КОГДА ТРЕТИЙ не лишний

КОГДА ТРЕТИЙ не лишний, причина ДТП - дорога

Вопрос: «Недавно я попал в ДТП. Со встречной машиной мы не смогли «разойтись» по-хорошему на наших узких, с глубокими колеями улицах. Разбора еще не было, но я считаю, что вины в происшествии нет ни моей, ни водителя TOYOT’ы, что ехал навстречу, а виноваты дорожники, что совсем запустили улицы Новосибирска. Как мне быть в этой ситуации?»

Д. Рогозин, Новосибирск

Наши дороги – это арена борьбы за выживание. В ДТП бывают виновны один или оба водителя, а иногда и третий участник – дорога. Много происшествий происходит из-за плохих дорог. Не раз водителем приходится испытывать чувство страха и беспомощности, когда исправный автомобиль становится непослушен при маневре или торможении. Это может быть все, что угодно: дефект покрытия, пятно жидкого битума, и т. д. Но если происходит авария, такие причины остаются незамеченными, да и инспекторов ГИБДД больше интересуют водители: на них легче «списать» ДТП. Много лет дорожно–ремонтные службы оставались неуязвимыми, даже в самых очевидных случаях их виновности, по причине НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ, участвовавших в расследовании ДТП.

Дорожные факторы возникновения или осложнения ДТП

При защите может пригодиться знание того, что к основным причинам ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:

  • несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств;
  • несоответствие геометрических элементов кривых – сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги;
  • низкий коэффициент сцепления шин с дорогой;
  • отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
  • недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки;
  • отсутствие разметки дорог – или она плохо различима;
  • отсутствие тротуаров для пешеходов;
  • недостаточная ширина проезжей части;
  • неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы.

Среди неявных причин – состояние дорожного покрытия. Оно имеет иной раз решающее значение, т. к. определяет величину коэффициента сцепления шин при торможении автомобиля.

Занос или снос без видимой причины, увеличение тормозного пути, несмотря на своевременную реакцию опытного и трезвого водителя, могут быть вызваны:

  • неравномерным износом одного участка покрытия по отношению к другому:
  • мокрым, влажным или залитым водой покрытием:
  • наложением заплат из новой асфальтобетонной смеси;
  • заполнением водой неровностей;
  • наличием грязи на твердом покрытии,
  • вращением гравия между блокированной при торможении шиной и дорогой с гравийным покрытием;
  • высокой температурой поверхности дороги – теплый асфальт размягчается, уменьшая коэффициент сцепления.
  • выбросами промышленных предприятий, образующими на дороге грязевые (сажа, цементная пыль и т. п.), жировые (жиры от сжигания отходов на птицефермах, мясокомбинатах и т. п.), мыльные пленки (пыль при производстве стиральных порошков и т. п.);
  • наличием дресвы – мелких катышков асфальта, застывших в смоле.

Все вышеперечисленные факторы могут стать причинами ДТП или кардинально влиять на возможности их предотвращения водителями. Вот почему при документировании происшествий важно точно указывать в протоколе состояние дорожного покрытия, температуру воздуха, а при наличии промышленных предприятий требовать анализа почвы с обочины, что поможет установлению истинной причины ДТП.

Как действовать, если машина пострадала из-за дороги

Если машина разбита из-за ямы, не обозначенной дорожниками, претензии необходимо предъявлять конкретной организации, которая вела работы или обслуживает данный участок.

На место происшествия необходимо вызвать ГИБДД и потребовать составить протокол в присутствии свидетелей (понятых) и предоставить вам копию протокола, а затем:

Независимо от наличия видимых травм в течение 24 часов после аварии необходимо обратиться в травматологический пункт. Не исключена возможность скрытых травм и сотрясения мозга. Кроме того, результат аварии – сильнейший стресс. Ни в коем случае не отказывайтесь от больничного листа. Больничный лист продолжительностью свыше трех недель является основанием для возбуждения уголовного дела против виновников аварии.

Следует требовать, чтобы ГИБДД вынесла решение в установленный законом срок. В случае необходимости решение можно опротестовать в суде в десятидневный срок.

Если в ГИБДД не помогут, обратитесь к прокурору данного района. Прокурор обязан в течение 20 дней запросить все необходимые материалы и принять соответствующее решение, а если вследствие происшествия пострадали люди, прокурор направляет дело в суд. Обратиться в суд с иском может и сам потерпевший с иском о возмещении стоимости ремонта машины и морального вреда, а в случае утраты трудоспособности пострадавшими – также и выплату ежемесячной компенсации до очередного медосмотра. Если суд признает вину дорожников, он решит дело в пользу истца.

С помощью независимой экспертизы необходимо составить калькуляцию ущерба, причиненного автомобилю. Пошлите виновнику ДТП требование о возмещении ущерба заказным письмом с уведомлением о вручении или вручите под расписку в получении на копии. Копия представляется в суд при подаче искового заявления.
Для судебного разбирательства, рассмотрения кассационных жалоб и исполнения решения законом установлены довольно длительные сроки, поэтому в исковое заявление следует включать требование об индексации суммы возмещения в соответствии с инфляцией за период от даты калькуляции до даты выплаты.