Итоги века (1940-1945)

Итоги века (1940-1945)

…Каждая из сторон надеялась на скорое окончание войны и свою победу…

События отрезка времени с 1940 года по 1945 год заставляют нас повернуться лицом к грузовым автомобилям, которые в нашей истории зачастую оставались в тени. Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года, стала настоящей «войной моторов», где успех зависел не только от таланта полководцев, отваги и боевого мастерства солдат, но и от количества и технических показателей боевой техники, в том числе автомобильной. Несколько миллионов машин всех европейских фирм и большинства американских, для которых война стала огромным испытательным полигоном, проходили проверку в жестоких условиях эксплуатации, где доказывали свое право на существование самые разнообразные технические идеи и конструкции.

Фашистская Германия, готовясь к войне, первоначально создала немало специальных автомобилей армейского назначения повышенной проходимости с независимой подвеской всех колес, механизмами блокировки дифференциалов, всеми управляемыми колесами. Внешне удачные решения, которые представляли немецкую школу конструирования, были в значительной мере перечеркнуты опытом боевого применения. В полевых условиях просто не было возможности для регулярного обслуживания технически сложных конструкций. Что касается грузовых автомобилей, уже к 1941 году вермахт стал отдавать предпочтение простым в производстве и эксплуатации стандартным «коммерческим» грузовикам, типаж которых был существенно сокращен, по сравнению с довоенным, и унифицирован: в него вошли бортовые машины грузоподъемностью 1500, 3000 и 4500 кг.

Наиболее распространенным, благодаря надежности, достаточной проходимости и простоте являлся OPEL BLITZ грузоподъемностью 3000 кг, который выпускался с колесными формулами 4×2 или 4×4, и имел шестицилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 3626 куб.см мощностью 68 л.с. Из тяжелых машин можно отметить трехосный MERCEDES BENZ MB L10000, имевший полную массу свыше десяти тонн и отличавшийся в целом передовой конструкцией.

OPEL BLITZ
Застигнутые врасплох наступлением советской части, немецкие офицеры так и не успели отдать приказ к отходу на заранее подготовленные позиции. Солдаты бросились к своей технике, когда на окраине села уже показались наши танки. OPEL BLITZ (на первом плане) подвел своего водителя в самый неподходящий момент. «Да, со старым аккумулятором — это не жизнь». В панике не помог даже «кривой стартер»

Заднемоторный VOLKSWAGEN, ставший впоследствии автомобилем «всех времен и народов», не успел до войны «освоиться» на конвейере, и воплотился сначала в легкий армейский KUBELWAGEN-82 с упрощенным кузовом. Несмотря на то, что 82-я модель имела привод лишь на задние колеса, она обладала высокой проходимостью, имела чрезвычайно широкое применение в германской армии и была «своеобразным» немецким WILLYSом. Двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 1131 куб. см развивал мощность 26.5 л.с. и позволял достигать скорости 80 км/ч. На той же основе строился и более сложный плавающий SCHWIMMWAGEN-166, который имел привод на все колеса.

KUBELWAGEN 82
Немецкий солдат устраняет неисправность в двигателе своего боевого KUBELWAGEN 82. Другой «германский WILLYS», водитель которого явно намерен оказать помощь коллеге, остановился рядом
SCHWIMMWAGEN 166 и STEYR 1500A/01
Плавающий «Жук» SCHWIMMWAGEN 166 и многоцелевой STEYR 1500A/01 грузоподъемностью 1500 кг на рекогносцировке местности. Водитель немецкой полуторки сверяет часы, офицер отдает приказание водителю амфибии проверить подходы к реке. Обратите внимание на весло, закрепленное на борту SCHWIMMWAGEN на случай если откажет двигатель.

Фашистская армия очень широко использовала полугусеничные машины. Все эти разные по габариту и тяговому усилию модели имели очень схожую конструкцию: бензиновые двигатели, передний неведущий мост, унифицированные с танковыми, расположенные в шахматном порядке катки гусениц. Однако их сложность в конце концов не оправдала преимуществ перед обычными автомобилями.

Полугусеничный транспортер KM
Германский полугусеничный транспортер KM грузоподъемностью 8 тонн с двигателем мощностью 115 л.с., развивавший скорость до 48 км/ч, доставил 88мм орудие с боевым расчетом на огневую позицию во двор дома одного из польских сел.

Характерной приметой времени, и не только в Германии, учитывая дефицит топлива, были газогенераторные автомобили. Разработки газогенераторов для получения газа из органического сырья — дерева, угля, торфа, велись задолго до войны, но только в это время они получили какое-то распространение, несмотря на то, что установки, включающие генератор, охладители и очистители газа были довольно громоздкими и тяжелыми.

MERCEDES BENZ 170 V
«Новинка германского «рынка» — газогенераторный MERCEDES BENZ 170 V. Розжиг газогенератора, смонтированного в задней части автомобиля занимал 10-15 мин, а расход древесных чурок составлял около 50 кг на 100 км пути. Запас хода — в зависимости от количества насаждений вдоль дороги. Мощностные показатели двигателя, работавшего на газе, снижались, как правило, процентов на 30, к тому же все зависило от того, насколько сухими были дрова.

Соединенные Штаты в довоенное время не придавали особого значения оснащению своей армии специализированной техникой, и в самом начале военных действий в Европе союзники получали из-за океана автомобили, лишь слегка приспособленные для армейских нужд. Тем не менее, в течение короткого срока, используя огромный технологический потенциал, американская автомобильная промышленность освоила широкий спектр моделей разнообразного назначения.

M4 SHERMAN, MARINE 6X6, WILLYS MB
Средний американский танк M4 SHERMAN, основной грузовик американской армии грузоподъемностью 2500 кг, известный как MARINE 6X6, и два легендарных WILLYS MB. Водитель командирского джипа не стал устранять неисправность двигателя на месте и установив жесткую сцепку, прилег на траву в ожидании прохождения колонны. Экипажи автомобилей, замыкающих колонну с улыбками смотрят на бедолагу, разбуженного сигналами клаксонов.

Основным транспортным средством для механизированных частей и морской пехоты стал трехосный грузовик типа 6х6 с двигателем мощностью 90-100 л.с., способный перевозить груз массой 2500 кг. Техническая документация на производство такой машины была стандартизована и выпуском ее занимались фирмы GM, STUDEBECKER, INTERNATIONAL и другие. Несмотря на простоту этой машины, она отличалась рядом интересных и передовых технических решений. Так, начиная с 1943 года на автомобиль стали устанавливаться самоблокирующиеся дифференциалы THORNTON. А об исключительной прочности грузовика свидетельствует тот факт, что при движении в колонне застрявшую машину выталкивал ударом идущий следом такой же автомобиль, и таким образом, шаг за шагом, удавалось «пробить» колею.

Совершенно уникальным типом армейского автомобиля стал джип. В 1940 году три фирмы — AMERICAN BANTAM, WILLYS OVERLAND и FORD получили техническое задание на разработку легких полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Лучшей оказалась конструкция WILLYS — эта модель и была принята к массовому производству. Значение этого автомобиля в ходе войны и в истории автомобилестроения известно, а об исключительности его лишний раз говорит такой факт, что во время боев в северной Африке за захват исправного джипа итальянским солдатам полагался в три раза больший отпуск, чем за захват танка. Джип послужил базой для легкой амфибии FORD GPA, которая, как и другой плавающий автомобиль GMC, с 1943 года принимала участие в многочисленных десантах на всех фронтах войны. Другая, более тяжелая машина, в просторечии «Додж-три четверти» грузоподъемностью 750 кг (отсюда и «три четверти тонны») использовался войсками всех стран антигитлеровской коалиции на всех фронтах Второй мировой войны.

Американские автомобили по сравнению с немецкими отличались более высокими эксплуатационными характеристиками, достигнутыми благодаря совершенству конструкций одновременно с высоким уровнем технологии производства. Простые по конструкции шасси с зависимой рессорной подвеской колес сочетались с хорошо отработанными в производстве шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, гипоидными главными передачами и телескопическими амортизаторами, долговечные и неприхотливые карбюраторные нижнеклапанные двигатели имели тонкостенные вкладыши коленчатого вала, полнопоточные масляные фильтры. Автомобили оснащались шинами с развитыми грунтозацепами, а также лебедками для самовытаскивания. Среди новинок была система централизованного регулирования давления в шинах на амфибии GMC.

ЗИС-42 М
Советский ЗИС-42 М использовался в дивизионной артиллерии и для перевозки военных грузов в условиях бездорожья
ГАЗ-05-193
Штабной автобус ГАЗ-05-193 на базе трехоски ГАЗ-ААА

Красная армия к началу войны располагала 272 тысячами автомобилей, среди них было всего около 20 тысяч машин типа ГАЗ-60 и ЗИС-6 с колесной формулой 6х4. Производство этих моделей, а также большинства полугусеничных было прекращено в ходе войны, и, таким образом, основными транспортными средствами отечественного производства в армии оставались упрощенные до предела варианты грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Из полноприводных армейских автомобилей многоцелевого назначения всю войну выпускался лишь один — джип ГАЗ-64 (позднее ГАЗ-67) и в небольших количествах ГАЗ-61. Производство же разработанных перед войной полноприводных грузовиков ГАЗ-62 и ЗИС-32 развернуть не удалось.

трехосный джип на базе WILLYS MB
Редкая модель — трехосный джип на базе WILLYS MB во время боев в Северной Африке

За время военных действий Советский Союз получил по ленд-лизу свыше 400 тысяч автомобилей из США, Канады и Англии. Эти поставки во всей программе помощи союзников оказались наиболее весомыми, и к концу войны, с учетом отечественного производства, Красная Армия имела свыше 660 тысяч автомобилей разного назначения.

Тягач DRAGON WAGON
Американский 40-тонный тягач DRAGON WAGON с колесной формулой 6х6

Опыт, который приобрели наши автомобилисты в годы войны, эксплуатируя десятки разных типов и моделей, в том числе трофейных, позволил не только объективно оценить те или иные конструктивные решения, но уже во второй половине войны заняться разработкой новых отечественных конструкций, в том числе армейских автомобилей, многие из которых вскоре после победы были запущены в серию. Сравнение в условиях войны технических решений, выдвинутых немецкой и американской школами конструирования, выявило больше достоинств у последней. Неудивительно, что ее лучшие качества нашли воплощение в последующих поколениях советских полноприводных автомобилей. Изучение немецкой техники тоже принесло немало полезного. Например, самоблокирующиеся дифференциалы кулачкового типа, отдельные решения узлов трансмиссии для автомобилей колесной формулы 8х8 и другие не были оставлены без внимания.
Шла война, а в конструкторских бюро автомобильной промышленности каждой из воюющих сторон продолжалась работа. На чертежных досках обретали свои очертания автомобили нового, послевоенного поколения, потому что каждая из сторон надеялась на скорое окончание войны и на свою победу. Об автомобилях послевоенного периода читайте в следующих номерах журнала «ТУРБО».

При подготовке статьи использовались материалы:

  • Журнал AUTOMOTIVE AND AVIATION INDUSTRIES (США), сентябрь , 1943
  • Журнал ATZ (Германия), №1-22, 1943
  • Л.М. Шугуров. Автомобили России и СССР. Часть первая. М., ИЛБИ, ПРОСТРЕКС, 1993
  • Каталоги фирмы TAMIYA, 1998, 1999.