Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – I

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Фото автора

Незадолго до путешествия услышал я одну восточную мудрость, которая поразила меня своей простотой и глубоким смыслом. Человек человеку не друг и не враг, но каждый человек – УЧИТЕЛЬ. Буквально через несколько дней истину этого утверждения мне посчастливилось проверить на практике.

Приглашение к участию в трофи-экспедиции «Сибирский марафон 2007 – Неизвестная Даурия», посвященной 180-летию ссылки участников «декабрьского восстания», появилось на сайте Новосибирского клуба экстремальных автопутешествий «Off Road Master» в конце 2006 года. С этого момента начинается подготовка к очередной, восьмой по счету, трофи-экспедиции. Самого авантюрного, бурно обсуждаемого и ни с чем не сравнимого путешествия клуба.

Интернет – великое изобретение! Через него мы узнаем новости, обсуждаем проекты, ведем деловые переговоры, обмениваемся впечатлениями; спорим, радуемся и негодуем. С Интернетом надо быть очень осторожными: общедоступность информации имеет и обратную сторону. Встречаются некорректность и несправедливость, глупость и ложь…

В случае с «Неизвестной Даурией» по уважаемым новостным сайтам гуляла непроверенная, а подчас и ложная информация. Начиная с заголовков типа: «Автопробег «Сибирский марафон»…» (предлагаем автору заголовка «пробежать» по болотам, сопкам и непроходимой тайге на автомобиле).

Дальше-больше: кто-то что-то видел и домыслил; «очевидец» высказал свою точку зрения… И пошло-поехало. Типичные приемы «желтой» прессы: передергивание фактов, скандальчики и т.д.

Участники экспедиции, выйдя с категорийного участка, где отсутствовала связь, были удивлены столь пристальным вниманием к их скромным персонам и поднятой в Интернете «пеной». Обсуждения и споры не утихают и по сей день. Но – обо всем по порядку.

Предыстория. Как и прежде при подведении итогов года (на сей раз после головокружительного путешествия по тропе Тюнгур-Иня), актив клуба принял решение очередную «трофи»-экспедицию сделать скорее познавательной, чем экстремальной. Посетить исторически интересные и географически значимые места. Преодолеть несколько в  меру трудных участков.

Но где же найти все удовольствия разом?

Собравшись в очередной раз и «пробежавшись» по карте Родины, отыскали подходящее место. Забайкалье! Именно то, что нужно: «глубокая», насыщенная история – плюс удивительные места и уникальная природа. Да собственно и побывать там уже не один год собирались. Принимается! Руководителем экспедиции назначили Олега Булгакова.

И «колесо» подготовки завертелось! Пришло время детальной проработки маршрута. Начались сборы информации, связь с родственными клубами, привлечение желающих. В недолгих спорах родилось и название предстоящей «трофи»-экспедиции – «Неизвестная Даурия».

Даурская земля – так называли русские Забайкалье и (до XVII века) западное Приамурье. Даурия охватывала бассейн реки Амур до устья реки Зея и ее притока Селемджи. До середины XVII века была заселена даурами.

Прославил эти края основатель и великий хан Монгольской империи Чингисхан (Тэмуджин, ок. 1155-1227 гг.). Из этих мест отправлялись в завоевательные походы полчища кочевников. Тогда забайкальские земли входили в состав Золотой Орды. 

С середины XVII века идет отсчет Российского Забайкалья. Появлялись пограничные остроги и таможенные посты, открывались месторождения руд, строились заводы, шла активная торговля с южными соседями. Через Даурию пролегали маршруты первооткрывателей и послов, дипломатов и военачальников, имена которых вписаны в летописи освоения Забайкалья и Дальнего Востока. Приток населения шел за счет вольных переселенцев и ссыльных. Здесь побывали пугачевцы, польские повстанцы, декабристы, народовольцы… Их присутствие наложило глубокий отпечаток на социальное и культурное развитие края.

Забайкалье было базой ученых путешественников. Витус Беринг, Алексей Чириков, Николай Пржевальский – стараниями этих и многих других первооткрывателей прирастала Россия. Кстати, бывшая Даурия и по сей день – важный геополитический рубеж России.

Эти края славятся не только историей. В мировую сокровищницу природы вписаны Даурский и Сохондинский заповедники, Баргузинский и Забайкальский природные национальные парки. Животный и растительный мир уникален, а ряд представителей фауны и флоры неповторим. Забайкалье – это горы и степи, пустыни и болота, множество рек и озер.

Неизвестная Даурия удивительным образом пересекается с прошлыми экспедициями «Сибирского марафона» – например, с путешествием по заброшенному Обь-Енисейскому каналу, «речной дороге», давно известной как Обь-Енисейский водный путь. И, возможно, не случайно в нашем путешествии так много совпадений ситуаций с теми, которые пришлось преодолеть участникам путешествия 2001 года вдоль Обь-Енисейского водного пути.

Забайкальские края получили печальную славу как места ссылок декабристов, участников декабрьского восстания 1825 года; а также мужества и самопожертвования их жен, приехавших сюда в 1827 году, чтобы разделить участь своих мужей. Нынче памятному событию как раз 180 лет…

Обязательно надо ехать!

Теперь вопрос: как составить оптимальный маршрут? Как охватить необъятное? За поддержкой в подготовке путешествия по Читинской области обратились в местный клуб любителей внедорожной техники «Диверсант»: как лучше организовать маршрут, чтобы увидеть больше и познакомиться с Забайкальем «поглубже». Ну а кто же знает лучше местных?! С активистами клуба «Диверсант» мы знакомы по Интернет-переписке и даже лично встречались на I Всероссийском «джип»-фестивале в 2006 году на Байкале. Надеялись, что не откажут. Сначала просто обратились к родственному клубу за подсказкой: «Где и что можно у вас посмотреть и посетить?». Однако «диверсанты», подхватив идею, выразили намерение участвовать в подготовке «Неизвестной Даурии» и полностью взять на себя проработку маршрута путешествия по Читинской области. Причем взялись за дело так рьяно, что новосибирцам остались лишь ряд встреч и трудоемкая переписка по согласованию схем движения.

Поскольку часть забот взяли на себя коллеги по «джиперскому» цеху, во временно освобожденные от мыслительного процесса головы пришла идея не возвращаться домой обратно по России, а идти монгольской территорией. К примеру, заехать туда в Кяхте, а выехать в Ташанте. Причем если все пойдет удачно, то можно прямехонько попасть на II Всероссийский «джип»-фестиваль, который в это время будет проходить на Алтае. Сроки проведения «Сибирского марафона» относительно этой даты недолго и подкорректировать. Такой вариант очень интересен для массы простых автотуристов. Поэтому организаторы старались заранее всех предупредить, что основным этапом все-таки считается «Неизвестная Даурия», а Монголия идет уже как дополнительный этап и прохождение ее не гарантируется. Но тогда на предупреждение мало кто обращал внимания. А по-другому, казалось, просто не могло и быть.

Так в маршруте появилось дополнение, внесшее в ход путешествия, как выяснилось позднее, путаницу и страсти.

ИНТЕРНЕТ
«Изменилась рабочая схема маршрута.
Маршрут дополнен Монгольским этапом и II-м Всероссийским внедорожным фестивалем.
Общая длительность увеличилась до 5 недель. Но для того, у кого столько времени нет – появились интересные варианты!
Можно присоединиться к команде и отсоединиться на начале любого из этапов!

1. Новосибирск-Байкал. 3 дня
2. Байкал-Чита. 4 дня.
3. Чита (Даурия) – Кяхта. 13 дней.
4. Кяхта (Монголия) – Ташанта. 8 дней
5. Фестиваль. 7 дней».

Общая схема путешествия, разбитая на этапы, теперь выглядела так:

1-й – дорога от Новосибирска до Читы. Этот этап включал в себя дополнительный подэтап – отборочный. Это означало, что машины, отправляющиеся в путешествие, самостоятельно добираются до контрольной точки у озера Байкал. Кто доехал, тот автоматически прошел на дальнейший маршрут. Дальше, от Байкала до Читы, было запланировано преодоление небольших, в меру сложных в прохождении участков по дороге «Старого Московского тракта»;

2-й – путешествие по Читинской области. За этот маршрут отвечал клуб «Диверсант».

ИНТЕРНЕТ
«Маршрут экспедиции «Неизвестная Даурия».
30 июня – начало работы базового лагеря на южном берегу оз. Тасей.
1 июля – накопление гостей и участников.
2 июля – старт. Оз. Тасей, Иргень, Яблоново, Гонгота, Могзон, Хилок, Кижинга, Хоринск.
3 июля – Хоринск, Булам, Сосново-Озерское, Дабан, Домна, Беклемишево, Чита.
4 июля – Чита – Верхусугли.
5 июля – Усугли, Нерчинск, Унда.
6 июля – Унда, Нерчинский завод, Александровский завод.
7 июля – Александровский завод, вал Чингизхана, Борзя, Торейские озера.
8 июля – Торейские озера, Куранжа, Алханай.
9 июля – Алханай, Кыра.
10 июля – рейд по Сохондинскому заповеднику. Ямаровка.
11 июля – Ямаровка.
12 июля – Ямаровка, Кяхта»

Часть этого этапа постоянно, до последних дней, дорабатывалась и перерабатывалась, а поэтому точно сказать, когда и куда попадем, можно было только на месте.

И, наконец, 3-й этап – путешествие по Северной Монголии (пограничный переход Кяхта), с выходом на территорию России (пограничный переход Ташанта) в районе Республики Горный Алтай. Сроки «возвращения» на территорию России, по расчетам организаторов, должны были совпасть со временем проведения на Алтае II Всероссийского «джип»-фестиваля, который должен был проходить у подножия Северо-Чуйского хребта.

Буквально перед самым стартом часть маршрута, подготовленного читинцами, была вновь сильно подкорректирована. А именно: часть маршрута Хоринск – Сосновоозерск – Домна – Беклемишево была перенесена на первый этап, а освободившееся время добавлено на прохождение «категорийного участка». Этот участок «диверсантами» был подобран заранее. В апреле они даже совершили туда вылазку, но из-за больших снежных заносов преодолеть его тогда не смогли, однако необходимую информацию набрали:

ИНТЕРНЕТ
«9 июля
Старт с Алханая через Дульдургу на Акшу. Далее движение через Ульхун-партия на Мангут. В Мангуте возможно забежим в погран. часть. Далее Кыра (последняя АЗС до Ямаровки и даже до Чикоя!). С Дульдурги до Кыры асфальт. Других вариантов движения до Кыры нет. К вечеру мы должны обязательно выйти через Алтан на Киркунский станок. Это зимовье на реке Киркун. Южная граница Сохондинского заповедника. Дороги только грунтовые. Старатели пробивают их бульдозером и ездят по ним быстро – на «Лексусах», КАМАЗах и УРАЛах.  Если не будет обильных дождей, то вполне осиливаемый маршрут от Алханая до р. Киркун за день. От Букукуна до зимовья будет три хребта. Подъем на 1-3 пониженных передачах и нужно иметь исправные термостаты и тормоза!!! При ночевке ни в коем случае не допускается размещение продуктов питания на открытом пространстве: кормятся росомахи. Пока шум-гам – не подходят. Как все уснули – подходят и жрут че попало! Если народу много, то огрызаться не будут; но могут нажраться полиэтилена и всего такого… Жалко, т.к. животина может сдохнуть.

10-11 июля
Старт утром вдоль границы с Монголией по дороге, по реке Киркун в Бальджикан. По пути еще два жутких хребта с перепадами до 1000 м (высоты от 1480 до 2100 м.н.у.м.). В Бальжикане стоит погранзастава, где нужно обязательно остановиться и отметиться. Застава размещена в бывшей базе старателей Бальжиканской золотомойной артели. После заставы едем на север от монгольской границы по рекам Король и Кумыл. И тут начнется!!! Зимой эта дорога непроходима вообще!!! Описание разведки – в новостях на сайте. Летом это дорога до приисков, по разработкам до цельного ручьевого русла. От северной окраины золоторазработок вдоль по колеям, пробиваемым в рамках горных ручьев, до «дороги» на Семиозерье, всего 20 км. Вот это расстояние и займет весь день. Задача: перевалить хребет по угадываемой дороге ч-з высоту 2105 м.н.у.м. Если не будет до этого дождей целую неделю. Если будут дожди, то можно и прилипнуть. Перевал проходим только летом, т.к. местные и старатели бьют шишку кедровую и встречаются на перевалах с чикойскими. Основной транспорт: ГАЗ 66, УРАЛ и ЛУАЗ. Шарится много всякой живности. С медведями лучше не ссориться и не встречаться. Поэтому категорически запрещено отходить от колонны далее чем на 50 метров на склоны и не важно, вверх или вниз. Если получается проехать за один день, то к вечеру выходим на Семиозерье и делаем на следующий день дневку. Если прорываемся за два дня, то ночуем в Ямаровке».

Понятно, к чему готовиться и что с собой брать. Несмотря на предупреждения о всякой небезопасной для человека живности, решаем огнестрельное оружие с собой не брать во избежание дальнейших проблем с разрешениями при пересечении российско-монгольской границы.

Пока читинцы занимались проработкой маршрута, новосибирцы взяли на себя оформление виз в Монголию и приглашение участников. Особенно внимательно просили потенциальных трофи-экспедиторов ознакомиться с регламентом.

ИНТЕРНЕТ
«1. Обновлен список снаряжения и инструкция по подготовке.
Раздел «Снаряжения на автогруппу» – берет на себя новосибирская группа. Иногородним участникам просьба внимательно отнестись к прочим разделам.
2. Принято решение основным стандартом связи установить 144Мгц. 27Мгц – запасной вариант связи.
3. Определены основные даты и точки этапов экспедиции.

– 25-го июня в 10:00 старт в Новосибирске. Движение по трассе группами. Промежуточный сбор на Байкале 27-го, в месте впадения реки Снежная, на ее левом берегу.
– 28-го июня старт от Байкала.
– 1-го июля окончательный сбор участников на озерах за Читой (место уточняется).
– 2-го июля старт на этап «Даурия», движение колонной.
– 12-го июля вечером финиш этапа «Даурия» в Кяхте.
– 13-го июля утром старт этапа «Монголия», проход границы.
– 23-го июля проход границы в Ташанте, финиш этапа «Монголия», прибытие на II Всеросийский джип-фестиваль».

От желающих поехать в «Сибирский марафон» нет отбоя. Заявляются Москва, Омск, Нижневартовск, Владивосток, Томск, Якутск. Проявляют интерес «джиперы» с Украины. Однако из-за продолжительности путешествия часть желающих отсеивается. Несколько новосибирцев не хотят ехать «за тридевять земель» на экскурсию, для них на маршруте недостаточно авантюры и реальных трудностей. Но все равно состав подбирается приличный.

Понятно, что большое число участников – определенный минус: растянутая колонна, увеличенная вероятность поломок, связанные с этим незапланированные остановки и задержки. Поэтому организаторы продумывали варианты по рассредоточению общей команды на более мелкие и мобильные группы.

ИНТЕРНЕТ
«По порядку движения.
От промежуточного финиша отборочного этапа – движение колонной по маршруту через Сосновые озера.
При необходимости участник может сократить маршрут и самостоятельно двинуться к месту сбора 1-го июля, на озере Тасей к северу от Читы (если нужен ремонт или не укладываетесь в график).
Ожидаем, что на Байкале соберется более половины всех участников.
Соответственно на участке от Байкала до озера Тасей будем отрабатывать движение колонны, смотреть на технику и т.п.
От Читы будем действовать по ситуации. Возможно разделение колонны на 2 – 3 группы (при необходимости). Опять же при наличии точных ориентиров ежедневных точек сбора всех участников, при наличии связи и прочего.
Отделяться от колоны самостоятельно – запрещено.
25 экипажей
62 человека из 13 городов
ГАЗ/УАЗ – 4 машины
НИВА/ШНИВА 3 машины
Nissan Patrol/Safari 4 машины
Toyota Land Cruiser60/70/80/90/95/100 – 14 машин

Это, конечно, не окончательный список экспедиции. Кое-кого могут подвести работа/дела или техника на отборочном туре».

Середина июня. Предстартовый отсчет идет на часы. Уже отправились в путь, к Новосибирску, участники из Украины (Одесса и Севастополь). Стартовал участник из Москвы. Тронулись в путь экипажи из Пурпе, Омска и Нижневартовска. В сторону Читы отправился Владивостокский экипаж. Последняя подготовка и постоянная связь с Читой. Пресс-конференция в ИНТЕРФАКСЕ и сюжеты по телеканалу «СТС-МИР». Сообщения в прессе и приглашение на церемонию старта. Суета.

23 июня, суббота (за день до старта).

Утро; первым в Новосибирск прибывает участник из Москвы – Александр Кузьмин (УАЗ «патриот»). Вечером подъезжает украинская команда. Одиннадцать человек на «Трех богатырях», LandCruiser’ы-80, а с ними дядька «Черномор» – ГАЗ-69!!?? Еще то чудо техники! Страшное снаружи, доброе внутри… Внешность обманчива, под капотом – японский мотор с турбонаддувом. Добрались без особых происшествий, немного устали с дороги. Поломок серьезных вроде нет, за исключением турбины, полетевшей на ГАЗике.

Знакомимся. Обсуждаем планы на завтрашний день. Наутро отдыха не получится: последний день перед стартом. Приехавшим издалека нужно проверить машины, и если требуется ремонт – быстро его выполнить. Кому нужны запчасти – постараться и найти их за воскресенье.

24 июня, воскресенье. День проходит в хлопотах – подготовка, ремонт, помощь, затоваривание продуктами и т.д. Встреча участников из соседних городов.

25 июня, понедельник: старт. Отработанная за годы церемония. Речи, пожелания и т.д. Отлаженный порядок сбивает появившийся на площадке странного вида человек. В красном походном костюме и большой шляпе, украшенной блестящей мишурой. С густой (явно искусственной) белой  бородой и огромным синим рюкзаком за плечами. Пока идут речи и выступления, он извлекает из рюкзака длинную веревку и, не обращая ни на кого внимания, раскладывает ее перед строем автотуристов. Просит слова. Представляется: туристический Дед Мороз (именно так). Предлагает импровизированное состязание – «перетягивание каната»; в роли каната веревка.

Автопутешественники делятся на две команды и дружно натягивают канат. Весело! Никто не хотел уступать… Победители определились, но побеждает всегда дружба!

Скромные подарки от Деда Мороза ребятишкам, которые есть в нашей команде. Пожелания счастливой дороги и приятного путешествия. Странного вида человек уходит.

Кто скрывался под маской туристического Деда Мороза? Чей-то знакомый? Или просто автомобилист «со стороны», мастер добрых розыгрышей? Откуда, зачем? Кто его знает… Здравые люди, мы вдруг понимаем, что ничего просто так не происходит. Начинаем искать в случайностях скрытый смысл или хоть подсказку на будущее. Кстати, по ходу нашего путешествия не раз появлялись люди, которые вносили в отработанный порядок что-то свое, меняя наши планы на 180°. Так и тут: внезапно появившийся Дед Мороз, две команды, «победила дружба» и т.д. Лирика. Хотя…

Выезжаем за город, дальше пойдем группами. Обмениваемся телефонными номерами – поддерживать дежурную связь. Каждая группа пойдет самостоятельно, сохраняя свой темп движения. Если что-то случится, то «одногруппники» подстрахуют и помогут. Всем группам 27 июня предстоит прибыть на Байкал, в район реки Снежная (недалеко от поселка Выдрино). Время в пути: примерно 2 дня.

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»