«Кинешма» – мои впечатления

Мотоколяска «Кинешма»

В городе появилась «Кинешма» — участница Московского автосалона’99. На ней приехал прямо с салона ее главный конструктор — Александр Сергеевич Цевелев.

Итак…

Впечатление первое: внешний осмотр

Господи, ну где же я это видел? Ба, да на этом же еще во вторую мировую «фрицы» ездили! Действительно, и по дизайну, и по компоновке (заднее расположение силового агрегата и задние ведущие колеса) мотоколяска «Кинешма» здорово напоминает немецкий KUBELWAGEN 82 военной поры, который, несмотря на колесную формулу 4х2, обладал достаточной проходимостью. Правда, по воспоминаниям некоторых фронтовиков, этот самый «ваген» еще очень хорошо переворачивался на поворотах.

Создатель мотоколяски «Кинешма» Цевелев Александр Сергеевич

Впечатление второе. Мы усаживаемся

Татьяне Шитлиной надо занять место на заднем сидении. Оговорюсь сразу, комфорта там было мало, так как в дальней дороге Александр Сергеевич использовал пространство за передними креслами в качестве дополнительного багажника. Итак, открываем просторную дверь и долго ищем кнопку стопора спинки переднего сиденья, чтобы откинуть ее вперед. Тщетно! А оказывается достаточно просто сместить спинку от себя в бок и стопор освобожден!

Посадка на передние сиденья не вызывает вообще никаких проблем даже у инвалидов. Комфорт, правда, спартанский и передние сиденья «креслами» можно назвать с большой натяжкой. Все это объясняется довольно просто — сделать машину как можно дешевле и не перешагнуть лимит стоимости машины (70% от стоимости «Оки»), установленный заказчиком (Министерством соцобеспечения). Интересно, что точно так же поступил и Генри Форд, создавая свою знаменитую «Жестянку Лизи».

Впечатление третье. За рулем

Ох, непривычно-то как? Где педали? Пол — ровный, вместо трех привычных педалей — справа от водителя один рычаг тормоза, на котором расположен рычаг сцепления и рычажок газа. Между сидениями — рычаг КПП.

Мотоколяска «Кинешма»

Рулевое колесо взято с переключателями поворотов и дворников взято «москвичевское». Но и здесь есть одна особенность: слева на ободе руля небольшая бобышка, за которую и вращают рулевое колесо левой рукой.

Теперь приборы. Их всего три. Прямо передо мной на приборном щитке спидометр, здесь же, чуть правее, указатель уровня топлива, а по центру передней панели находится амперметр. Кроме этого несколько крупных разноцветных контрольных лампочек и все. Но есть одна очень интересная и нужная лампа — достаточно крупный зеленый квадратик с буквой N. Когда он горит, то это значит, что рычаг КПП находится в нейтральном положении. Когда лампа не горит, то включена какая-то передача.

Огромное лобовое стекло (взято заднее от 41-го «Москвича», вместе с обогревом и дворником), высокая посадка и отсутствие капота обеспечивают отличный обзор передней полусферы и непередаваемые впечатления при движении, а два боковых и одно кабинное зеркала позволяют увидеть все, что творится вокруг.

Впечатление четвертое. По горам, по долам

Теперь мой черед сесть за руль. Левую руку кладу на бобышку. Правой поворачиваю ключ в замке зажигания (расположен справа на рулевой колонке), откуда-то из-под заднего сидения раздается урчание одноцилиндрового BRIGGS & STRATTON. Далее поворачиваю вниз рычаг сцепления в положение «выключено». Перемещаю рычаг КПП вперед, включая первую передачу. Далее устанавливаю рычажок акселератора на средние обороты (на слух). Теперь медленно-медленно веду рычаг сцепления вверх и машина плавно трогается с места резво бежит по прямой с постоянной скоростью (рычажок акселератора я не трогаю!), а моя правая ладонь ложится на рычаг тормоза, готовая в любой момент затормозить экипаж. Все это живо напомнило мне мою юность, когда в Учхозе сельхозинститута я учился водить трактор. Ну прямо как на ДТ-75 с ручной муфтой! Дело в том, что на испытываемой «Кинешме» применена система постоянного газа, т. е. как установил рычажок акселератора, так и будет бежать машина, что в горку, что под горку с постоянной скоростью.

Мотоколяска «Кинешма»

Хочу перейти на вторую передачу. Для этого достаточно просто передвинуть рычаг КПП на себя назад, не трогая сцепление (как на мотоциклах «Днепр»), хотя лучше это делать через выключение сцепления.

Впереди поворот, и за ним — крутой холм. Перехожу на первую передачу, левой рукой за бобышку легко вращаю рулевое колесо и одновременно правой притормаживаю (при этом автоматически сбавляются обороты двигателя). Машина послушно входит в поворот. Да, пользоваться бобышкой удобно.

Впереди подъем. Я ослабляю давление на тормоз, к газу не прикасаюсь, и «Кинешма» на вершине холма. Давлю на рычаг тормоза сильнее и аккуратно сползаю с холма. Я начинаю входить во вкус и верить в машину. Мне охота ездить и ездить! Машина ведет себя просто замечательно! По колдобинам и щебню она идет очень и очень плавно. Можно подумать, что у нее независимая подвеска. А на самом деле подвеска у «Кинешмы» зависимая, пружинная. Поражает и устойчивость, даже на крутых косогорах. Секрет кроется в компоновке машины, в правильной развесовке по осям.

Впечатление пятое. Серая лента асфальта

По гладкой дороге «Кинешма», как и положено любому транспортному средству, идет очень ровно, не колыхнет, но при этом дарит вам очень интересные ощущения. Ну посудите сами, сидите вы высоко, капот не мешает, а между вами и дорогой одно огромное лобовое стекло. Как будто вы не на инвалидной коляске, а на каком-то летательном аппарате несетесь над дорогой, которая серой лентой асфальта стелется вам под ноги. Скорость ощущается очень хорошо, ни в какое сравнение с «шестисотым» мерином.

Впечатление шестое. Малоприятное

Что, у «Кинешмы» нет недостатков, кроме внешнего вида и аскетического комфорта?» — спросит меня въедливый читатель. На это я отвечу следующее. Как раз аскетизм коляски у меня возражений не вызывает. Гораздо больше сомнений вызывает другое. Представьте: вам надо остановиться на светофоре. Вы давите на тормоз и лишь потом — на сцепление и выключаете скорость. Здесь же надо, манипулируя одной рукой, успеть перевести рычаг сцепления в положение «выключено» и тормозить! Эх, как бы здесь пригодилась гидромуфта, которая стояла на ЗИМах (ГАЗ-12). Но цена, цена… Вызывает сомнение целесообразность установки на мотоколяске для инвалидов российской глубинки американского двигателя.

Еще одно пожелание — это установить тахометр, особенно на версии с постоянным газом. Инвалиды ведь и глухие бывают. Да, это удорожит машину. Но вполне можно тахометром заменить амперметр. Ведь на «Запорожцах» вместо последнего — контрольная лампа, и ничего, хватает.

И, наконец, качество изготовления. Рычаг КПП немного туговат, а во время пути в Новосибирск сломался кронштейн генератора и прогорел глушитель. И это — за неполных три тысячи километров пробега! Но есть и хорошее — ремонт в любой кузне.

Впечатление седьмое. И, все-таки, я верю

А вообще, мне машина понравилась. Плюсы очевидны: маневренность, проходимость, плавность хода, малый расход топлива, простота ремонта, цена. А «детские болезни» пройдут, было бы только желание с ними бороться.

Я хочу верить, что проект «Кинешма» не постигнет участь многих российских начинаний на поприще автомобильного производства. Я хочу верить, что хоть кто-то вместо пике пойдет в набор высоты.

Удачи Вам, Александр Сергеевич, и дальней дороги «Кинешме».
В. С. Корбут (специально для «Турбо»). Фото автора.