Крутые маршруты

Ралли Крутые маршруты

Южноамериканская осень и средиземноморское лето – два «гравийных» этапа чемпионата мира по ралли 2007. Так далеко один от другого – и географически, и по временам года. Однако оба они подвергают экипажи, команды и технику в равной мере трудным испытаниям.

Аргентина, предгорья Анд – к западу от Кордовы. Общая протяженность марафонского маршрута – 1383 км (и 336,5 км спецучастков): гравий с песком, колеи, переменчивая осенняя погода. Гонка стартовала в четверг 3 мая: вечерний superspecial в Буэнос-Айресе. Парные заезды на знаменитом стадионе River Plate – по искусственной трассе, крайне далекой от реальной обстановки аргентинского ралли. Стадион принимает до 54 тыс. зрителей, однако посмотреть на «суперспешл» пришли лишь 22 тысячи. Разочарование для организаторов – и первый звоночек перед назревающими осложнениями. Дело в том, что от Буэнос-Айреса до Кордовы добрых 725 км, а ралли стартует утром в пятницу. Чтобы переместить туда команды и технику, пришлось задействовать 500 человек, 3 самолета и автотранспортные средства – без числа. Затея обошлась в 690 тыс. долл.; кто знал, что дело обернется так неудачно?

Ралли
Аргентина: <суперспешл> на столичном стадионе River Plate выиграл M.Hirvonen

«Суперспешл» выиграл финский ас Mikko Hirvonen (BP Ford), он и возглавил предварительный зачет ралли. Однако решается все на маршруте в окрестностях Кордовы, а вот туда-то участники гонки добраться не смогли. Ночью над Буэнос-Айресом разразилась мощная гроза со штормом, и ни о какой переброске людей и техники речь уже не шла. Первый день аргентинского ралли выпал из расписания; организаторы утешились тем, что провели вечером внеплановые заезды на стадионе. Что ж, Hirvonen и его Ford Focus WRC вновь отличились в специфических условиях River Plate. Вторым и 3-м выступили молодой испанец Daniel Sordo и «обороняющийся» чемпион, француз Sebastien Loeb (оба на «заводских» Citroen C4 WRC), на 4-й позиции остался 2-кратный экс-чемпион финн Marcus Gronholm (BP Ford). Россиянин Андрей Доросинский на Subaru Impreza WRX STI показал 26-е время.

Ралли
Аргентина: S.Loeb в водной стихии

…Присказка, а сказка начала сказываться только субботним утром. Густой туман, мокрый и скользкий гравий, глубокие лужи (с риском «гидравлического удара» для двигателей) – как положено осенью в предгорьях Анд. И часу не прошло, как во главе пелотона оказался «супер Сэб» – перед Gronholm’ом и норвежским экс-чемпионом Petter’ом Solberg’ом (Subaru Impreza WRC). До боли привычный расклад; правда, P.Solberg продержался недолго: на 15-м СУ оппозитный турбомотор его «субарика» отдал душу Богу. Тоже не ново; II день гонки завершился с превосходством 3-кратного чемпиона мира над 2-кратным экс-чемпионом в 19 с лишним сек. На 3-й позиции укрепился Hirvonen, а Доросинский продвинулся на 22-е место.

Ралли
Сардиния: один из таких прыжков дорого обошелся чемпиону

В таком порядке лидеры и завершили полуудачный аргентинский этап. Организаторы добавили к короткой воскресной программе еще пару ДОПов – так, чтобы вывести ралли на 2/3 регламента по дистанции; тем самым команды и экипажи получили право на полный зачет по очкам. S.Loeb на пару очков увеличил отрыв от M.Gronholm’а в личном зачете, тогда как BP-Ford на 1 (одно) очко усилил командное превосходство над Citroen Total. Доросинский финишировал 24-м; небыстрый, но верный прогресс.

А через 2 недели итальянское ралли – на острове Сардиния. Протяженность маршрута (в районе города Olbia) почти 1062 км, из которых без малого 343 км пришлись на спецучастки. Совсем другое дело: солнечно, жарко, сухо и пыльно. И борьба между двумя лидерами пошла с переменным успехом: после первого ДОПа повел Gronholm. На узких дорогах с глубокими колеями, камнями и обилием гравия в невыгодном положении оказывается тот экипаж, которому приходится стартовать на СУ первым – и «чистить» трассу для других. Как победитель в Аргентине, почетную обязанность на Сардинии исполнял «обороняющийся» чемпион, так что Gronholm получил определенное преимущество. И грамотно разыграл карты; однако затем шансы выровнялись.

Ралли
Сардиния: M.Gronholm устремился к победе

Тем не менее, до 5-го СУ лидерство удерживал финский экс-чемпион – пока не напоролся на крупный камень. Жесткий удар повредил левый передний амортизатор, и стремительный «фокус» захромал. Технического сервиса до конца дня уже не предвиделось, так что Gronholm’у пришлось тянуть до аэродрома на одном крыле. Понятно, что выиграл в пятницу «супер Сэб», наделенный мистической способностью избегать такого рода приключений. Его финский соперник удержал-таки 2-ю позицию – с отставанием в 22,5 сек. Третьим шел Hirvonen, а на 46-м месте завершил день москвич Евгений Вертунов на Ford Fiesta St (младшая категория).

В субботу гонка продолжилась – и приключения финского экс-чемпиона тоже. С утра в субботу он потерял на 8-м СУ «запаску»(!), а на 9-м проколол покрышку… Чемпион мира таких проколов не допускает (потому он и 3-кратный); Loeb’у оставалось поддерживать ровный ритм и спокойно идти к победе. Что он и сделал, выиграв II день с преимуществом в 36,5 сек. перед Gronholm’ом. Казалось, дело сделано; однако в ходе ралли приключения выпадают не только на долю финнов. На первом же воскресном ДОПе «обороняющийся» чемпион слишком уж быстро выкатился на очередной трамплин и приземлился аккурат на порядочный камень при входе в правый поворот. Передняя подвеска разбита, и «супер Сэб» прекращает гонку. Сглазили…

Тогда как M.Gronholm обошелся в воскресенье без накладок – и добился 27-й победы в WRC. Тем самым 39-летний ралли-ас стал 2-м в истории чемпионата мира по ралли – сразу после S.Loeb’а. Победитель преодолел 18 СУ за 3 часа 48 мин. 42 сек. – со средней скоростью почти 90 км/ч. Вторым прибыл M.Hirvonen; очередной «золотой дубль» для фордовской команды. D.Sordo принес утешительное 3-е место для Citroen Total; К.Вертунов завершил итальянский этап 37-м.

Неожиданный исход ралли на Сардинии резко изменил расклад чемпионата 2007. Командное первенство BP Ford, похоже, уже выиграл. И в личном зачете теперь ведет M.Gronholm – в 7 очках от S.Loeb’а. Вроде и немного, – но разница между победой и 2-м местом лишь 2 очка. И ралли в календаре осталось только 9, причем по преимуществу гравийно-грунтовые. Таким образом, у 2-кратного экс-чемпиона открываются серьезные виды на 3-й титул. Надо только ровно и без приключений проводить этап за этапом – с установкой на 2-е место. А при благоприятных обстоятельствах и победа. Все так, вот только непредсказуемость ралли неустранима…

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО РАЛЛИ 2007
ПИЛОТЫ
1 Marcus Gronholm 55
2 Sebastien Loeb 48
3 Mikko Hirvonen 44
4 Daniel Sordo 28
5-6 Henning и Petter Solberg(!) по 20
КОМАНДЫ
1 BP Ford 99
2 Citroen Total 78
3 Stobart VK M-Sport («частная» команда) 37
4 Subaru World Rally 34
5 OMV Kronos («частная» команда) 25