Грузогибрид

Грузогибрид

«Три бриллианта» выводят на японский рынок замечательный автомобиль – Canter Eco Hybrid. Наверное, первый в мире грузовик с «полным гибридным» силовым агрегатом: дизель в паре с тяговым электромотором. Коммерческое транспортное средство грузоподъемностью до 3 т предназначено для эксплуатации, естественно, в первую очередь в крупных городах, где преимущества комбинированного привода особенно велики.

дизель электрический гибрид грузовик
Компактная литий-ионная батарея на 345 В размещена под грузовой платформой

На грузовиках Canter применяют 4,9-литровый турбодизель максимальной мощностью от 140 до 180 л.с. Что же касается Eco Hybrid, то его укомплектовали 4-цилиндровым 3-литровым турбодизелем, который развивает лишь 125 л.с. при 3200 мин-1; наибольший крутящий момент – 30 кгм при 1700 мин-1. Нехватка тяги «малолитражного» д.в.с. возмещается электроприводом: в трансмиссию встроен вспомогательный э-мотор максимальной мощностью в 48 л.с. Его наибольший крутящий момент – 20 кгм – достигается уже при 0 оборотов, так что Eco Hybrid способен тронуться с места и даже разгоняться на одной лишь э-тяге – без запуска дизеля. Разумеется, если литий-ионный аккумулятор (от Hitachi) основательно заряжен.

дизель электрический гибрид грузовик
При замедлении э-мотор работает в режиме альтернатора – и закачивает часть кинетической энергии автомобиля в аккумулятор
дизель электрический гибрид грузовик
Движение на э-тяге – без запуска дизеля

Каждый элемент батареи дает напряжение 3,6 В; они упакованы в 2 блока по 48 штук и включены последовательно. Так что рабочее напряжение в тяговой э-сети Eco Hybrid превышает 345 В. Есть серьезный вопрос о ресурсе дорогостоящих литий-ионных аккумуляторов; у Hitachi заверяют, что они без ущерба выдержали испытательный пробег в 150 тыс. км. Продуцент гарантирует 10-летний срок службы батареи и пробег в 300 тыс. км – безо всяких «головняков». Вроде достаточно.

Компактный э-мотор (толщиной всего 11 см) встроен между д.в.с. и автоматической 5-скоростной КПП INOMAT-II; так называемый «параллельный гибрид». От дизеля э-мотор отделяет сцепление, которое отсоединяет д.в.с. (он тут же глушится) от трансмиссии при движении грузовика на э-тяге, – чтобы не мешал. А также при замедлении – в процессе рекуперирования кинетической энергии автомобиля. В общем, все возможности и преимущества комбинированного дизель-электрического силового агрегата.

Как видите, первые ласточки – причем довольно тяжеловесные – полетели. Как сообщают от MMC, в городских условиях Eco Hybrid сберегает до 30% горючего – против собрата с обычным турбодизелем. И атмосферу отравляет намного меньше. Есть подозрение, что «гибридные» силовые агрегаты оправданы в первую очередь именно для коммерческих ТС.