На этапы с любовью

Фото участников соревнований

Судя по календарю спортивных мероприятий на бездорожье, их нынче предостаточно. Еще в начале года руководители и представители «внедорожных» клубов всего Сибирского региона согласовали и утвердили план проведения 5 этапов «чемпионата Сибири по трофи-рейду». Увлекательные, серьезные и трудные соревнования пройдут в Томске, Новосибирске, Кемерове, Барнауле и Новосибирске.

«Тимирязевский бор-2007»
I этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»

Первый этап состоялся 26-27 мая в окрестностях с. Кисловка под Томском. Организатором выступил «Томский внедорожный клуб» – еще совсем молодой (недавно сложившийся) коллектив. Однако его костяк состоит из «тертых калачей» и молодых «перцев», у которых – даже по уши в грязи – идет дым из-под колес. Томичи впервые провели соревнования такого масштаба и «расколбаса».

К сожалению, мне не удалось участвовать в мероприятии (и даже присутствовать); обо всем поведал активный участник, заядлый «джипер» и председатель оргкомитета Новосибирского «внедорожного» клуба МБО 4Х4 Денис Широких.

Итак, слово Денису:

– В базовый лагерь новосибирская команда прибыла в основном вечером в пятницу. Экипажи из других городов – Барнаула, Кемерова, Киселевска, Красноярска, Северска – тоже подъезжали и располагались вокруг дружественных костров. Выкуривали «трубку мира» и опрокидывали шкалик-другой – для согрева. С короткими перерывами шел дождь: погода диктовала свои условия.

Наутро стало ясно, что I этап (по числу участников) сопоставим с III Автомотофестивалем, прошедшим совсем недавно под Искитимом. На старт зарегистрировались 83 экипажа. Возникло ощущение, что организаторы растерялись от увиденного – около 120 машин; не то же самое, что 20-30. Но председатель «Томского внедорожного клуба» Евгений Келус и его сподвижники мобилизовались, настроились на нужную волну, и все устаканилось. Так как для «стандарта» после дождей миссия оказалась невыполнимой, маршрут успели упростить.

Дело вот в чем. Трасса «Тимирязевского бора», – можно сказать, мечта «джипера»; но дожди сделали свое грязное дело. Чтобы мечта реализовалась, пришлось поработать. Копать лопаткой, таскать любимого всеми «дядюшку Джека», делать энное количество разнообразных телодвижений. И если не «помрешь» под машиной, то тогда – будьте любезны на подиум за призом, почетом и уважением единомышленников.

Далеко не к каждому экипажу фортуна стояла лицом, хотя улыбалась многим. Лимит времени на прохождение трассы и взятие всех точек – 12 часов. Много или мало? Ответ знают лишь те участники, кто просидел энное время в застрявших или временно небоеспособных машинах. Трассы для всех классов (экстрим, туризм и стандарт) оказались сложными, и спортивная борьба шла в основном на уровне техники. А она выдерживала не все запросы «водил»: урчала, трещала и гнулась. И даже, к сожалению, становилась как вкопанная и посылала своих наездников к «едрене фене» (или еще куда подальше). Хорошо, что крышу не сносило, а то сидеть неудачникам, как ондатрам без конуры…

В легенде обнаружились недочеты – дело поправимое; главное, организаторы с пониманием отнеслись к замечаниям и предложениям на перспективу. Класс приходит с опытом. В общем, I этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007» прошел на достойном уровне. Сильно выступили экипажи Новосибирского «внедорожного» клуба МБО 4Х4 – и не только. Молодцы все участники соревнований! Никто никого не оставил в беде. Замечательные – «умные» – награды и подарки от спонсоров и организаторов получили победители и призеры. Другие участники усовершенствовали навыки управления автомобилем в экстремальных условиях – и его ремонта. А также приобрели отличное настроение.

Результаты I этапа «Чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»
Класс стандарт:
1 Вячеслав Малышев, Сергей Егоров Барнаул
2 Александр Тимофеев, Владимир Елизаров> Кемерово
3 Сергей Шкурулий, Али Фараджев Новосибирск
Класс туризм:
1 Владимир Роор, Станислав Кузнецов Барнаул
2 Валерий Табакаев, Иван Лаврентьев Томск
3 Евгений Корнильев, Юлия Евсеенко Новосибирск
Класс экстрим:
1 Вениамин Шарков, Антон Карлин Новосибирск
2 Дмитрий Шпанько, Петр Метлюков Кемерово
3 Павел Переверзев, Дмитрий Лазуткин Красноярск

«Черный мыс»
II этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»

Только-только успели залечить раны и травмы «внедорожников», как снова в поход. Шумною толпою, похожей на цыганский табор, «джиперы» переместились в Новосибирскую область (точнее – в ее Колыванский район), на «Черный мыс». Складывается впечатление, что природа здесь уходит в загул. Погода смурная, «шарятся» тучи, выливая немерено воды на и без того заболоченную, липкую землю. Грязь «Черного мыса» от тела отодрать непросто (разве что вместе с волосяным покровом). А как она отмывается с машин, побывавших (но не обязательно) на соревнованиях, – отдельный разговор.

Вот в такой географической аномалии с 11 по 12 июня в плановом порядке и прошел II этап «чемпионата Сибири по трофи-рейду». Организацию взял на себя Новосибирский «внедорожный» клуб МБО 4Х4. Клуб и его «министры» накопили немалый опыт в проведении таких мероприятий, поскольку уже не раз проводили подобные соревнования. Руководил этапом Альберт Комиссаров, а главным судьей назначили Павла Антипова. Конечно, им помогали еще многие.

Когда основная колонна участников с группой поддержки прикатила в базовый лагерь, стал вопрос о дорогах. Понятно, что обычные проселки после старта (и прохода по ним сотни разнокалиберных «внедорожников» и около 150 возвращающихся в город машин) превратятся в глубокие колеи, наполненные перемолотой жижей. Местных рыбаков и охотников, которые ездят в лучшем случае на разбитых «нивах», мы искренне пожалели. Но что делать? «Черный мыс» – он и в Африке черный. Сегодня тут дорога, а завтра – р-р-раз! – и бездорожье…

Да, народу собралось много. С каждым годом команд от «внедорожных» клубов изо всех городов Сибирского региона только прибывает.

Утром на старт зарегистрировались 85 машин: стандарт, туризм и экстрим. Моросил надоевший дождь; знать, природа опять пошла в загул. Дорога (вернее сказать – направление) раскисла в хлам и стала скользкой, будто ее полили лучшим маслом Mobil-1.

Машины одна за другой уходили по заданному направлению: искать и «собирать» разбросанные точки (контрольный пункт), без которых в зачет не попадешь. Раньше на каждом КП требовалось поставить на маршрутном листе отметку судьи; теперь не так. На КП нет контролера, нужно самому (при поддержке штурмана) сфотографироваться, дотянувшись до заветного номера одной рукой, а другой придерживая машину. А ежели штурмана нет (или он в глубокой «коме»), включай смекалку. В общем извращайся, как хочешь, но цифровой снимок вынь да положь. Без подтверждения отметки на КП считай, что за 500 руб. (стартовый взнос) ты сам себя нанял, арендовал машину и засел по самое «не хочу» на арендованной трассе в самом глубоком арендованном буераке.

По-моему, классный расклад: где еще за смешные деньги получишь массу такого удовольствия? Можно, конечно, и на халяву, как поступают иные «туристы», но тогда и сиди до нашествия слепней, которые сожрут тебя за скупость. Организаторы вправе послать тебя – и никакой эвакуации (хотя, конечно, они люди и с ними можно договориться; но тариф уже другой).

Трасса обалденная. Да их легкими и не выбирают – что в Томске, что в Новосибирске. Скоростные участки, броды, топи и, конечно, самое главное для «джипера» – обилие грязи. Воды в салон черпанули практически все, а кое-кто долго ютился на крыше своего «внедорожника».

Наш экипаж взял штук 5 точек, но ввиду острого приступа поджелудочной железы («раздатки») у моего «проходимца», мы решили не рисковать его здоровьем и поползли в базовый лагерь. До 4 утра Павел Колесников таскал машины попавших в «ДТП». Слава Богу, обошлось; все живы и здоровы. Вот только барнаульской машине (прототип «джипа»), который мужики смастерили сами, пришлось несладко. Лопнул рычаг задней подвески, и его притащили на «березе». Впрочем, не та беда, где надо плакать; мужики просто огорчились. Консилиум из старейшин «внедорожного» движения вынес заключение: подвеска недоработана, но после реанимации жить будет…

Да, тяжело было судейской коллегии определить победителей! Пришлось просмотреть тысячи снимков, подтверждающих взятие КП. Хорошо, что никто из участников не привез пленочный аппарат типа «Смена М-8». А то дня 3 проявлять и печатать… Так что, господа участники, уважайте труд организаторов и судей, читайте регламент и условия соревнований.

Теперь по поводу базового лагеря. Мальчишки и девчонки! Мы не на «гламурную» тусовку собираемся, здесь нет менеджеров по уборке территории. Надо уважать других, культурно вести себя по отношению ко всем – и в особенности к природе. И тогда никто не скажет:

– А, здесь засранцы-«джиперы» прошли!

Ближе к полудню состоялась церемония награждения победителей II этапа «чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007». Отлично выступили красноярцы, барнаульцы… В общем, гонка удалась на славу. От имени участников благодарю организаторов – клуб МБО 4Х4 – за проведенные соревнования. Спасибо всем!

Результаты II этапа «Чемпионата Сибири по трофи-рейду 2007»
Класс стандарт:
1 Артем Шаров, Максим Сапрыкин Томск
2 Вячеслав Малышев, Сергей Егоров Барнаул
3 Сергей Кузнецов, Роман Петров Барнаул
Класс туризм:
1 Владимир Роор, Станислав Кузнецов Барнаул
2 Владимир Седых, Михаил Некрасов Барнаул
3 Виталий Зойда, Владимир Довбыш Барнаул
Класс экстрим:
1 Владимир Шайдуров, Алексей Беляев Красноярск
2 Павел Переверзев, Валерий Мушкарин Красноярск>
3 Александр Братчиков, Виктор Крылов Кемерово