Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. IV

Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. IV

Фото автора

Выехав после обеда и преодолев еще несколько бродов, к вечеру попадаем в удивительно красивое место. Река, разделенная на три рукава, соединяется в один, мощное русло которого с могучим напором и шумом протискивается в узкий створ между скальными уступами. А там вода остужает свой «пыл» в широком и глубоком омуте. Поражают ее чистота и цвет. Вода насыщенного бирюзового оттенка прозрачна настолько, что в омуте глубиной около 10 м отчетливо видно дно!

На нашей стороне от уступов небольшая ровная сухая площадка; охотничья избушка. Идиллический пейзаж! Местность называют «Деревяшкина избушка» – по фамилии охотника, в чьих угодьях она поставлена. После нескольких ночевок на болотах и камнях здесь просто райский уголок. Решаем, что на обратном пути при любом раскладе делаем здесь остановку-дневку.

Кстати, сюда же ведет и «другая» тропа от ручья Катышный. Однако считаем, что выбор нами был сделан правильно: противоположный берег слишком крут для машин.

Утром идем на моховину, затем на броды – и так попеременно целый день. Внушительные прогоны по мху – 300-400 м. На всю катушку работают лебедки, вытягивая машины на твердый грунт. Разбиваемся на группы. Игорь Куликов на Toyota Prado берет шефство над Pajero и его экипажем. Два Surf’а, самые подготовленные машины, уходят вперед. У Олега Булгакова и его Cruiser’а оказывается «двое с половиной» подопечных. «Половина» – Bighorn; его водитель, Алексей Федюнин, на сложных участках по сантиметрам вымеряет траекторию, а потом с ювелирной точностью «наматывает метры на кардан». Штурманы стараются проводить каждую из машин по «свежему» мху. Практика показала, что там, где прошла хотя бы одна машина, сесть проще. Проскочившие гиблое место и оказавшиеся на сухом (читай – на твердом) участке, буксиром или лебедкой затягивают следующих за ними.

На болоте давление в шинах стравливаем до предельно низкого. Выезжаем на камни и подкачиваем до нормы. Оказавшись на рыхлом грунте, снова понижаем. Так то качаем, то травим. Компрессоры, атрибут настоящего путешествия, всегда под рукой. «Под рукой» уже много чего: лопата, фал, шакл, топор, гидрокостюмы и т.д.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Подготовка дороги через реку Мурхой на «Последнем броде». Глубокое место, сильное течение, холодная вода, большие камни

Мурхой. Характер реки становится суровей. Напитавшись от множества ручьев, она представляется серьезным противником. Ее козыри – быстрое течение и сильный напор. Две горные гряды сходятся и зажимают реку в каменные тиски. Камни-валуны, нет ровных перекатов. Нам теперь приходится идти по воде, выбирая участки под скалами, где помельче, да камни поменьше.

Преодолев за день от избушки ровно 9 км, выходим к «первому» броду, если считать от поселка. С нашей же стороны он «последний» – 14-й! Отсюда дорога пойдет рядом с рекой, уже не пересекая ее.

Surf’ы, оторвавшиеся от основной группы и раньше других прибывшие к «первому» броду, рвутся в бой. Мы, отставшие на приличное расстояние, следим за происходящим по «радиоперехвату», прослушивая их разговоры. К сожалению, помочь ничем не можем. Первую машину они повели, не проверив дно на переправе. Брод не так-то прост; но им удается переправиться, изрядно «поколотив» первую машину. Второй машине тяжелее. Примерно на середине она крепко «встает». Штурману приходится лезть в ледяную воду и, борясь с сильным течением, цеплять ее, чтобы вытянуть на берег. Напрямик – по огромным камням.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
«Конная тропа» – сотни лет по ней ходили и ездили на лошадях. Теперь пришли машины

Что стало с машиной – страшно смотреть. К счастью, она на ходу.

Основной состав прибывает, когда все уже кончено. Изучаем местность: река неширокая, но бурная, сплошь крупные камни. Не зная брода, лезть нельзя. Уже вечереет, и работы оставляем на утро. Сейчас же, чтобы не терять время, решаем провести разведку в поисках вариантов. Несколько человек возвращаются к предшествующему броду. Пешком прогуляемся вдоль реки и проверим возможность прохода машин вдоль другого берега.

Небольшой отряд уходит на разведку – по длинной каменной отмели. Кадры словно из голливудского фильма. Слева и справа крутые стены. Мурхой, извиваясь, жмется то к одной из них, то к другой. Мы кажемся песчинками среди царства камня и воды. Начинается дождь, идем словно по темному коридору. Ощущаем величие и могущество природы. Машины здесь не пройдут. Без вариантов. По еле заметной тропе поднимаемся на крутой склон. В лагере сообщаем о результатах поисков: брод только здесь! Завтра с раннего утра – за работу.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Машины идут по траве

Дождь льет всю ночь. Утром так неохота вылезать из палаток; сыро и холодно. А еще лезть в ледяную воду! Одеваемся потеплее, натягиваем непромокаемые одежды, гидрокостюмы – и вперед!

Выгоняем одну из машин на берег – поближе к воде. С ее помощью натянем страховочный фал. Ровная площадка, уступчик там, где в Мурхой впадает речка Саржинка. Перебрасываем на противоположный берег веревку: вот и страховочный фал. На первый взгляд – проще некуда, но все изрядно попотели. Сложно устоять на ногах в бурном течении. Поток то и дело подхватывает фал и тянет его за собой, грозя унести и строителей переправы. Достигнув берега, закрепляем там веревку и с помощью машины создаем натяг. Страховка для тех, кто работает в воде, готова.

Внимательно изучаем место, где пойдут машины, отмечаем камни, которые нужно убрать. Просматриваем места въезда и выезда из реки. Только затем приступаем к зачистке.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
От количества преодоленных преград просто опускались руки

Сильное течение, глубина. Ломы, лопаты. Расшатываем камни и откатываем их в сторону. Разводим на берегу жаркий костер; пока одни отогреваются, другие работают.

К нашему костру подъезжают несколько верховых. Разговорились; они верхгутарские, помогали группе туристов-водников забросить их тяжелый багаж к месту сплава. Шесть дней вне дома, сейчас возвращаются. Такая работа – предоставлять вьючных лошадей туристам. Кстати, дело престижное и неплохо оплачиваемое. Здесь, где другой работы мало (а точнее, совсем нет), среди хозяев лошадей серьезная конкуренция. Предложение превышает спрос. Так что 6 дней не срок. Лишь бы платили.

Интересуемся: как далеко от «первого брода» до поселка? Не знают(!?). Но на лошадях только до озер еще 2 часа пути, а оттуда до дома – минут 40. Расстояния здесь измеряют не километрами, а временем! Спрашиваем: а когда мы доберемся до деревни? Смеются: нескоро, а возможно, и никогда! Шутку оценили.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Разведка. За спиной автора статьи – деревня (поселок) Верхняя Гутара

Попрощавшись, верхгутарские уходят своей дорогой-тропой. Поднимаются на уступ и спускаются ниже по течению. Здесь и переправляются – метрах в 70 от нас. Как же мы не догадались там проверить!? Сбивала с толку скала, выступающая в воду. Осматриваем конный брод. Русло здесь пошире, а поэтому мельче – и течение «терпимей». Меньше крупных камней. Работы по очистке дна не так много. Сложность со скальным уступом. Обходить его придется по глубине. Есть, правда, плюс – попутное течение. Надеемся, что оно поможет, – подтолкнет машины, если они вдруг «потеряют» дно. За уступом предстоит вывернуть на прибрежный «пятачок» и уже оттуда форсировать реку. Вроде просто, а как поведут себя машины в реальной обстановке?

Тщательнейшим образом прокладываем траекторию в воде. Готовим спуск из камней. Первой на тот берег пойдет Toyota Prado И.Куликова. Уж ей-то кажется, все нипочем: «лифтованная», дорожный просвет 40 см – плюс «грузовая» резина LT315 GeoLander 75/R16. Но и ее сносит течением; нужно теснее прижиматься к скале. Преодолеть саму реку уже не так сложно. Главное – начать. Идущие следом машины пониже, и вода заливает их по лобовые стекла. «Плюхнувшихся» сносит течением, как поплавки. Теперь штурманам нужно «ловить» их и направлять к берегу. Пока сцепление колес с грунтом не позволит машине двигаться самостоятельно.

Так с шуточками-прибауточками «первый-последний» брод взят. А как возвращаться, решим на обратном пути. Сейчас мы отруливаем от реки, но пойдем недалеко, в параллель. Впереди – болота.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Наибольшему облегчению подвергся УАЗ: с него сняли все лишнее, даже крышу

Идем по мхам, с каждым десятком метров продвигаться все сложней. Много сырых участков. Появляются высокие кочки, преодолевать которые уже довольно трудно, штурманам приходится побегать. Сматывать – разматывать тросы лебедок. Сплетать то и дело рвущиеся буксирные веревки. От «лохматых» безжалостно избавляемся. Еще при подготовке к путешествию, предполагая такой поворот событий, мы запасли немало веревок. Помощь нам оказала новосибирская фирма «СТРОП» – по-настоящему нужную и предусмотрительную. Удлиняя веревки, связываем их между собой. Скрепляем «шаклами», дополняем «блоками».

Склон и непроходимые болота прижимают нас к реке, где еще остается неширокий сухой участок, проходимый для машин. Но здесь плотный, густой лес; пропиливаться бесполезно. В какой-то момент совсем близко обнаруживаем конную тропу и решаем двигаться прямо по ней.

Конная тропа. Сотни лет она служила людям – единственная «ниточка», соединяющая национальные поселки и позволяющая тофаларам общаться с внешним миром. По ней ездили верхом, ходили пешком, но даже и не представляли себе, что здесь пойдут машины! Тропа она и есть тропа. Петляет между деревьями, скачет по камням, спускается вниз по распадкам и вновь поднимается. За многие годы копытами коней в мягком грунте выбита канавка – кое-где почти по пояс. Мы пойдем там, где позволят условия. Принимаемся готовить проезд: убирать камни и поваленные деревья, пропиливать «коридоры». Нелегко, но проще и быстрее, чем барахтаться в болоте, отвоевывая каждый метр.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Штурм перевала «Писаный». Крутые подъемы и небольшие «ярусы-балкончики»

Ответственность опять на штурманах. Узкие проходы между деревьями, петляющая тропа. Взаимопонимание в двойках телепатическое – на расстоянии. Четкие команды-жесты. «Сантиметры имеют значение». Лавирование на высшем уровне. Несмотря на предельную осторожность, машины то и дело стягивает в сторону, на бортах остаются следы от контакта с деревьями – царапины и вмятины. Если пройти не удается, выходим на болото, огибаем преграду и вновь возвращаемся в гущу леса.

На другой день движемся по тропе и останавливаемся уже примерно в 10 км от поселка. Дальше не пройти. Крутой спуск в лощину. Болото. Сложный перевал. Силы на исходе. Нужна перегруппировка. Времени в запасе почти не осталось. Два Surf’а, вырвавшиеся на броде вперед, уходят за лощину. Туда же спускаются Cruiser Олега Булгакова и УАЗ Вадима Сиваракши. Машины перекопали привычное русло ручья, и он разлился по всей дороге; очень скользко. Машины на критических углах наклона, готовые вот-вот лечь на бок, – скатились вниз. Часть осталась наверху, часть внизу – отдельно друг от друга.

Вечером собираемся на совет. Главный вопрос: как двигаться дальше? Времени не так много – экспедиция затягивается. Кое-кому из нас нужно вернуться в Новосибирск к сроку. Решаем назавтра устроить дневку и параллельно провести глубокую разведку дороги – до Верхней Гутары. А по ее результатам предпринимать дальнейшие действия.

Утром небольшая разведгруппа – 5 человек – выдвигается вперед. Ее задача – нанести на карту тяжелые участки. Главное – оценить качество дороги и время на ее преодоление. Координаты преград уточним по показаниям GPS. С утра на лужах блестят корочки льда, но день просто замечательный. Приятно прогуляться налегке – без машин.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
По мосткам машины шли, как по асфальту; главное – аккуратно их уложить

Первая преграда: перевал «Писаный» – не самый высокий, но самый сложный, пожалуй, из всех. И название очень даже подходит: крутые подъемы с горизонтальными ярусами-площадками, где машины отдыхают после тяжелых участков. Полотно дороги: торфяник, размытая колея, глубокая трещина-промоина прямо посередине дороги. Довольно узко, но машины должны пройти. Подъем около километра.

У подножия перевала – крупный белый камень. При виде его наш проводник Геннадий Палыч растрогался и вспомнил шоферскую байку: «Сложный перевал в любое время года. Зимой трактор (бульдозер) на буксире тянет груженые тягачи наверх. В тот год перевал завалило снегом, и заехать самостоятельно не удавалось никому. Получилось так, что у подножия скопились машины, а тут трактор тянул груженый под завязку бензовоз. Вдруг машина сорвалась и, неуправляемая, пошла вниз. Людей и технику внизу спас тот самый камень: бензовоз налетел на него и перевернулся в сугроб. С тех пор на камне – огромная выбоина, а у очевидцев – седые волосы».

За перевалом идет короткий сухой участок и метров 800 топкого торфяника. Дальше спуск с промоиной внизу. Нужно перебросить мост. Еще один – легкий – подъем, и мы выходим на край вершины одного из горных хребтов, плотным кольцом окружающих живописнейшую Гутарскую долину. Стоим словно зачарованные. Похоже на палитру художника. В красочной пестроте такое разнообразие цветов и оттенков! Красные, бурые, желтые – мхи. Два ярких синих пятна – Большого и Малого Гутарских озер. Нежно-зеленые пятна лиственниц и темно-зеленые – сосен. Вдали виднеются темные горные кручи с белыми пятнами снега, разбавленными воздушной дымкой. Среди долины возвышается гора, густо поросшая лесом; очертаниями она похожа на «лежащего слона». По другую сторону «слона» находится поселок Верхняя Гутара. Рукой подать! С вершины все выглядит мелким и близким.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Вперед, на Верхнюю Гутару!

Отсюда дальше пойдут трое – Федюнин, Пугачев и Мирошников. Сиваракша и Геннадий Палыч возвращаются в лагерь с предварительными результатами разведки. Трое уходят вниз. Дорога обычная, торфяник. По сторонам – хиленькие лиственницы, мох. Делимся на группы: Алексей пойдет по тропе, а я и Максим – по «дороге».

«Дорога» тянет на твердую «двойку». У Малого Гутарского озера – жирная «единица». Неширокий заиленный участок между озером и крутым склоном горы «Слон». «Зимник» уводит дорогу прямо в синие воды. Зимой машины идут по толстому льду напрямую. Нам же надо искать объезд. Проходим заболоченный участок и выходим на 300-метровый «четверочный» берег.

Здесь покос. Отдыхают люди, пьют чай. Совершенно безразличны к нашему появлению. Как позже выяснилось, они приняли нас за водников, которые водятся здесь сотнями. Отношение к нам резко меняется, когда они узнают, что мы «из тех, которые едут сюда на машинах». Приятно сознавать, что о нас наслышаны! Местные удивляются, что не видят машин. Объясняем, что мы всего лишь разведка, а машины остались у перевала «Писаный». Расспрашивают о наших планах. К примеру, как мы намерены выбираться отсюда, после того как доберемся до поселка. Машины оставим здесь? Возчики, оказывается, уже разбираются между собой – кому доставлять нас обратно!

Они задаются вопросом: «Как вот так просто ехать сюда?». А вот нас, к примеру, удивляет, как они косят траву на таком крутом, градусов в 45, склоне? Тут стоять-то трудно, не то что работать. Мы друг для друга загадки. Угощают чаем. Рассказывают о своем житье. Расспрашивают нас о дороге. Время летит незаметно….

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Малое Гутарское озеро. Покос. Три сотни метров дороги на «четверку с плюсом…»

Прощаемся, пора идти. Нам советуют двигаться по длинной дороге – через какую-то «трубу». Мы же решаем разведать «короткую» дорогу, исходя из опыта, что местные частенько преувеличивают их сложности.

За участком с покосом – завал. Мощные стволы лежат на протяжении 700 м! Что за сила их повалила? Здесь придется расчищать себе дорогу. Сколько времени займет работа? После завала позволяем себе немного отдохнуть. Участок вдоль Большого озера – «твердая пятерка»! Дальше – подъем и (вновь) сражение с верховым болотом.

Преодолеваем «хобот слона» и видим поселок! Еще несколько минут, и мы стоим у реки Гутара. На другом берегу, под крутыми склонами большой горы, деревянные дома – Верхняя Гутара. Дошли! В поселок решаем не заходить – лучше потом заехать. Любуемся со стороны островком цивилизации, пусть даже таким маленьким.

В лагерь возвращаемся, полные впечатлений и сведений. Идем по тропе – на удивление быстро. Если по дороге мы шли около 3 часов, то по тропе только полтора! В лагере ждут наших выкладок по маршруту. Но сначала нужно обработать собранную информацию, а уже после делать выводы.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
На разборе лесного завала

Вечером на сходе представляем расчеты. Средний балл дороги – «двойка с плюсом». Неплохо: значит, дорога проходима. Но займет 5-7 дней в один конец. Много, не все располагают таким запасом времени. Экипаж одного из Surf’ов решает возвращаться. Снимается с маршрута и второй Surf; вдвоем им проще выбираться. Жаль, конечно, но другие, несмотря ни на что, настроены идти до победного!

Исходя из полученных данных, меняем тактику. На том месте, где сейчас стоим, разобьем базовый лагерь. Вперед на Гутару пойдут лишь несколько машин, а именно 3. Обсуждаем каждую, ее «плюсы и минусы». Честь стать первопроходцами выпала экипажам И.Куликова на Toyota Prado, О.Булгакова на Toyota Land Cruiser 80 и В.Сиваракши на УАЗе. В «силовую поддержку» назначаем еще троих из экипажей оставленных машин. Всего 9. В лагере останутся трое: Селиванов, Рождественский и Пугачев. Задача Максима – организовать радиомост с «большой землей» и передавать туда последние новости с «передовой».

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Первые минуты в поселке. Председатель местной администрации (в пятнистой куртке)     поздравляет нас с прибытием

Облегчаем машины, оставляя все «ненужное» в лагере. К «ненужному» относим: запасные части, запаски, горючее (на обратную дорогу), личные вещи, продукты. Если кому-то что-то понадобится, он просто сходит и возьмет. Особое внимание УАЗу: снимаем даже жесткую крышу и стекла! Получается забавный «трофи-кабрио». Мы даже и не представляли, как он еще себя покажет!..

Утром уходим на штурм. Три машины вперед, 2 назад, 3 в лагере. Вот и «Писаный»; красавец производит впечатление на тех, кто его еще не видел. Решаем, как брать высоту. Изучаем подъем от яруса к ярусу. Неприятная промоина посереди дороги – водителю идущей на подъем машины ее не видно. Устанавливаем по границе промоины высокие вешки, по ее краям становятся люди. Если машина «буксанет», придется ей помочь – подтолкнуть. За 2 дня сухой, жаркой погоды склон подсох, так что липкой и скользкой грязи нет. Надеемся справиться с первого раза.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Тофалария. Местный житель. Есть контакт.
– «Железный конь» придет на смену тофаларийской лошадке, однако!

Первым идет Prado: 20-50-100 м. Ярус взят! Где-то машина вроде притормозила, колеса проскальзывают, но подоспевшие «боковые» подстраховали, подставив – в прямом смысле – плечи. Для идущего вторым УАЗа вообще никаких затруднений – ни на первом, ни на последующих ярусах – нет. Запрыгнул как «козлик»! Последним пошел Cruiser. Длинный, но облегченный. Его «мотыляет» из стороны в сторону – вот-вот слетит. Толкать такого трудно, но он отлично справляется с задачей, проходя подъем на грани фола.

Взят верхний ярус. Правда, на последних десятках метров пришлось уйти в сторону, углубиться в лес, что нас нисколько не огорчает. Вчера в разведке мы считали, что на подъем уйдет день, а уложились часа в 3!

Дальше – участок с болотом. Здесь «уйти в сторону» не получается, надо напрямик. По горькому опыту торфяников, решаем пропустить вперед то, что осталось от УАЗика. Первой машине, пока верхний слой не поврежден, проще. Разогнавшись на сухом пятачке, «трофи-кабрио» под стрекот разбитого глушителя скрывается за поворотом. Мы пытаемся определить, как далеко он отъехал и когда же наконец «сядет»… Вопреки ожиданиям, совсем не скоро. Мы в замешательстве: потеряв в весе, машина приобрела в ходовых качествах! Автомобилям, выходящим на полосу препятствия следом, пройти трудный участок не удается. Однако, цепляясь за УАЗ как за якорь, они подтягиваются с помощью лебедок. Выуживаем при помощи «хай-джека» хорошо подсевший в топь УАЗ и проводим его до сухого места, выстилая дорогу мостками. Так же поступаем и с другими машинами. Экономия времени – часов 5!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Тофаларка и ее сын. Фотография на память

Труда не составляет спуститься в лощину, построить мост, провести по нему машины и выбраться на край спуска в долину. Любуемся открывшимся видом. Настроение – не передать; все получается как нельзя лучше. За остаток дня рассчитываем добраться до первого озера и заночевать на его берегу. Машины уходят вниз.

Катимся с горки по прямой, но упираемся в поворот и перебираемся на мох. Идти по дороге не стоит. Выбираем сухие, плотные участки. Народу много. Пока одни занимаются с машинами, другие разведывают дорогу. Так заезжаем на предгорье «слона» и идем по его ровной «шкуре». Смеркается. К озеру спуститься не удается. Склон крутой, и съезд найти не успеваем. И так хорошо поработали, лучше отдохнуть и набраться сил для завтрашнего – последнего – рывка.

Ночью подмораживает. Сидим у костра, делимся впечатлениями. Вдруг над нашими головами на ярком звездном небе начинается метеоритный дождь! Небо словно прошивают яркие ниточки сгорающих в атмосфере космических странников. Наблюдаем за происходящим сквозь вершины сосен: красота! «К удаче», – делаем для себя вывод. Наверное, каждый из нас успевает загадать самое заветное желание.

Утром ищем пригодный для спуска склон. Находим; правда, внизу надо соорудить мостик через ручей. Не вопрос! Отвешиваем машины – во избежание переворота. Не требуется помощь лишь УАЗу, у него низкий центр тяжести. Похоже, он и по вертикальной стене способен…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Ассортимент товаров в поселковом магазине №2 – как в обычном деревенском магазине на «материке»

Выбираемся на покос, лакомимся крупной и сладкой голубикой. «Пятерочный» участок. Сказочное озеро в утреннем тумане. Дождик, но наше боевое настроение ничем не испортить. Даже массивный завал преодолеваем играючи. В удовольствие «поиграть» пилами: дорогу пропилит идущий! Здесь позволяем себе отдохнуть.

Развилка. Дорога, которую вчера прошли с разведкой, тянет на «двойку». Решаем воспользоваться советом местных: идти через какую-то «трубу».

«Труба» – дорога, идущая на подъем сквозь расщелину в скале. Красивое место! Проходим по узкому коридору между скалистыми уступами. Преодолев каменные ворота, оказываемся в сказочном мире. Внизу еще одна узкая долина. На ее противоположном краю – крутые, остроконечные горы, вершины которых скрыты низкими облаками. Сверху долина – как страна лилипутов. Аккуратные стожки на зеленом поле. Ровные полоски скошенных желтеющих валков. Деревянные оградки. «Желтая на зеленом» – дорога. Блестит лента реки.

Спускаемся вниз, все увеличивается в размерах. А может, мы уменьшаемся? Не «легенды», а «загадки Тофаларии»!

Подъезжаем к ограде из длинных жердей. Ворота. Открываем: окно в Верхнюю Гутару прорублено!!! Еще пара минут, и мы стоим на берегу реки Гутара. На другой стороне – поселок. Увидев нас, там собираются люди. Чувства, кипящие в наших душах, не передать словами! Ну, кто сказал, что сюда на колесах не добраться? Мы доказали! Мы преодолели! Здравствуй, Верхняя Гутара!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Верхняя Гутара. Фотография на память

Перед нами последний рубеж – река. Собираемся с духом и уже почти как победители въезжаем в воду. А где брод? Беспечность едва не оборачивается конфузом. У другого берега в воде оказываются крупные камни, которые мы издали не разглядели. Сначала на валун налетает первая машина. Сильный удар, но она едет. Повезло! С нее пытаются предупредить идущих следом… Поздно! Дистанция слишком мала (идем плотно). Сначала 2-я, а за ней и 3-я машина «отмечаются» на камне. Но видно, сегодня удача на нашей стороне; как ни в чем не бывало (во всяком случае, так мы себя держим) выкатываем на берег. Прибыли! Засекаем время – ровно 8. Итак, 12 августа 2004 года, в 20.00 местного времени впервые в истории Тофаларии в летний период сюда пришли машины. Есть рекорд!

Подходят люди, поздравляют, разглядывают нас и машины, удивляются. Прибывает глава поселкового совета, как официальное лицо поздравляет нас с прибытием. Рад, что несмотря на трудности, мы сюда все же добрались. Особый день для поселка, для всей Тофаларии. Знак: оказывается, можно и летом доставлять грузы автомобилями. Конечно, не так-то просто, но прецедент есть. Главное, люди почувствовали, что они не оторваны от мира. Наше прибытие представитель власти приравнивает к «событию космического масштаба». Вчера объявили, что обнаружены остатки «летающей тарелки», которая таранила тунгусский метеорит, а сегодня приехали машины! Два ТАКИХ события подряд!

Разглядываем собравшихся: пришли, наверное, со всего поселка. Пытаемся отметить характерные черты коренных жителей. Тофалары – родственная алтайцам этническая группа; они во многом похожи. Но таких среди собравшихся не так много. Чистокровных тофаларов, согласно последней переписи населения, насчитывается около 300 человек на всю Тофаларию. Семьи в большинстве смешанные. Верхняя Гутара, на первый взгляд, – самый обычный поселок. Магазины, почта, клуб. Две школы – для младших и старших классов. Много ребятишек. Женщина-фельдшер (сама из Алыгджера, временно заменяет уехавшего на учебу местного врача) говорит, что здесь по сравнению с другими тофаларскими поселками самые многодетные семьи.

В поселке целых два(!) магазина. Работают до 7 вечера. В честь нашего приезда продавцы открывают «закрома» во внеурочное время. Ассортимент – обычный для сельского магазина в любом уголке страны: промтовары, продукты. Масло, яйца. Есть свежие фрукты (яблоки, лимоны…) и овощи (помидоры, огурцы…). Цены, как ни странно, мало отличаются от «материковых»! Нас, однако, сильно огорчает, что нет хлеба. Давно его уже не ели. Но сегодня купить его не судьба. Пекарня работает только по утрам, выпекают понемногу. Гутарцы пекут хлеб дома; обещают принести, что очень кстати.

На ночевку «определяемся» во двор к знакомой нашего проводника. В тот вечер этот двор самый посещаемый во всем поселке. «Полна горница людей». Всем вдруг что-то срочно понадобилось от хозяйки: от соли и спичек до ниток и книжек…

Спонсоры экспедиции
Автомобильные масла NESTE-«АВТОРЕЙД»
Производственная фирма «СТРОП»
Компания «ФОТОЛЕНД»
Дизайн-мастерская «АРБАТ-ДИЗАЙН»
Выставочное общество «СИБИРСКАЯ ЯРМАРКА»
ЧП «САРЫЧЕВ»-ANTEX
ООО «РЕЛЬЕФ-ПЛЮС»
Информационная поддержка
«Авторадио-НОВОСИБИРСК»
«Радио-ШАНСОН»
«Радио НОВОСИБИРСК»
Генеральный информационный спонсор
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ТУРБО»