Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. V

Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. V

Фото автора

Вечером гостеприимные хозяева топят для нас баню. Воду берут прямо из реки Гутара. Отличный вечер. У хозяев сегодня тоже небольшой праздник – закончен покос. Заготовка сена для домашней живности в местных краях – одно из главных и ответственных событий всего года. Лето здесь короткое (ночью уже около нуля), а зима долгая. Так что сена надо много, но мест, пригодных для сенокоса, мало, а поэтому на каждого хозяина приходится несколько клочков, порой разбросанных далеко друг от друга. И сегодня мы видели не всех жителей, а лишь тех, кто на тот момент в поселке.

Сидим во дворе. Уже поздно, но разговорам нет конца. Рассказываем о своих путешествиях, хозяева – о жизни. Где-то за поселком стрекочет генератор. В доме, как символ цивилизации, бубнящий новостями и «попсой» телевизор. Странное ощущение – мы здесь как посланцы другого мира, привычные обходиться без радио и ТВ. Наше кредо – «стремление вперед и самодостаточность». А ведь еще несколько недель назад мы выглядели типично городскими жителями.

Наши новые знакомые, по сути, тоже городские. Приехали сюда лет 7 назад из Иркутска. Хозяйка, «тетя» Зоя, родилась здесь, а потом перебралась в город. Вышла замуж, родились дети. Хорошая работа, получили квартиру. После смерти отца она вернулась сюда с мужем. Дело в том, что по закону местным жителям, тофаларам, отводится родовой надел  земли, – то есть тайги. Надел передается по наследству. Участок приличный, и чтобы его не терять, горожане нередко возвращаются обратно. Так и получилось; сейчас «тетя» Зоя заведует детским садиком, ее муж Виктор – охотник. Построили новый дом. Первое время грустили по городской жизни, но потом привыкли. Ежедневные заботы скучать не дают.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Наша гостеприимная хозяйка «Тетя Зоя» (Склянова Зоя). Фотография на память с машиной «Сибирского марафона»
«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Маленькие жители Верхней Гутары такие машины видят впервые

Работы в поселке почти нет, поэтому считают, что им повезло. Детский сад – бюджетная организация, так что от государства кое-какие средства поступают. На скромные рубли и живут. У Виктора работа сезонная, особо успешная в зимний сезон. Соболь, кабарга, олень. Если повезет, удается неплохо заработать. Участок, правда, не близко, в 3-х днях ходьбы от поселка, но чем дальше от людей, тем лучше. Причина – повальная безработица, которая вынуждает кормиться тайгой или просто браконьерствовать. Местные поистребили все живое в округе. Государство поддерживает малые народы, выделяя кое-какие средства – наподобие пенсий, но их явно недостаточно. Другая причина – повальное пьянство среди местного населения. Деньги пропиваются, и за пропитанием все равно приходится идти в тайгу. Кстати, алкоголизм – серьезнейшая проблема малых народов. За бутылку люди готовы отдать едва ли не все, что имеют. За нее же идут порой на преступление. Нам рассказали, что когда в магазин завозилась водка, его «грабили» в ту же ночь. Потолок разбирали!

Приезжал участковый из Алыгджера (пункт милиции один на три поселка), проводил расследование. Виновного найти несложно – никто и не думал прятаться. Задержанного увозили в участок, а недели через две он возвращался; представители малых народов не подлежат уголовному преследованию! Такое отношение сильно их портило и развращало, провоцируя на вседозволенность. В результате в поселки просто перестали завозить «огненную воду», установив «сухой закон». Появились самогонщики, однако несмотря на кусачие цены (за 100 г – 60 руб.), спрос стабильно высок. В результате постоянные клиенты попадают в долговую кабалу к продавцам «зелья» и становятся их заложниками. Власти пытаются бороться со злом – наказывают, штрафуют, но на кону слишком серьезные деньги. Ловят одних, приходят другие.

Стрекочет дизель. Доносится далекая музыка – в клубе танцы. Приглашали и нас, но мы постеснялись давать «экстремальное» зрелище и отказались. В честь нашего приезда генератор работает на час дольше и дискотека продлится на лишний час! Рады, что хоть таким способом оказали поддержку местной молодежи.

В час ночи все замолкает.

Утром нас, спящих в палатках, будит веселый треск генератора. Ровно 6.00 – хоть часы сверяй. Забормотал невыключенный с вечера телевизор. На соседнем дворе молодая семья запустила магнитофон, и округа наполнилась «жасминами», «тарканами», «орбакайтами», «любэ» и т.д. Стандартный городской набор… Ощущение, словно за стенами палаток – город, а мы никуда и не уезжали. А раз так, то позволим себе поспать.

К 8.00 все стихает, пора вставать. Вылезши из палаток, обнаруживаем, что за нами уже наблюдают любознательные местные ребятишки. Целый день нам предстоит находиться под их «негласным» контролем. Кто постарше – сидят на заборе, маленькие прильнули к дыркам.

Смешной случай: малыши спрашивают у мальчишки, сидящего на заборе:

– Сколько там машин?

Тот считает:

– Раз. Два. Две машины и… половинка! – В их глазах УАЗ «не тянет» на полноценный автомобиль.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Местные ребятишки ни на минуту не отходили от наших машин. Целый день мы находились под любознательными взорами

Осмелев, заходят во двор и садятся вокруг, внимательно за всем наблюдают. Изучают наши палатки, рассказывают о своем житье. Раньше учились в две школы – для младших и старших классов, но потом построили новое здание и всех собрали вместе. Учителя хорошие, все местные. В классах в среднем по 8 человек. Кое-кто из ребятишек ездил в город и видел такие машины, как наши. Другие повстречали их впервые. Говорят, что несколько лет назад, зимой заезжал в поселок Jeep. Чей-то знакомый рискнул, присоседился к каравану УРАЛ’ов, и те его дотянули до поселка. На другой день он уехал, так что и не все успели его увидеть.

– А еще зимой в поселок забегал зверь!

– Что за «зверь»?

– Дядя, ты что? Ну, зверь!

– Так, а какой «зверь»?

– Зверь как зверь – вот с такими огромными рогами!

– Наверное, олень, изюбр?

– Ну да, мы же нормально объясняем – зверь!

Да, мы слабо разбираемся в «зверях».

Первую половину дня посвящаем профилактике техники. После обеда катаем желающих. И стар, и млад, – все хотят прокатиться на «чудо-машинах». Cruiser Олега Булгакова – словно автобус. На переднем сиденье, рядом с водителем, трое. На заднем – 6. Столько же в багажнике; перегруз УАЗа! В Prado Игоря Куликова заняты все места! После нескольких кругов по поселку пассажиры меняются экипажами, и снова вперед. Укатавшиеся малыши засыпают в машинах. Аккуратно возвращаем их родителям и берем на борт взрослых. Они тоже как дети. При виде знакомых высовываются в окна, кричат им, машут платочками.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Катание ребятишек

Помимо «покатушек», организуем фотографирование. Наш спонсор, компания «Фотолэнд» специально под путешествие предоставила приличный запас фотопленки; благодаря фирменной поддержке мы смогли документально зарегистрировать практически все моменты интереснейшего путешествия. Каждый стремится сняться возле полюбившейся машины. По возвращении в Новосибирск в «Фотолэнд» фото отпечатают, и мы обязательно пришлем памятные снимки. На долгую память о путешествии и нашей встрече.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Фотографирование на память

Удивляет отсутствие машин на улицах и во дворах. На всю Гутару несколько мотоциклов и гусеничный трактор. Впрочем, ездить некуда: кругом болота. Любимое и практичное средство передвижения – лошади. На лошадях до Катышного по тропе 2 дня пути.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Парад местной техники. Один трактор на всю деревню

Поселковое почтовое отделение. В одном здании 2 учреждения: сама почта – письма и посылки, и электросвязь – телеграммы и переговорный пункт. У каждого отдельный вход и график работы.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Телефон-телеграф сеанс связи с большой землей

Появилась возможность позвонить домой. Переговорный пункт работает с 5.00 вечера. Просторное помещение: вдоль стен стоят громоздкие старые радиорелейные шкафы. Отслужившая техника, хлам. Связист же работает на компактной рации – примерно как у нас. Время связи с «большой землей», Верхнеудинском,  для всех поселков Тофаларии одинаково, говорят по очереди. Технология простая: в Верхнеудинске на коммутаторе набирают номер, и в принципе открывается нормальная связь с любым уголком страны. Первым говорит один поселок, за ним другой. Связь открытая, то есть, о чем говорят одни, слышат все. Секретов нет. Так мы становимся свидетелями разговора водных туристов с Уфой (вероятно, группа оттуда): они сообщают, что живы и здоровы, но вода в реках быстро падает, а поэтому много мелей. Река спокойна, и вероятно, они прибудут домой раньше, чем намечали. Подходит очередь и нашего поселка. Одна из жительниц просит прислать с попутным самолетом арбузы. Ну, захотелось. Авиация как автобус: подвезти – увезти. В порядке вещей, – если погода летная.

Подходит наша очередь. Рады слышать, что дома все в порядке. С приятным удивлением узнаем: в Новосибирске уже знают, что мы добрались до Гутары. Молодец Максим, оперативно передал информацию в «центр».

День пролетает быстро.

Вечером собираемся в обратный путь. Самый ценный подарок из тех, что нам преподнесли местные жители, – несколько буханок свежеиспеченного хлеба! Аромат такой, что кружит голову. Вот спасибо!

Восемь вечера, ровно сутки со времени нашего прибытия; мы покидаем поселок Верхняя Гутара.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Машина «Сибирского Марафона» покидает Гутарскую долину

Обратный брод реки. Ворота. Закрываем за собой «двери». Все! Интересно, когда их в другой раз откроют автопутешественники?

«Труба»; проходим через ее скалистые уступы. Обратное превращение: мы снова стали большими! Быстро минуем озера. Пропиливать ничего не надо, все уже готово. Преодолеваем крутой подъем на «шкуру слона» и организуем ночевку там же, где стояли прошлой ночью, наблюдая звездный дождь. Трудно успокоиться после пережитого за последние сутки. До конца не верим, что все произошло с нами наяву. Такое ощущение, что с насиженного места мы никуда и не двигались, а все увиденное и пережитое просто приснилось.

Утром выдвигаемся в дорогу, идем по проторенным следам – довольно быстро. На подъеме из долины моховина сдерживает темп, но мы не в обиде: медленно, но верно выбираемся наверх. Дальше каких-то особых сложностей уже нет, все известно и знакомо. Установившаяся жаркая погода просто на глазах творит чудеса. Верхнее болото, что проходили на «мостках», форсируем с ходу! Спуск с перевала «Писаный» – просто цирковое шоу! Особенно для стоящих на подножках штурманов. Их кидает и мотает из стороны в сторону так, словно они участвуют в родео. Машины идут накатом, подпрыгивая на кочках. Впечатления (и ощущения) незабываемые!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
А теперь в обратный путь! Сейчас проще: дорога известна, проезды расчищены

Вечером уже стоим у подножия подъема в лагерь. Почему-то отказывает УАЗ. Не шел – летел, и вдруг закапризничал. Словно чувствует, что из «козлика» придется ему снова становиться рабочей лошадкой. Поднявшись на горочку первыми, «тойоты» Cruiser и Prado лебедками затягивают сопротивленца к себе.  Надо ехать: такова машинная доля.

Днем профилактика. Сворачиваем базовый лагерь. «Сборка» машин, подготовка к обратной дороге. День жаркий – около 40°; нам на руку. Подсохнут болота, топкие места станут проходимыми. Вода в реках уже спала (подслушали на переговорном пункте).

После обеда выезжаем. Идем по расчищенной и пропиленной тропе, и вечером добираемся к «первому броду». Надо же, здесь мы пробивались 2 суток, а сейчас преодолели за полдня!!!

Сгущается сумрак, но после ударного пробега мы решаемся с ходу взять и брод. После нескольких дней жаркой погоды вода в реке, действительно, заметно спала. Кажется, все получится легко и просто (пока «катит», надо брать быка за рога).

Первым рванул в воду И.Куликов на Prado. Проходит к противоположному берегу по уже разведанному коридору. Вот он преодолел выступающий в реку скальный уступ. Теперь остается только выскочить с глубокого места на крутой берег русла руки Саржинка (впадающей здесь в Мурхой), но… С первой попытки не получается. Вторая попытка – и вновь неудача. Мы знали: легко не выйдет. Но чтобы настолько… Замечаем, что переднее колесо «тойоты» разбортовалось – прямо в воде. Вероятно, машина передними колесами ткнулась в острые прибрежные камни, и покрышка провернулась на излом. Надо срочно что-то предпринимать.

Там, где стоит машина, глубоко и течение сильное. Быстро темнеет. Нельзя терять ни минуты; командует спасательными работами сам водитель, И.Куликов; он в тапочках прыгает в ледяную воду. Только пилот и штурман знают, что и где в машине. Понимаем, почему инструменты и приспособления для смены колеса всегда нужно держать под рукой! Уже темнеет; достаем фонарики, домкрат. Сложно бороться с течением. Чтобы поставить домкрат, приходится подныривать под машину. Коченеют руки. Игорь замерз, но отважно борется за «живучесть» автомобиля. Домкратом поднять машину не получается: размерные колеса (GeoLander 75/R16), не хватает высоты. Достаем «хай-джек»; он отнимает время, но зато совсем другое дело. Правда, приподнятая машина неустойчива, ее раскачивает течением. Снятое колесо откатываем на берег и тащим «запаску». Не утапливается! Стравливаем воздух… Все равно плывет, сносится течением. Силой… нет, не ставится – теперь мешают камни на дне. Коченеющими пальцами сдвигаем их, готовя углубление. Мы в воде уже не меньше 20 минут. Замерзаем…

Ура!!! Колесо установлено. Подкачиваем его и в полной темноте отгоняем машину обратно – к остальным. Все, кто участвовал в спасении, похожи на ледышки. Чтобы согреться, разводим высокий и жаркий костер. Хорошо!!! Согревающие напитки. Такой «экстремализм» добавил остроты в наши пресные, однообразные дни. С утра до вечера – мох, мох, мох, а здесь, когда счет идет на секунды, от каждого требуется полная собранность и отдача. Чувствуешь себя человеком!

Утром, не спеша, осторожно переезжаем реку. Зачем было торопиться вечером!?
Идем по старому знакомому Мурхою. Броды известны, коридоры расчищены, вода спала. Проблем нет. Двигаться обратно намного проще, чем сюда. Все в сравнении, конечно же.

Выходим к месту – «Деревяшкина избушка». Намечали на обратном пути устроить здесь дневку, и хотя мнения разделились – одни торопят ехать, другие отдохнуть, большинство – за дневку!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Дневка на «Деревяшкиной избушка». Просто отдыхаем

День замечательный. Ловим рыбу. Купаемся, прыгаем с уступов в омут с чистейшей речной водой. Вечером готовим походную баню! Так просто: из прибрежных валунов собираем печку, внутри разводим костер. Когда костер прогорит, а камни раскалятся, печка накрывается специальным каркасом, обтянутым тканью. В «шатре» размерами с палатку помещаются несколько человек. Теперь плеснуть водой на раскаленные камни…  Жар такой, что и не усидишь. Терпишь до последнего, и вырвавшись на «волю», бросаешься в ледяную речную воду. Распаренное тело словно кипятком обжигает. Прохлада воды дает такую бодрость! О-о-о!.. Немного остынув, вновь бежишь в палатку. И все с начала…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Дневка на «Деревяшкиной избушке». Это походная баня!

Вечером смотрим кино на маленьком проигрывателе DVD. День удался, никто не пожалел – даже те, кто вначале выступал против.

За другой день проходим оставшиеся 7 бродов, легко преодолеваем подсохшие болота. Погода – наш союзник. Однажды, правда, приходится напрячься, – когда при объезде каменистого участка по кромке воды УАЗик Вадика Сиваракши стянуло в омут. Мелкий, сыпучий грунт поплыл под колесами тяжелой машины, затягивая ее на глубину. Она остановилась, лишь когда вода достигла окон. Лебедкой вытягиваем «водолаза» на берег. Полный салон воды, льет изо всех щелей. Думали, не пойдет, но такие слова не про УАЗ. Продули воздушный фильтр, просушили свечи, вылили из карбюратора воду. Прочихавшись, двигатель ожил и весело затарахтел. Едем!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Под колесами тяжелого УАЗа грунт «поплыл», и машина оказалась на глубине

Выходим на последний брод. За перевалом – ручей Катышный, где финиш II и старт III этапов. Впереди нас ждет сложный участок. Прошлый раз на преодоление перевала мы потратили 2 дня. Сколько потребуется теперь? Морально настраиваемся на тяжелую схватку – и не зря. Сражение идет за каждый метр. Сил почти не осталось. Хорошо, что мы отдохнули. Снова грязь, лебедки, веревки, мостки… Пилы, хай-джеки, блоки…

Уже ночью выбираемся на вершину. Страшно уставшие, но безмерно счастливые. Все, дорога есть!

Дальнейший путь – словно кино назад. Действующие золотые прииски. «Брошенный» Меричун, 10 км по ручью Хиллок, 40 бродов Бирюсы. Дома Бухарино. Ночевка со страшной ночной грозой.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Дорога домой. Малая Бирюса. Август. В этих краях уже осень!

Решаем идти без остановок до самого Нижнеудинска. По дороге сюда буквально крались, аккуратно и осторожно объезжая любую, даже незначительную (теперь-то мы понимаем), преграду. Берегли машины. Сейчас же идем смелее, не так трепетно переживая за технику. Самое сложное уже позади. Да и машины стали намного легче – запасы горючего и продуктов практически на нуле. Теперь даже такая дорога нам кажется вполне приличной. Осмелев, решаемся ехать даже ночью – ничего страшного.

В 4.00 утра въезжаем в Нижнеудинск и движемся на место нашей прошлой стоянки.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Промежуточный финиш в Нижнеудинске!

Рассвет. Туман. Утро нового дня. В ту ночь, словно по волшебству, мы перенеслись из Саянских гор на равнину. С изумлением и гордостью подсчитываем, что на дорогу до Гутары мы потратили 14 дней, а на обратную – 8!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»

Калейдоскоп событий: днем приезжают местные туристы, чтобы нас поздравить. Вадик приобретает и монтирует новый кардан (старый повезем домой, он по праву займет почетное место в клубном музее). Расстаемся с нашими новыми друзьями – Геннадием Павловичем и его сыном Женькой (думаю, путешествие останется в его памяти на всю жизнь).

Нижнеудинск. Торжественный финиш трофи-экспедиции «Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии» на площадке перед Нижнеудинским РОСТО. Три недели назад мы уходили отсюда в неизвестность. Сейчас все позади, и нас чествуют как победителей. Интервью местному телевидению и, как положено в автоспорте, бутылка шампанского. Правда, она долго не хотела открываться; оно и понятно – финиш всего лишь промежуточный. Теперь домой!

• • •

Рассекаем по трассе. Вдали слева синеют Саяны.

– Может, махнем туда опять, – предлагает Командор по рации.

– Обязательно, – отвечаем, с тоской поглядывая в ту сторону. Мы еще сюда вернемся!

• • •

На трассе продолжаются «приключения». Разного рода поломки, что естественно: машины прошли серьезные испытания камнями и трясинами. Самые тяжелые «ранения» у двоих. Разбита «раздатка» у Prado И.Куликова. А недалеко от Мариинска Pajero Сергея Колмогорова едва не теряет переднее колесо – разбит подшипник. Связываемся с Новосибирском, просим помощи. Помочь берется «Скромный» – Сергей Гриднев. Он не только находит нужную деталь, но и привозит ее в Кемерово, куда мы тихонько доползаем. Благодаря его скромному подвигу Pajero вновь обретает ход.

Спустя несколько дней после промежуточного финиша в Нижнеудинске колонна трофи-экспедиции «Сибирский марафон-2004» прибывает в Новосибирск. А 25 августа – торжественный финиш на площадке перед цирком, откуда ровно 30 дней назад стартовало отчаянное путешествие. Как и тогда, много прессы. Вопросы, вопросы! Их столько, что не успеваем отвечать.

Торжественное построение. Вручаем дипломы и грамоты участникам и всем, кто помогал клубу в подготовке экспедиции. Отдаем должное тем, без чьей поддержки автопутешественникам пришлось бы намного труднее в достижении поставленной цели.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
 Финиш в Новосибирске! Пообщему признанию, лучшим стал экипаж №3. Приз получает Алесей Федюнин

• • •

Еще одно новшество года: клуб Off Road Master учредил Приз, которым отмечен лучший экипаж «Сибирского Марафона-2004». За основу взяли приз «Тим Спирит» (командный дух) легендарного приключения «Кэмел Трофи».

Во время путешествия все экипажи ежедневно тайным голосованием отмечали тех, кто, по их мнению, вносил наибольший вклад в общее дело, кто отличался полной самоотдачей. Итоги тайного голосования подведены на финише.

Первым в истории клуба держателем почетного трофея стал экипаж под №3: пилот Алексей Федюнин и штурман Павел Мирошников.

• • •

Путешествие завершено. «Легенды Тофаларии» стали для нас историей. Трофи-экспедиция 2004 года вписана золотыми буквами в историю клуба.

Что сказать в заключение? Путешествие удалось – бесспорно. Его участники получили массу впечатлений. Выяснили свои возможности и оценили потенциал техники. Прикоснулись к жизни самой малочисленной народности России – тофаларов (тофы). А что оно дало нам? В «копилку» клуба прибавилось еще одно «первопрохождение», – уже второе, пройденное нами. Мы сумели доказать, что добраться до тофаларских поселков в летнее время реально. Надо лишь подготовить проезды вдоль рек, отсыпать болота щебенкой и т.д. Но нужно ли кому все это? Поселки Тофаларии самодостаточны. Пусть лучше вместо машин ходят там водники и пешие туристы. Перспектива подъема (расцвета) края видна в организованном туризме. Сохранить все в первозданном виде возможно, если придать тамошним местам статус национальных заповедников, – практика, успешно зарекомендовавшая себя во всем мире.

Мы еще раз убедились, насколько красив, но и хрупок наш мир. Счастье, что сохранились уголки природы, нетронутые разрушительной цивилизацией. Тофалария – райский уголок, труднодоступный для туризма.

• • •

Автор выражает особую признательность за понимание и поддержку руководителям новосибирской телекомпании «МИР» (10 канал): Я.Д. Таубесу, Г.Ф. Афанасьеву, Ю.В. Будкину. А также благодарит в их лице руководителей предприятий, поддерживающих своих сотрудников – энтузиастов экстремальных путешествий и активного отдыха.

Все новости клуба – на сайте www.offroadmaster.ru

Спонсоры экспедиции
Автомобильные масла NESTE-«АВТОРЕЙД»
Производственная фирма «СТРОП»
Компания «ФОТОЛЕНД»
Дизайн-мастерская «АРБАТ-ДИЗАЙН»
Выставочное общество «СИБИРСКАЯ ЯРМАРКА»
ЧП «САРЫЧЕВ»-ANTEX
ООО «РЕЛЬЕФ-ПЛЮС»
Информационная поддержка
«Авторадио-НОВОСИБИРСК»
«Радио-ШАНСОН»
«Радио НОВОСИБИРСК»
Генеральный информационный спонсор
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ТУРБО»