Марафонский отбор. Зачем мы ездим на отборочный тур?

Сибирский марафон отборочный тур

Фото автора

Стало традицией, что перед дальней дорогой, за месяц до старта главного приключения года клуб экстремальных путешествий «Off road master» проводит так называемый отборочный тур. Читайте репортаж нашего корреспондента с этого события.

Как и в прошлом году, вечером 8 июня, в 21-00, участники «Марафона» собрались у ГПНТБ, чтобы отправиться в Старый Искитим на берег реки Берди. Возглавлял колонну, как всегда, командорский ISUZU MU, ведомый Игорем и Валентиной Куликовыми. Далее следовали два УАЗ-31512 Виктора Селиванова (Леший) и Вадима Сиваракша (Ниф-Наф). За рулем УАЗ-3160 восседал «скромный» Сергей Гриднев. Новички Евгений Митрофанов и Игорь Шишкин составляли экипаж «Нивы». Был также еще один новичок на SUZUKI ESCUDO – Алексей Дмитриев. Мотоцикл ИЖ-Ю-5 нес на себе самых юных участников мероприятия: шестнадцатилетних Анатолия Селиванова и Артема Рождественского. Игорь Аксенов на ЛуАЗ-967 приехал на место отборочного тура на следующее утро.

Сибирский марафон
Тихое утро в лагере марафонцев

Как и в прошлом году, выезд был намечен на 21 час, но в этот раз нам не пришлось всю ночь пробираться по старым заросшим дорогам, продираться через чащобы, преодолевать броды и строить мосты. На сей раз до места лагеря мы добрались еще засветло. Главные события начались здесь.

Два таска приходились на ночное время. Первый конкурс назывался «Заложники и воры». Он состоял в том, что экипаж из двух человек с завязанными глазами увозился на расстояние километра от лагеря. Выждав минуту, надо было как можно быстрее добежать до бивака, где на столе у костра бегунов ждали стопки водки. Время отсчитывалось с момента высадки до момента постановки пустого стакана на стол последним из прибежавшей пары. Задача не такая простая, если учесть, что вы оказываетесь в полной темноте в неизвестном месте. Первая пара, Евгений Митрофанов и Игорь Шишкин, прибежала в лагерь только через 29 минут. Ребята вымокли с ног до головы. Мы с Владимиром Новицким бежали четвертыми.

Сибирский марафон

Я не бегал, наверное, лет двадцать, со времен учебы в институте, но подбадриваемый напарником, рванул с места. Черт, не видно ни зги! Все поле покрыто какими-то кочками. Вот по этому кочкарнику мы и несемся, держа курс на какую-то яркую звезду, примеченную еще в лагере, не забывая подсвечивать фонариком. В руках у меня переносная рация.

Ощущения еще те! Того и гляди, чтобы ноги не переломать. Один неверный шаг – и я лечу через голову в мокрую от росы траву. Слава Богу, ничего не сломал, все цело, но дыхание сбил основательно. Продолжаем двигаться вперед, ища следы машины, оставленные командором на мокрой траве. Нам помогает взошедшая луна.

Еще рывок, – и выбираемся на дорогу. Бежать становится легче, но мне не хватает дыхания, оно рвется откуда-то из середины груди. Володя выходит вперед, чтобы проверить правильность выбранного направления, я же ковыляю метрах в пятидесяти за ним. Преодолев вброд безымянный ручей, выскакиваем снова на поле и тут замечаем зарево нашего костра.

Сибирский марафон
Командор: «А мне летать охота!»

Странно, но оно почему-то не с той стороны. Вместо того чтобы прибежать к нему с правой стороны, я, следуя по дороге, начинаю обегать место лагеря слева. Собрав последние силы, бегу к костру напрямик по полю. Вот и стол, и водка на нем, но выпить ее оказывается не так просто. В итоге мы прибежали за 9 минут 16 секунд, показав третий результат! Нас опередили Вадим Сиваракша с напарником Данилом (7 минут 50 секунд). А быстрее всех бежали самые юные участники отборов: Анатолий Селиванов и Артем Рождественский. Они пробежали всего за 7 минут 04 секунды, и вместо водки они пили лимонад.

После короткого отдыха мы приступили к конкурсу «Зоркий сокол». Суть его заключалась в том, что один член экипажа должен был со 100 м в свете фар понять по жестам напарника, что же ему сейчас необходимо. Кто первый догадается, тот и победил. Связь по радио. Здесь первенствовали Куликовы и Виктор Селиванов со своим штурманом Сергеем Бондаренко. Мы с Володей, увы, оказались только шестыми. Мой напарник никак не мог понять, что я от него требую домкрат.

Сибирский марафон
«Я водяной, я водяной…», – пел после этого Леший – Виктор Селиванов

Разгоряченные конкурсами и переживаниями, мы наконец собрались у стола. Были тосты, обмен мнениями о только что выполненных заданиях, воспоминания о пройденных ранее дорогах, строились планы на будущее. Пылал жаркий костер, разгоняя ночную тьму. А в двух шагах от костра несла свои воды Бердь. Было тихо, и сквозь легкий туман светилась луна, и широкая серебристая дорожка пересекала реку. Наверное, ради такой красоты и стоит тащиться неизвестно куда, надрываться, выталкивая из болот машины, вымазываясь в грязи и еще Бог весть в чем.

Утро выдалось теплое и солнечное. Кругом тишина. Все спят. Но часам к девяти лагерь начинает оживать. Затеплился костерок, зашумели газовые плитки, поплыли по окрестностям запахи пищи. Подъехали на ЛуАЗ-967 Аксеновы. Пока все просыпаются, Вадим Сиваракша и Владимир Новицкий отправляются на сверку легенды небольшого ралли с местностью.

Не проходит и двадцати минут, как Вадим по рации извещает нас, что они встретили тольяттинцев на биг-футе (ВАЗ-1922 «МАРШ»). Лихорадочно убираем следы ночных бдений, и когда на поляну выкатилась «Нива» на огромных колесах, наш бивак был в полном порядке. Но вся программа отборов, естественно, была сдвинута по времени, ибо все мы поехали обкатывать самарский «МАРШ» (см. материал о покатушках в этом номере).

Во время теста «МАРШа» Виктор Селиванов решил утереть тольяттинцам нос и пересечь Бердь на своем УАЗе. Он добросовестно проверил собственными ногами брод, потом смело направил свой автомобиль в реку и… УАЗ намертво застрял в паре метров от берега. Так программа отборов была дополнена еще одним заданием – «Вытаскивание УАЗ-31512 из реки». В итоге Леший был перекрещен в Водяного.

Но ралли все же состоялось. Надо по легенде проехать около12 километров, на двух КВ забрать бумажки со своим стартовым номером, и вернуться тем же путем. На сей раз я выполняю роль штурмана при Сергее Гридневе. Мы уходим со старта третьими. Следуя четко по легенде, выскакиваем к первому КВ, где на врытом под березами столике лежат прижатые пустой бутылкой бумажки с написанными на них стартовыми номерами. Выскакиваю из машины, бегу к столу и лихорадочно выискиваю нужный мне номер. Странно, но, кажется, все остальные бумажки тоже здесь… Рассуждать потом будем, и я впрыгиваю в кабину.

Сибирский марафон
Там, где командоровский ISUZU взлетает, ЛуАЗ спокойно вползает

Снова УАЗ несется полевыми и лесными дорогами. Несется так, как может он нестись, ведомый опытной рукой Скромного. Выскакиваем из леса, и прямо перед нами высится опора ЛЭП. Продираюсь через заросли крапивы, выбираю бумажку со своим номером и уже точно вижу, что на месте все остальные номера. Значит, мы первые?! А где же ушедшие перед нами «Нива» и SUZUKI? Разворачиваемся и ныряем в лес.

Но не успели мы взять разбег, как Сергей тормозит: «Машину что-то вправо тянет!». Так и есть – пробито правое переднее колесо. Сдергиваем запаску, домкратим УАЗ, снимаем колесо, ставим запаску, закидываем пробитое колесо в багажник и снова вперед! На все про все мы затратили 7 минут!

Снова в глазах мелькают стволы сосен и берез да гремит на ухабах инструмент в багажнике, а я повисаю на ремнях безопасности. «Сергей, впереди «Нива» и «Сузука», осторожней!», – кричу я водителю. Но наши коллеги, заметив несущийся навстречу внедорожник, поспешно освобождают нам дорогу, сворачивая в кусты.

В итоге мы – первые, затратив на весь маршрут 52 минуты.

Настало время «Слепой езды». Но в отличие от прошлогодних отборов, здесь штурману предстоит провести «слепого» водителя по извилистому коридору, ограниченному пестрыми ленточками, командуя по рации. Увы, мне не удалось провести Сергея Гриднева по трассе без ошибок. Каюсь, наверное, не хватило мастерства. Первым здесь был экипаж командорской машины.

Остается последняя задача – преодоление так называемого «Рва». Он представляет собой начинающийся овражек. И проехать его необходимо вдоль. В этом конкурсе среди шести участников первенствовал Скромный. Вторым был Вадим Сиваракша. Третье место досталось Игорю Аксенову на… ЛуАЗ-967!

Каков же общий итог отборов? По итогам всех конкурсов первое место, как и следовало ожидать, занял Сергей Гриднев. Второе было у экипажа «Нивы», третье – у Игоря Аксенова, На четвертом месте расположились экипажи SUZUKI ESCUDO и ISUZU MU. И, наконец, на пятом – мотоциклисты Анатолий Селиванов и Артем Рождественский.

Но главное не то, кто какое место занял. Мы ведь ехали на берег Берди не соревноваться или рекорды ставить. Мы ехали, чтобы лишний раз проверить себя. Посмотреть друг другу в глаза перед дальней дорогой и решить для себя, в первую очередь для себя: а сможешь ли ты сотню километров тащить на себе машину? Сможешь ли ты с этими людьми прожить бок о бок месяц в тяжелых условиях, когда некуда сбежать, когда нельзя все бросить и уйти куда глаза глядят? Ведь трофи-рейд – это не фильм ужасов, когда можно просто выключить телевизор или выйти из кинотеатра. Здесь все кончится только тогда, когда ты доберешься до ближайшей цивилизации.

Так ты сможешь? И второй вопрос: оно тебе надо?

Вот для этого мы и едем на отборочный тур.