Не просто баранки

Не просто баранки

Замена рулевого колеса на иную модель, современную и привлекательную – один из самых легких приемов тюнинга. Отсюда обычно и стартует дальний поход за несбыточной тюнинговой мечтой – превратить автомобиль в воплощение амбиций и устремлений хозяина. Но масштабное и дорогое обычно начинается со скромного и относительно дешевого, и руль – как раз подходящий пример.

Руль, педали и сиденье – ключевые точки соприкосновения водителя и автомобиля. Неправильно выставленное и неудобное сиденье не позволяет водителю комфортно устроиться, а также вовремя «поймать» занос задней оси. Тугой тормоз и длинноходная педаль сцепления заставят долго привыкать и ловить их эффективный диапазон. Претензии к «баранке» зачастую сводятся к рулевому механизму: дескать, слишком тугой и тяжелый. Но и сам руль с тонким и скользким ободом чрезмерного диаметра или неудобно расположенными спицами становится порой причиной недовольства. А когда «критическая масса» накоплена, пора идти в магазин тюнинг-аксессуаров и приобретать новую «баранку».

Что и как?

Бытует мнение, что стандартный руль всегда слишком велик – особенно для амбициозного водителя. Впрочем, подобное касается и «слишком мягких» штатных амортизаторов, и «слишком экономичных» настроек карбюраторов и впрыска, и «консервативного» выбора передаточных чисел трансмиссии… Так или иначе, первым делом клиент обычно обращает внимание на диаметр руля – он хочет видеть его меньшим, чем стандартный. Дело подчас доходит до крайностей, когда стандартному рулю ВАЗ-2109 предпочитают «баранку» от ВАЗ-2111, – совершенно забывая про иные характеристики рулевого механизма, габаритные размеры и другие особенности «оки». Получая в итоге значительно возросшее усилие на руле, заставляющее по-настоящему потеть при парковке. А за меньший размер приходится платить большим количеством «перехватов» и частично перекрытыми приборами; инженеры-эргономисты хоть и не слишком удачно, но все же поработали над «торпедо» наших автомобилей.

Причем мнение о спортивном характере мини-рулей «не катит» просто потому, что в гонках их не применяют: в ралли, на «кольце», кроссе работают «баранки» лишь немногим меньшего диаметра. Главные же их достоинства кроются в сечении обода удобной толщины, в замшевом покрытии, входящем в прочный «зацеп» с перчатками, и в грамотном дизайне спиц, не мешающих скоростному рулению.

Мелкие рули, напоминающие штурвалы, свойственны «формульным» болидам – иные просто не поместятся в их тесных кокпитах. Да и мода выводить на «баранку» множество разных функций управления пошла оттуда же – из Формулы 1. Мультифункциональные рули позволяют управлять не только сигналом, но и стеклоочистителем, «поворотниками», а также магнитолой и выбором радиостанций или треков CD-проигрывателя. Самый распространенный выбор – пара кнопок под большие пальцы, куда обычно выводится сигнал и зачастую дополнительная звуковая сигнализация. Ведь остальные функции прекрасно выполняются штатными подрулевыми переключателями.

Другой плюс тюнинг-рулей – специальные «приливы» и утолщения в местах правильного хвата, позволяющие удобно и грамотно держать «баранку». Работают они, правда, только на прямой или в пологих поворотах, а при динамичных маневрах только мешают -приятнее ощущать однородную поверхность руля, нежели «бугристую».

Отметим, наконец, дизайнерскую составляющую: тюнинг-руль оживляет интерьер и привносит новые идеи в мир стандартных форм. Правда, стоит десять раз отмерить, прежде чем приобретать аксессуар рискованной расцветки – пластиковому интерьеру отечественных моделей уже ничто не повредит, а вот нестарая иномарка с декором «под дерево» пострадать от серебристого руля может.

Владельцы импортных моделей редко идут на перемены в интерьере, что объясняется довольно просто: тюнинговые рули редко (вернее, почти никогда не) оснащаются «подушкой» безопасности, а терять ее жалко. Впрочем, как показал наш эксперимент, времена меняются.

Эксперимент

Чтобы сравнить преимущества и недостатки тюнинговых рулей, мы взяли и установили несколько моделей в автомобиль редакции. А потом провели несколько дней наедине с ними.

Momo SilverJet D35

Грамотно спроектированная и красивая «баранка» удобна в рулении, причем она позволяет не терять из виду показания приборов. Качество гарантируется брэндом МОМО – одного из лидеров в мире аксессуаров для тюнинга и автоспорта. Руль обтянут сплошной и перфорированной кожей, есть также приливы с карбоновыми вставками, имитирующими кнопки. Испытания показали, что, есть вставки или нет, «баранку» удобней всего держать не на 10/2, а в разрез с «прописями», на 9/3 – так, что руки ложатся на поперечные спицы. Дополнительных кнопок нет.

Momo SilverJet D35
Дизайн 3-спицевой
Диаметр 350 мм
Цена 170 евро

Isotta Modena Corsa

Необычная модель-штурвал от известного итальянского продуцента по сути предлагает лишь одну позицию для хвата, но зато очень удобную. Другое дело, что такая «баранка» предполагает «короткий» рулевой механизм и сверхчувствительный гидроусилитель, а в наших машинах их нет… Зато на руль выведены 2 простые и удобные кнопки, к которым подключается сигнал и, к примеру, стробоскопы, – чтобы сигнализировать окружающим о том, что перед ними нечто особенное. Отлично подойдет для тюнингового шоу-кара, но для обычного вождения годится мало – хват руля только на 9/3 не гарантирует безопасного руления, а скоростные маневры вообще даются со своеобразной «баранкой» немалым трудом. Руль отделан полиуретаном и лишен ярких дизайнерских изысков – спартанская модель.

Isotta Modena Corsa
Дизайн 6-спицевой (типа «штурвал»)
Диаметр 330 мм
Цена 120 евро

Isotta Nivola Evoluzione

Одна из ходовых моделей отличается продуманностью и интересной цветовой гаммой. «Баранка» не совсем круглая – ее нижний сектор срезан практически горизонтально, что, наверное, удобно в тесном кокпите или при близкой посадке к рулю. Зато при скоростном рулении здорово смущает; правда, ко всему привыкаешь. Руль снабжен эргономичными приливами в местах хвата на позиции 10/2, что позволяет с удобством работать именно в таком положении, а не безвольно опускать руки на места примыкания поперечных спиц.

Руль отделан кожей, а также тканевыми вставками «под карбон» и алюминиевыми «под сталь», что способно привлечь покупателей из тех, кто особенно озабочен дизайном интерьера. Дополнительных кнопок нет.

Isotta Nivola Evoluzione
Дизайн 3-спицевой с плоским нижним сектором
Диаметр 350 мм
Цена 160 евро

Isotta Katiena

Самая стильная модель, которая подходит скорее для стильной иномарки, нежели для отечественной малолитражки – или даже «волги». Еще когда держишься за руль, понимаешь, что в руках вещь – стильное сочетание коричневой кожи и хрома, а также необычное дизайнерское решение нижних спиц позволяет наслаждаться уже одним внешним видом руля. У «баранки» также плоский нижний сектор, хоть здесь он и не столь сильно мешает при скоростном рулении. При быстром вождении помогают и не столь явные приливы в секторах 10/2. А вот о довольно тонкие нижние спицы недолго и пальцы отбить… Хотя, как и c автомобилями высокого класса, быстро крутить такую «баранку» неохота; она располагает к вождению с чувством собственного достоинства, а не «с ветерком». Дополнительных кнопок нет.

Isotta Katiena
Дизайн 4-спицевой с плоским нижним сектором
Диаметр 350 мм
Цена 210 евро

Raid

Единственная модель с «подушкой» безопасности подойдет для иномарки, владелец которой недоволен стандартной «баранкой», но не хочет расставаться с «эйр-бэгом». Такая особенность во многом определяет и дизайн руля – у него раздутая ступица, довольно узкие прорези в нижнем секторе и невзрачный «стандартный» внешний вид. Но при вождении мешает скорее не ступица – мешают широкие стыки спиц с ободом, не позволяющие как следует удерживать руль рукой при скоростном рулении. Зато здесь, в отличие от стандартных моделей, есть аккуратные и удобные приливы и дополнительные кнопки, которые, правда, уже заняты под сигнал; в центре же находится та самая «подушка». Стоит отметить и вес – «баранка» в 3-4 раза тяжелее аналогов. Руль отделан кожей и полиуретаном.

Raid
Дизайн 3-спицевой
Диаметр 350 мм
Цена 505 евро

Выводы

Эксперимент отдает I место рулю МОМО, который, – при всей консервативности – с поставленными задачами справляется почти «на отлично» (если забыть не слишком удобный хват в верхнем секторе). Совсем немного уступят ему Katiena от Isotta и Nivola от того же изготовителя; оба гарантируют приятное и стильное времяпрепровождение за рулем; правда, «нивола» все же лучше соответствует спартанскому духу отечественных автомобилей. А вот Modena Corso и Raid – на любителя. Первая – для энтузиастов автоспорта, а вторая – для сторонников безопасного вождения. Что ж, каждому – свое. Не здесь ли квинтэссенция тюнинга?