Командная игра

Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет.
И.А. Крылов

Обычно в Формуле 1 от той или иной команды выступают по два «призовых» пилота, каждый из которых борется на этапах за очки и победу. А по итогам сезона – за титул чемпиона мира. И многое тут зависит от того, действительно ли гонщики составляют команду. То есть, поддерживают ли друг друга в остро конкурентной среде и согласовывают ли усилия – в общих интересах. Или же тут просто два соперника под одной «крышей», всегда готовые вытеснить другого на обочину – ради личного успеха. Как великие Alain Prost и Ayrton Senna в конце 80-х. В команде McLaren, между прочим…

В нынешнем сезоне Scuderia явно уступала своему главному сопернику, и еще за пару этапов до финала казалось, что чемпионский титул 2007 разыгрывают между собой темнокожий британец Lewis Hamilton и «обороняющийся» чемпион, испанец Fernando Alonso. Оба McLaren, и даже мощный административный нажим со стороны FIA не отменил преимущества британской команды. Правда, финн Kimi Raikkonen (Ferrari) еще сохранял перед завершающим этапом в Бразилии арифметические шансы, но отставание от Hamilton’а на 7 очков делало его виды на титул довольно-таки призрачными.

А вот Alonso проигрывал лидеру в предварительном зачете (и партнеру по команде) лишь 4 очка – совсем другое дело. Так или иначе, к бразильскому Grand Prix подошли 3 претендента на чемпионские лавры; такого не наблюдалось с 1986.

Что характерно, ввиду своеобразного расклада кое-кто из спортивных обозревателей высказывал догадку, что ключевую роль на последнем этапе способен сыграть… Felipe Massa. Бразилец (младший партнер Kimi) выиграл на трассе Interlagos в Сан-Паулу год назад и мог теперь вмешаться в ход решающей схватки. Допустим, Massa лидирует в гонке, а Raikkonen идет 2-м – перед Alonso. Стоит бразильцу отказаться от «домашней» победы и пропустить старшего партнера вперед, как финский пилот переигрывает 2-кратного чемпиона. И если вдобавок Hamilton сильно отстает, то титул выигрывает…

Роковой момент: L.Hamilton начинает гонку прогулкой по обочине

Домыслы, домыслы. Но в субботней квалификации 20 октября pole-позицию и в самом деле завоевал Felipe! В каких-то 0,015 сек. перед Lewis’ом, однако дело в другом: как обычно, четная сторона стартового поля запылена, и Kimi (3-е время на круге) оказался даже в лучшем положении, чем лидер чемпионата. Ну а Fernando остался и вовсе на 4–й позиции; совсем не выигрышно.

Воскресная гонка началась с того, что удачно стартовавший Massa потеснил Hamilton’а еще дальше на пыльную сторону. Raikkonen нырнул в брешь и захватил 2-ю позицию; грамотная командная тактика. Тогда как у McLaren… Alonso сделал все, чтобы вытолкнуть партнера на обочину – с риском для обоих. И преуспел: болид №2 пропахал по газону и откатился сначала на 4-ю, а потом и вовсе на 8-ю позицию. Надо сказать, молодой пилот погорячился; ему не стоило ввязываться в острую борьбу в первых же виражах. С его-то преимуществом в предварительном зачете – зачем? Казалось, пропусти их всех вперед, иди 4-м и спокойно выжидай. А вот…

Так или иначе, даже и 8-я позиция вовсе не означала поражения для лидера чемпионата. Требовалось только без спешки пробиться на 5-е место – и титул 2007 его. Всего делов, однако тут в ход борьбы вмешалось Провидение. Как и год назад; видимо, нелепый провал Hamilton’а на шанхайской трассе непростителен. Высшим силам угоден другой чемпион мира, и у «маклэрена» №2 забарахлила электроника КПП. Британский претендент мгновенно провалился на 18-е место, после чего электроника самовосстановилась! Однако шансы Lewis’а стали теперь призрачными. Понятно, что он принялся «отщелкивать» аутсайдеров одного за другим и скоро продвинулся на 11-ю позицию, на 9-ю… Однако нужна по меньшей мере 5-я, но тут стало ясно, что стартовая прогулка по обочине не сошла для шасси даром. Болид Hamilton’а не столь быстр, как нужно, и продвижение застопорилось.

А что происходит впереди? Лидирует Massa, за ним идут Raikkonen и Alonso; в таком раскладе 2-кратный чемпион становится 3-кратным. Подряд 3 года; подобных успехов в истории Формулы 1 всего ничего. Но как вы догадываетесь, выигрышный для Fernando расклад не сохраняется: после 2-го тура pit-стопов в лидеры, само собой, выходит финский пилот. Тогда как бразилец надежно прикрывает его с тыла; командная игра! Вспомните о домыслах обозревателей…

Финиш: обычно невозмутимый K.Raikkonen не скрывает эмоций

«Обороняющийся» чемпион преследует (с порядочным отставанием) ярко-красные болиды в слабой надежде на сход одного из них. Тогда как Hamilton застрял на 7-й позиции, и его виды на титул 2007 тают как дым. Правда, в заключительной фазе гонки какие-то шансы еще брезжили: за 5-ю позицию отчаянно боролись поляк Robert Kubica (BMW) и немец Nico Rosberg (Williams) – сын финского чемпиона мира 1982. Моментами казалось, что болиды вот-вот сцепятся колесами и сойдут оба. Тогда британский претендент разом продвинется на искомое 5-е место – и станет чемпионом. Ничего подобного: Провидение уберегло двух безрассудных соперников от схода и решило тем самым вопрос об итогах сезона 2007.

Сенсация не состоялась, и «новичок» не выиграл титул. Где-то даже жаль; не повторяется такое никогда… И как тут не вернуться к GP Китая: возьми Hamilton там хоть 2 очка (7-е место), и он чемпион мира. Даже при столь неблагоприятном ходе событий, как на трассе Interlagos. Именно в Шанхае блестящий «новобранец» и проиграл борьбу; в 22 года чемпионат мира не выигрывают.

Raikkonen
Подиум: новый чемпион мира. Для незадачливого претендента места не нашлось.

А K.Raikkonen сделал почти невозможное: завоевал Большой приз Бразилии и стал 29-м чемпионом мира. Благодаря самоотверженной поддержке партнера по команде, который пожертвовал «домашней» победой ради общего дела. Наши поздравления!

Обратите внимание на небывалый итоговый расклад: три пилота завершили сезон с разрывом в 1 (одно) очко. Трагикомедия. Однако не упустите из виду, что 28-летний «снеговик» одержал нынче 6 побед (из 17 этапов). Тогда как у F.Alonso и L.Hamilton’а их лишь по 4; чистая победа. И успех командной тактики.