедника.

Едем. Дорога неплохая… поначалу. Постепенно превращается в «двухколейное направление». Ездят, судя по всему, здесь немного.

В роли провожатого и по совместительству экскурсовода выступает читинский экипаж «Подорожник». По ходу нашего движения читает по рации лекцию об истории этих мест. Поучительно и познавательно…

Здесь хочется отвлечься от описания событий и сказать огромное СПАСИБО экипажу «Подорожника». За то, что на протяжении всего путешествия, пока мы были вместе, они со знанием и любовью рассказывали нам о своем крае, об истории тех мест, через которые проходил наш маршрут. Было интересно, было здорово! Они старались сделать все, чтобы мы запомнили и полюбили эти места – и это им удалось. Никто не остался равнодушным. Мы полюбили Забайкалье.

«Подорожники» просят обратить наше внимание на скопы (от слова копать) склона, находящиеся чуть выше дороги, по которой мы сейчас едем. Это остатки старой «Дороги рудокопов». Мы въехали в места, где еще со времен Екатерины II добывалась руда. Здесь находился один из самых старых рудников в Забайкалье. Где-то неподалеку от того места, где сейчас стоит Чита, был сереброплавильный завод. Добытую здесь серебросодержащую руду везли туда на переработку. На этом руднике (как, впрочем, и на остальных в то время) работали беглые крепостные и казаки. Здесь их никто не трогал: ни бывшие помещики, ни бывшие власти; они даже находились под своеобразной защитой нуждавшихся в рабочей силе властей. Рудокопы и рудоразборщики одними из первых осваивали и обживали здешние края. От тяжкой работы бергалы (так называли в старину горнозаводских работников), правда, тоже убегали; тогда их ловили и приводили обратно воинские команды. А когда серебро закончилось, люди и совсем отсюда ушли.

Потом в этих местах нашли золото. Началась «золотая лихорадка» по-сибирски. Стояли артели старателей. Сейчас остался лишь след тех дел – «Аллея рудокопов» или «Золотая аллея» – ровный ряд деревьев по обе стороны от дороги, протянувшийся на несколько километров. Таким образом старатели укрепляли склон, сохраняли дорогу. А в жаркие летние дни густая листва давала спасительную тень.

Дорога с аллеи переходит в заболоченные низины. Старая гать; ее следы видны и сегодня, хотя сама она уже давно разрушилась. Объезжаем топкие места стороной. Те, кто полез напрямик, безбожно вязнут. Это в основном «новички». У нас уже какой-никакой опыт есть, и мы проходим сложный участок организованно и легко. Потом помогаем подсевшим.

Объезжая болотце, вспугиваем косулю, которая (не со страха, а скорее из осторожности) убегает, проскочив буквально в десяти метрах от просматривающих дорогу штурманов. Заповедник. На открытых местах видны прыгающие стайки этих грациозных животных. А идущей первой машине даже встретился прогуливающийся неспешной трусцой дикий кабан.

Километрах в десяти от аллеи – поворот направо, и… «Приличная» дорога заканчивается. Начинаются луга с разнотравьем. Лес и болото. Много мест со следами сильного лесного пожара.

Жара все +40°C. Все чаще греется «Патриот». Да и другим не сладко. «Плавятся» машины и люди. Раздеться нельзя. Любой, кто решается это сделать, тотчас подвергает себя риску быть покусанным насекомыми. Целый рой паутов-кровососов атакует людей при каждом удобном случае. Кусаются больно. Минут сорок находимся под их гудяще-жужжаще-жалящим прессингом.

Заедаемые и подгоняемые паутами, словно косули, носятся штурманы. Работы им здесь много. Участки небольшие, но преграды – разнообразнейшие. Штурманы таскают веревки, прокладывают маршрут между поваленными обгоревшими стволами или торчащими из болота камнями.

Стоит выехать на открытое продуваемое ветрами место, как пауты резко пропадают.

Небольшая остановка у дающей освежающую прохладу речки. Вода ледяная. Искупаться – наслаждение. Набираем запас чистейшей холодной воды взамен уже нагревшейся. Охлаждаем разогретые моторы наших автомобилей. Двадцать минут отдыха и – опять в путь. Не заводится омская машина. Колдуем возле нее. Оказывается, не затянуты клеммы на аккумуляторах.

Еще немного бездорожных мучений, и мы оказываемся на пыльной проселочной дороге. Проезжаем полузаброшенную деревню Ульдурга. В нескольких километрах от нее пересекаем уже «крепкую» деревню Усугли. В центре деревни колонна останавливается, но из машин просят никого не выходить. Оказывается, нас «тормознули» сотрудники милиции. Постояв несколько минут, мы вновь трогаемся с места, но нашу длинную колонну теперь возглавляет милицейский «бобик» с включенными маячками… Джиперы в недоумении. Никогда еще такого не было! Что это значит? Ну, на старте или при проходе больших городов ГАИшники оказывают такую честь; а здесь, в глуши… Может, мы чего нарушили и нас всех оптом арестовали?

Недалеко от деревни – еще одна остановка. Теперь нас приглашают пройти на экскурсию к какой-то «Скале любви». Пока собираемся и «грузимся» вопросами (что за скала, как долго идти, можно ли туда топать в сандалиях или нужно надеть ботинки?), получаем ответ на интересующий всех вопрос о торжественном эскорте сопровождения. Дает его молоденький милиционер, который идет вдоль колонны, с огромным интересом разглядывая наши машины. Говорит, что областной милиции дана команда сопровождать (ого!) нашу трофи-экспедицию при проезде городов и прочих населенных пунктов. Причина сего экстраординарного для джиперов события сразила нас наповал: многие местные автовладельцы «ездят пьяными» и «чтобы вы от них не пострадали». М-да!..

Скала любви. Местная достопримечательность. Два огромных каменистых утеса. Высокие: каждый – метров 150, не меньше. Лезем. Стоять на краю утеса страшно. Привыкаем, оглядываемся. Место действительно красивое. Внизу синей извивающейся лентой петляет река Ульдурга, унося свои воды куда-то вдаль. На ее берегах, ниже по течению, виднеется ряд скальных выступов; по сравнению с «нашими» – такие маленькие! Любуемся видами, фотографируем и фотографируемся; хочется запечатлеть эти мгновения на память. Но времени немного, смеркается, а ехать еще долго. Спускаемся…

По вновь утвержденному плану, место нашей ночевки должно быть недалеко от Нерчинска. Это приблизительно еще 150 километров; дорога нас ждет неплохая, но… Мы еще не знаем, как поведут себя на трассе «разноклассные» машины. А именно: какие машины «скоростные», а какие «тихоходы»; соответственно – когда мы приедем в намеченную точку.

Дорога петляет между сопками и распадками. Первозданный вид. Но за одним из перевалов все меняется. Перекопанные реки и вид экологической катастрофы. Здесь в середине XIX века в пади Узур-Малахай было открыто россыпное золото. С самого начала его добывают открытым способом – безжалостной драгой. Результат: вся долина перерыта, большие каменные отвалы, вместо речки – мутные потоки. Подобное мы уже видели на Колыме и в Тофаларии. Там золото добывается подобной технологией. Виды страшные. К ним невозможно привыкнуть. Незаживающие раны, болезненные рубцы на теле Земли.

Въезжаем в поселок Вершино-Дарасунский. Тяжелое настроение. Дорога проходит по краю поселка. Сам он разбросан по долине и окружающим ее небольшим сопкам. Кажется, что сама природа в отместку за все сделанное человеком в округе не дает ему свободы и легкости – поселок темный, грязный и полузаброшенный.

Остатки производственных помещений – стены и забор. Одно псевдо-современное здание. Напоминает «заводоуправление» или современное производственное сооружение – фасад корпуса обшит синим молдингом. Наверное, какая-то артель. В этих краях золотишко еще осталось, и до сих пор его добывают, вновь и вновь перемывая старые отвалы или спускаясь под землю в шахты.

Заезжаем на заправку, словно магнитом притягивая (как всегда) местных. Народ уже подвыпивший и словоохотливый. В центре их внимания – севастопольский «газик». Бесцеремонно лезут к нему под капот, интересуясь, что за агрегат внутри. Утолив любопытство, разглядывают остальные машины. Вопросы типовые: «Кто такие?» и «Откуда такие расписные?».

– А мы тоже, – говорят, – прославились на весь мир. Несколько лет назад на шахте была сильная авария. Погибли шахтеры. Много.

Тогда маленький поселок стал «всемирно известен». Трагическая, но слава. Нашли чем хвастаться… Пьяные, что с них возьмешь?

На выезде из Вершино-Дарасунского нас встречают сотрудники местной поселковой милиции. Ждут уже давно. Должны были провести нашу колонну через поселок, а мы как-то незаметно подъехали с другой стороны. Но, верные долгу, исполняя свою боевую задачу, они все равно включают мигалки и сопровождают нашу колонну несколько сот метров – от заправки до выезда из поселка.

Уже в полной темноте мы пересекаем федеральную трассу «Амур» и далеко за полночь останавливаемся на берегу реки Нерча, перед въездом в город Нерчинск. У нас небольшая потеря. От общей колонны отделяется и самостоятельно едет в Читу «Патриот» в расчете получить там качественный ремонт. Проблемы с мотором – постоянно греется и не тянет…

Несмотря на уезд «Патриота», численность транспортных единиц в колоне остается прежней. Дело в следующем. Утром в нашей компании появляется «новенький» – нижневартовский «Аболтус» Женя Болычев. Вот уж кого мы рады видеть! За него уже начали переживать, так как до последнего времени не знали, где он находится и сможет ли нас разыскать из-за изменения схемы маршрута. Нашел. «Придя в себя», Евгений рассказывает…

Приключения «Аболтуса» начались с 24 июня, от самого «порога дома». Заехав в Нижневартовске на «аппарельку» (самоходная баржа) и добравшись на ней до Каргоска, самостоятельно с нее съехать он уже не смог: полетела коробка скоростей. Пришлось на этой же барже возвращаться обратно до Стрежевого, а там уже искать СТО, не надеясь, что такую поломку можно быстро исправить. Однако судьба сменила гнев на милость и – о, чудо! – коробка нашлась. В сборе! Именно от его модели – Toyota ЛК-70!! Более того – 5-ступенчатая!!! Причем совершенно случайно. С новой коробкой машину поставили на ход буквально за сутки.

Окрыленный удачей, Евгений даже не стал ждать баржу до Каргаска, которая должна была подойти только через 3 дня, а рванул своим ходом, петлей через Тобольск и Омск, на Новосибирск (крюк почти в 1000 километров!).

В Новосибирске – небольшой ремонт у Вадикана в JEEP-TOYS и опять догонялки. На посту ГИБДД при въезде в Кемерово его остановили для проверки документов и при досмотре автомобиля нашли рацию (27 Мгц). Документов на право ее использования у трофи-туриста не оказалось, в результате чего сотрудники милиции произвели ее изъятие. На все формальности ушло еще 7 часов. Семь часов промурыжили в кутузке… Догонять основную колонну на 5-ступенчатой коробке, на машине, даже облегченной на 1 (одну) рацию и 4-дневный запас продуктов, оказалось делом нелегким. В одиночку добрался Болычев до Байкала. Практически все эти дни не спал, ехал. Лег «на минутку вздремнуть» лишь перед Улан-Удэ, а проспал 14 часов!

Приехал в Читу; там ему и подсказали, где нас искать. Двести километров от Читы до Нерчинска – уже такая мелочь! Пролетел как на крыльях.

Среда, 4 июля. Утром едем на экскурсию в Нерчинск; самый известный город Читинской области, с 350-летней – древнейшей, по сибирским меркам – историей. Основан он был в 1653 году на правом берегу реки Шилка против устья речки Нерча.

Прославился еще со времен освоения Забайкалья и Дальнего Востока. Уже через 10 лет своего существования был возведен в степень центра местного воеводства. Стал опорной точкой государства на востоке России. Позднее это был город столичного значения – первый и единственный город Восточного Забайкалья вплоть до середины 80-х годов XVIII века.

Самый крупный населенный пункт в этих краях. Плацдарм освоения Дальнего Востока. Здесь жили самые богатые забайкальцы того времени – купцы и промышленники.

Все изменилось после постройки Транссибирской железнодорожной магистрали. Города, стоявшие в стороне от нее, стали проигрывать в своем развитии. А после создания Китайско-Восточной железной дороги наиболее крупным транспортным узлом и промышленным центром Забайкалья стал другой город. Со временем Чита отобрала у Нерчинска «столичные» функции, тем самым превратив его в заурядный провинциальный город.

Экскурсия. Интересно и познавательно. По новому мосту через речку Нерча въезжаем в Нерчинск. Нас встречает машина сопровождения ГИБДД и всю колонну, под «мигалки», проводит в центр города. Нас это уже не удивляет…

Первое знакомство с Нерчинском. Центр города, где мы стоим, это – стадион, памятник героям Великой Отечественной войны, базарная площадь и т.д. Несколько красивых, выделяющихся своей архитектурой зданий. Старинные, двух– и трехэтажные, каменные особняки. Часть их добротно отреставрированы. Те, что подальше – еще в развалинах; видимо, руки не дошли.

В одном из домов (этакого русско-венецианского стиля) – краеведческий музей. Желающие познакомиться с историей города «поглубже» идут туда. Сотрудницы музея просто онемели от такого наплыва посетителей. Счастливые, долго не могут сосчитать, сколько надо взять с нас денег. Путаются в расценках за билеты: «взрослые плюс детские, да за разрешение на фото– и видеосъемку, минус тапочки…». В итоге нас пропускают, назвав сумму приблизительно. В любом случае музей не в проигрыше: своим визитом мы выполнили ему план на полгода вперед.

Музей занимает один из домов купцов Бутиных. Это здание – немногое из того, что сохранилось от целого комплекса большой усадьбы местных олигархов. Бутины были одними из самых богатых забайкальских купцов и промышленников того времени. Во всем чувствуются роскошь, самобытность, власть. Прямо-таки небольшой дворец. Экскурсия по музею начинается с большого музыкального зала, где когда-то собирался весь цвет нерчинского купечества; играла живая музыка… Под потолком зала ниша – балкон, где располагались музыканты. Балкон спроектирован таким образом, что музыка без искажений заполняла зал. Большое помещение освещалось свечами, закрепленными в золотых канделябрах и на огромной позолоченной люстре. Под самым потолком – золоченые изображения амуров, играющих на различных музыкальных инструментах. Барельефы композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт, Глинка. Фамилии каждого подписаны на гипсовых «развивающихся» лентах… На стенах – портреты самих купцов братьев Бутиных.

Самая большая ценность этого зала (да, пожалуй, и всего музея) – огромные зеркала. Закуплены они были хозяевами в… Венеции, а доставлены сюда с превеликой аккуратностью и осторожностью на… подводах! За тысячи километров от Европы, в глушь, в Сибирь!!! Эти красавцы действительно впечатляют. Во многом благодаря им зал кажется еще больше, чем на самом деле. Удивительно то, что зеркала уцелели, пережив своих хозяев и множество исторических потрясений.

Следующие за этим залы посвящены истории Нерчинска, краеведению, культурному и природному богатству города и района в целом. Интересны коллекция минералов и чучела животных. Большой макет Нерчинского острога, с которого начинался город. Множество исторических документов и старинных фотографий. А вот экспонатов в музее, к сожалению мало; да и те, как пояснила женщина-экскурсовод, лишь недавно были переданы сюда на хранение из Читинского музея. Остальная коллекция подлинных «бутинских» предметов находится в областном центре.

Еще один удивительный экспонат, на который обязательно просят обратить внимание – витраж из цветного стекла. На нем крылатый воин, архангел Михаил в доспехах, потрясая мечом, садит на цепь темную силу – гоблина. Это точная копия существующего и поныне витража одного из немецких костелов в Баварии. В свое время была привезена в Нерчинск из Германии. Подтверждение этому факту – старая фотография с изображением витража.

Выходим из музея духовно и исторически «прокачаны» – искренне соболезнуя тем, кто с нами не пошел. Пусть музей небольшой и экспонатов немного, но ведь это живая история! Жаль, что некоторые таких вещей не понимают. Спасибо музейным работникам – люди работают не за деньги (какие там деньги!), а за идею. Низкий им поклон за их благородное дело!

Путешествие в Нерчинск занимает около двух часов. Покинув город, мы пересекаем реку Шилка. Красивая и знаковая река. Вдоль Шилки идет железная дорога. Вырубленная в скале полка, на которой проложены рельсы. Из-за сложного рельефа местности здесь много подобных инженерных сооружений. Какой адский труд – прокладка железной дороги в горах! Но как она преобразила край, повернув привычный ход развития истории в новое русло! В Сибири эти изменения оставили наиболее значимый след. Одни населенные пункты, оставшись в стороне от Транссибирской магистрали, остановились в своем развитии; другие же из небольших поселков, вставших на перекрестках железных (и «водных») дорог, превратились в крупные развитые города. История, однако.

День опять жаркий. За тридцатку. Наши гиды говорят, что Читинская область – самый солнечный уголок Сибири. Не в сравнении с «солнечным Магаданом», а в том, что здесь наибольшее количество солнечных дней в году. Из-за очень сухого климата – исключительно низкая влажность. Деревянные дома стоят долго – бревна столетиями не гниют, а железо практически не покрывается ржавчиной. Охотно этому верим и даже наблюдаем сами – по столбам пыли над дорогой и обгоревшим на солнце рукам, высунутым в окна.

Колеса отматывают километры асфальтовых и грунтовых дорог. Проскакиваем деревни и поселки. И уже не удивляемся, когда на подъездах к ним нас встречают милицейские машины для сопровождения нашей колонны при проезде через населенный пункт. А что, так даже «прикольно». Подобного в нашей восьмилетней истории еще не было. Мы важные; ой, не зазнаться бы!..

По «вновь утвержденному плану», мы должны посетить райцентр Нерчинский Завод и остановиться на ночевку неподалеку от Александровского сереброплавильного завода (основан в 1832 году для каторжан – политических заключенных, участников Польского восстания 1830 года, подавленного в 1831-м). Между ними 150 км. Утром стоит посетить достопримечательности Александровского завода – и братскую могилу 10 партизан.

ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ
Многие поселения возникли как опорные укрепления русских при продвижении на восток. Позже они становились центрами горной промышленности или сельскохозяйственного освоения новых земель. Почти все из них прошли сложный путь развития, изменяясь в зависимости от экономических и политических условий. Некоторые поселки остались уже в истории, другие еще существуют. Отдельной группой можно выделить старые горнопромышленные поселки при заводах Нерчинского горнозаводского округа (назывались по «имени» заводов). Нерчинский завод был основан в 1704 году, Калга – в 1777-м, Газимурский завод – в 1778-м (ссыльными участниками восстания Е.Пугачева), Александровский завод – основан в 1792 году.

Многочисленные даурские «заводы» были местом ссылок, где отбывали свое наказание осужденные, в том числе и декабристы. Наше путешествие по Забайкалью посвящено 180-летию декабрьского восстания. И путешествуем мы по тем местам, где они отбывали свои немалые срока. Говорят, что декабристы были «везде». Но следов пребывания, «реальных доказательств», исторически связанных с той или иной личностью мест мы пока не встречали. В Нерчинске декабристы были, но заводы уже не сохранились. Где же те самые артефакты истории?

Проезжаем поселок Газимурский Завод; наши «экскурсоводы» советуют обратить внимание на остатки пересыльной тюрьмы, где получали «распределение» по рудникам вновь прибывшие каторжане. Смотрим внимательно… Развалины какого-то заводика и автобазы, полуразрушенный дом, несколько торчащих из земли бревен, полуразваленная школа… А где тюрьма? Оказывается, те бревна и есть остатки былого мрачного сооружения! «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Рады, что хоть ЭТО увидели; но не впечатлились.

 

Дорога ведет нас дальше на юг. Меняются растительность и окружающий пейзаж. Заросшие лесом сопки и холмы по мере нашего продвижения «лысеют». Над дорогами «пыль коромыслом» – висит плотной непроглядной пеленой. Машины наглухо закрыты, но это мало помогает: пыль проникает все равно. Салон покрывается ровным слоем мельчайшей «пудры».

В таких условиях труднее всего приходится открытым всем ветрам двум экипажам – ТАЗику и УАЗику. Машины идут в колонне под третьим и четвертым номерами. Пыль, поднятая первыми экипажами, у них в салонах, на головах, одеждах, вещах… Предусмотрительные девчонки надели респираторные маски. Со стороны выглядит смешно, но здоровье дороже.
Чтобы хоть как-то помочь идущим замыкающими в колонне видеть «белый свет», увеличиваем разрывы между машинами. Колонна растягивается. От первой до последней машины расстояние почти в три километра!

Около семи часов вечера добираемся до райцентра Нерчинский Завод. Решаем его посмотреть, не задерживаясь надолго. То есть просто проехать через него. Интересно: название схоже с Нерчинском, но разделяют эти населенные пункты более чем 300 километров. Здесь уже приграничная территория, «до Китая рукой подать» – меньше 40 километров.•

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»