Фото участников соревнований
Судя по календарю спортивных мероприятий на бездорожье, их нынче предостаточно. Еще в начале года руководители и представители «внедорожных» клубов всего Сибирского региона согласовали и утвердили план проведения 5 этапов «чемпионата Сибири по трофи-рейду». Увлекательные, серьезные и трудные соревнования пройдут в Томске, Новосибирске, Кемерове, Барнауле и Новосибирске.
«Тимирязевский бор-2007»
I этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»
Первый этап состоялся 26-27 мая в окрестностях с. Кисловка под Томском. Организатором выступил «Томский внедорожный клуб» – еще совсем молодой (недавно сложившийся) коллектив. Однако его костяк состоит из «тертых калачей» и молодых «перцев», у которых – даже по уши в грязи – идет дым из-под колес. Томичи впервые провели соревнования такого масштаба и «расколбаса».
![]() |
К сожалению, мне не удалось участвовать в мероприятии (и даже присутствовать); обо всем поведал активный участник, заядлый «джипер» и председатель оргкомитета Новосибирского «внедорожного» клуба МБО 4Х4 Денис Широких.
Итак, слово Денису:
– В базовый лагерь новосибирская команда прибыла в основном вечером в пятницу. Экипажи из других городов – Барнаула, Кемерова, Киселевска, Красноярска, Северска – тоже подъезжали и располагались вокруг дружественных костров. Выкуривали «трубку мира» и опрокидывали шкалик-другой – для согрева. С короткими перерывами шел дождь: погода диктовала свои условия.
![]() |
Наутро стало ясно, что I этап (по числу участников) сопоставим с III Автомотофестивалем, прошедшим совсем недавно под Искитимом. На старт зарегистрировались 83 экипажа. Возникло ощущение, что организаторы растерялись от увиденного – около 120 машин; не то же самое, что 20-30. Но председатель «Томского внедорожного клуба» Евгений Келус и его сподвижники мобилизовались, настроились на нужную волну, и все устаканилось. Так как для «стандарта» после дождей миссия оказалась невыполнимой, маршрут успели упростить.
Дело вот в чем. Трасса «Тимирязевского бора», – можно сказать, мечта «джипера»; но дожди сделали свое грязное дело. Чтобы мечта реализовалась, пришлось поработать. Копать лопаткой, таскать любимого всеми «дядюшку Джека», делать энное количество разнообразных телодвижений. И если не «помрешь» под машиной, то тогда – будьте любезны на подиум за призом, почетом и уважением единомышленников.
![]() |
Далеко не к каждому экипажу фортуна стояла лицом, хотя улыбалась многим. Лимит времени на прохождение трассы и взятие всех точек – 12 часов. Много или мало? Ответ знают лишь те участники, кто просидел энное время в застрявших или временно небоеспособных машинах. Трассы для всех классов (экстрим, туризм и стандарт) оказались сложными, и спортивная борьба шла в основном на уровне техники. А она выдерживала не все запросы «водил»: урчала, трещала и гнулась. И даже, к сожалению, становилась как вкопанная и посылала своих наездников к «едрене фене» (или еще куда подальше). Хорошо, что крышу не сносило, а то сидеть неудачникам, как ондатрам без конуры…
В легенде обнаружились недочеты – дело поправимое; главное, организаторы с пониманием отнеслись к замечаниям и предложениям на перспективу. Класс приходит с опытом. В общем, I этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007» прошел на достойном уровне. Сильно выступили экипажи Новосибирского «внедорожного» клуба МБО 4Х4 – и не только. Молодцы все участники соревнований! Никто никого не оставил в беде. Замечательные – «умные» – награды и подарки от спонсоров и организаторов получили победители и призеры. Другие участники усовершенствовали навыки управления автомобилем в экстремальных условиях – и его ремонта. А также приобрели отличное настроение.
Класс стандарт: | ||
1 | Вячеслав Малышев, Сергей Егоров | Барнаул |
2 | Александр Тимофеев, Владимир Елизаров> | Кемерово |
3 | Сергей Шкурулий, Али Фараджев | Новосибирск |
Класс туризм: | ||
1 | Владимир Роор, Станислав Кузнецов | Барнаул |
2 | Валерий Табакаев, Иван Лаврентьев | Томск |
3 | Евгений Корнильев, Юлия Евсеенко | Новосибирск |
Класс экстрим: | ||
1 | Вениамин Шарков, Антон Карлин | Новосибирск |
2 | Дмитрий Шпанько, Петр Метлюков | Кемерово |
3 | Павел Переверзев, Дмитрий Лазуткин | Красноярск |
«Черный мыс»
II этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»
Только-только успели залечить раны и травмы «внедорожников», как снова в поход. Шумною толпою, похожей на цыганский табор, «джиперы» переместились в Новосибирскую область (точнее – в ее Колыванский район), на «Черный мыс». Складывается впечатление, что природа здесь уходит в загул. Погода смурная, «шарятся» тучи, выливая немерено воды на и без того заболоченную, липкую землю. Грязь «Черного мыса» от тела отодрать непросто (разве что вместе с волосяным покровом). А как она отмывается с машин, побывавших (но не обязательно) на соревнованиях, – отдельный разговор.
![]() |
Вот в такой географической аномалии с 11 по 12 июня в плановом порядке и прошел II этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду». Организацию взял на себя Новосибирский «внедорожный» клуб МБО 4Х4. Клуб и его «министры» накопили немалый опыт в проведении таких мероприятий, поскольку уже не раз проводили подобные соревнования. Руководил этапом Альберт Комиссаров, а главным судьей назначили Павла Антипова. Конечно, им помогали еще многие.
![]() |
Когда основная колонна участников с группой поддержки прикатила в базовый лагерь, стал вопрос о дорогах. Понятно, что обычные проселки после старта (и прохода по ним сотни разнокалиберных «внедорожников» и около 150 возвращающихся в город машин) превратятся в глубокие колеи, наполненные перемолотой жижей. Местных рыбаков и охотников, которые ездят в лучшем случае на разбитых «нивах», мы искренне пожалели. Но что делать? «Черный мыс» – он и в Африке черный. Сегодня тут дорога, а завтра – р-р-раз! – и бездорожье…
![]() |
Да, народу собралось много. С каждым годом команд от «внедорожных» клубов изо всех городов Сибирского региона только прибывает.
Утром на старт зарегистрировались 85 машин: стандарт, туризм и экстрим. Моросил надоевший дождь; знать, природа опять пошла в загул. Дорога (вернее сказать – направление) раскисла в хлам и стала скользкой, будто ее полили лучшим маслом Mobil-1.
![]() |
Машины одна за другой уходили по заданному направлению: искать и «собирать» разбросанные точки (контрольный пункт), без которых в зачет не попадешь. Раньше на каждом КП требовалось поставить на маршрутном листе отметку судьи; теперь не так. На КП нет контролера, нужно самому (при поддержке штурмана) сфотографироваться, дотянувшись до заветного номера одной рукой, а другой придерживая машину. А ежели штурмана нет (или он в глубокой «коме»), включай смекалку. В общем извращайся, как хочешь, но цифровой снимок вынь да положь. Без подтверждения отметки на КП считай, что за 500 руб. (стартовый взнос) ты сам себя нанял, арендовал машину и засел по самое «не хочу» на арендованной трассе в самом глубоком арендованном буераке.
![]() |
По-моему, классный расклад: где еще за смешные деньги получишь массу такого удовольствия? Можно, конечно, и на халяву, как поступают иные «туристы», но тогда и сиди до нашествия слепней, которые сожрут тебя за скупость. Организаторы вправе послать тебя – и никакой эвакуации (хотя, конечно, они люди и с ними можно договориться; но тариф уже другой).
Трасса обалденная. Да их легкими и не выбирают – что в Томске, что в Новосибирске. Скоростные участки, броды, топи и, конечно, самое главное для «джипера» – обилие грязи. Воды в салон черпанули практически все, а кое-кто долго ютился на крыше своего «внедорожника».
![]() |
Наш экипаж взял штук 5 точек, но ввиду острого приступа поджелудочной железы («раздатки») у моего «проходимца», мы решили не рисковать его здоровьем и поползли в базовый лагерь. До 4 утра Павел Колесников таскал машины попавших в «ДТП». Слава Богу, обошлось; все живы и здоровы. Вот только барнаульской машине (прототип «джипа»), который мужики смастерили сами, пришлось несладко. Лопнул рычаг задней подвески, и его притащили на «березе». Впрочем, не та беда, где надо плакать; мужики просто огорчились. Консилиум из старейшин «внедорожного» движения вынес заключение: подвеска недоработана, но после реанимации жить будет…
![]() |
Да, тяжело было судейской коллегии определить победителей! Пришлось просмотреть тысячи снимков, подтверждающих взятие КП. Хорошо, что никто из участников не привез пленочный аппарат типа «Смена М-8». А то дня 3 проявлять и печатать… Так что, господа участники, уважайте труд организаторов и судей, читайте регламент и условия соревнований.
Теперь по поводу базового лагеря. Мальчишки и девчонки! Мы не на «гламурную» тусовку собираемся, здесь нет менеджеров по уборке территории. Надо уважать других, культурно вести себя по отношению ко всем – и в особенности к природе. И тогда никто не скажет:
– А, здесь засранцы-«джиперы» прошли!
![]() |
Ближе к полудню состоялась церемония награждения победителей II этапа «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007». Отлично выступили красноярцы, барнаульцы… В общем, гонка удалась на славу. От имени участников благодарю организаторов – клуб МБО 4Х4 – за проведенные соревнования. Спасибо всем!
Класс стандарт: | ||
1 | Артем Шаров, Максим Сапрыкин | Томск |
2 | Вячеслав Малышев, Сергей Егоров | Барнаул |
3 | Сергей Кузнецов, Роман Петров | Барнаул |
Класс туризм: | ||
1 | Владимир Роор, Станислав Кузнецов | Барнаул |
2 | Владимир Седых, Михаил Некрасов | Барнаул |
3 | Виталий Зойда, Владимир Довбыш | Барнаул |
Класс экстрим: | ||
1 | Владимир Шайдуров, Алексей Беляев | Красноярск |
2 | Павел Переверзев, Валерий Мушкарин | Красноярск> |
3 | Александр Братчиков, Виктор Крылов | Кемерово |