Государственный подход к обучению

Государственный подход к обучению

Ситуация на дорогах требует серьезного вмешательства. Необходимость изменений в системе подготовки будущих водителей уже давно назрела. Об этом наш разговор с Евгением Михайловичем Бариениковым, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры прикладных видов спорта российской академии физической культуры, спорта и молодежной политики, мастером спорта международного класса.

Евгений Михайлович, как Вы считаете, в чем причина резко возросших аварий. Может быть, наше законодательство слишком лояльно? Нужно больше наказывать, чтобы навести порядок? Хотя на недавнем совещании в МВД РФ наш Президент отметил, что органы ГИБДД должны не столько наказывать автомобилистов, сколько предотвращать ДТП. Как же все-таки движение на дорогах сделать безопасным?

— Очень хорошо, что президент обратил внимание на эту проблему. Действительно, органы надзора должны упреждать. В развитых странах так и есть, там занимаются упреждением ситуации. Но там еще и воспитание другое, культура общения иная. Но это все не главное, это следствие. У нас нет понимания, что автомобиль — это объект повышенной опасности. Водитель должен понимать степень ответственности перед окружающими. Я считаю, чтобы ни случилось, водитель всегда виноват. Садясь за руль, надо понимать, что ты управляешь грозным оружием. И нужно УМЕТЬ им управлять.

Во Владивостоке мы уже пять лет проводим семинары и занятия по методике профессора Цыганкова. Недавно организовали там занятия по подготовке водителей по совершенно новой методике: инструктора в машине нет совсем. Перед началом курса я объяснил слушателям, что такое ответственность водителя. Каждый из них, должен был ответить, готов ли он к такой ответственности, готов ли он управлять объектом повышенной опасности, или ему спокойней ездить на общественном транспорте? И это будет уже только его решение и его ответственность перед окружающими. А вот дальше уже можно обучать ПДД и вождению.

Осознание ответственности — это хорошо. Но ведь этого мало!

— Очень часто при авариях звучит формулировка: «Водитель не справился с управлением». А почему, спрашивается? В чем причина? Когда мы выезжаем на крупные ДТП и пытаемся разобраться в причине произошедшего, мы понимаем, что знания и навыки у наших водителей очень скудные. Автошколы не дают методик управления автомобилем. К сожалению, деятельность автошкол определяется количеством выпусков. Поэтому вольно или невольно скатились к тренировке тех упражнений и заданий, которые нужны при сдаче экзамена. Соответственно, это не дает возможности сформировать знания, умения и навыки.

Нам говорят, а причем здесь центры высшего водительского мастерства? У вас повышение мастерства, а в автошколах идет начальное обучение водителей? Самое прямое отношение. Наши программы основаны на методиках обучения в спорте. Именно там формируют двигательные умения, качества исполнения технических приемов.

Готовы ли сейчас автошколы принять вашу методику и работать по ней?

— Давайте посмотрим, кто сейчас имеет право преподавать в автошколах: водители, имеющие стаж и прошедшие курсы подготовки. Понятно, что он будет учить, исходя из своего опыта: «Делай, как я». То есть, субъективно, как он сам умеет. При этом будет ругать начинающих водителей за нерасторопность, бить по рукам, нажимать на педали и т. д. Получается, что это он едет за рулем, а не ученик. Мы предлагаем ученику самому ехать, ему надо только дать задание, скорректировать его ошибки. Он обучается вождению, исходя из своего психологического, физиологического состояния.

Я считаю, что обучение водителей — это серьезная проблема, причем государственная. Ту методику, которую мы предложили во Владивостоке, мы готовы трансформировать для любой автошколы. В чем суть этой инновационной технологии? Не надо выезжать в город, все обучение должно начинаться и заканчиваться на закрытых автодромах. Знаки, развязки, перекрестки, разъезды, переезды — все там размещается. Хороший, большой автодром.

Сама подготовка выстроена в три этапа: тренажерная подготовка, теоретическая и практическая. Практика начинается с простейших упражнений, торможение, повороты и т.д. Ученик привыкает к автомобилю, к новой обстановке, один, без инструктора. Отрабатываются элементарные навыки, чтобы никто ему не мешал, чтобы он не спутал педали и проч. Как только он это усвоил, опираясь на принцип «от простого к сложному», ему даются другие задания. При этом постоянно повторяются предыдущие упражнения. Все выстроено в цепочку. Поэтому, ученик проделывает основные упражнения сотни, а то и тысячу раз. Вот так и вырабатываются устойчивые навыки.

Второй этап — совершенствование полученных навыков. Это уже скорость. Причем реальная: 60 и 90 км/час. В автошколах мы ездим по определенному маршруту, в городском потоке, со скоростью 40 км/ч. По окончании, когда самостоятельно, без инструктора садимся за руль очень велико желание «втопить» педаль: «Я ведь уже научился!» Только навыков управлять автомобилем на такой скорости нет! По прямой — возможно, но когда рядом другие участники движения, да еще повороты и перекрестки…

Итак, с чего же надо начинать, как перестроить систему обучения?

— Первая задача государства — построить полноценные автодромы для обучения водителей. Возможно, с привлечением частных инвесторов (скорее, исключение), но они должны появиться по всей стране.

Вторая задача — кадры. Кто будет обучать? Например, в начальной школе преподают учителя с соответствующим образованием, они знают, чему и, главное, как учить детей в этом возрасте. А начинающие водители — те же дети, только возраст другой. Они не знакомы с автомобилем, им еще предстоит научиться управлять им, изучить правила дорожного движения и т.д. Обучать водителей должны педагоги. По нашим понятиям, если инструктор закричал на ученика, еще и выругался на него, он уже не педагог. Отстранять от обучения надо сразу. Причем здесь ученик? Это инструктор плохо объяснил, не нашел ключа к этому человеку. Люди все очень разные по физиологии, эмоциональному, психическому состоянию, по координации. Надо иметь индивидуальные подходы к каждому, так как он педагог.

Вот основные две задачи. Мы считаем, что должна быть специальность: «преподаватель автошколы». Кто будет готовить таких специалистов? Однозначно институты физической культуры и спорта, где есть направления по авто- и мотоспорту. Потому что в обучении применяются именно спортивные технологии. Это должно быть высшее автомобильное образование. Никакие технические ВУЗы не подойдут, там готовят инженеров, механиков, конструкторов автомобилей, а не педагогов.

Должна быть выстроена многоуровневая система подготовки в автошколах, как для тех, кто будет ездить на дачу, так и для тех, кто будет перевозить людей.

Находите ли вы поддержку и понимание со стороны властных структур?

— Главная проблема Центра высшего водительского мастерства в Москве, что мы не имеем собственного автодрома, а занимаемся на арендуемом. Мы бы давно разработали и внедрили программу начального обучения водителей.

Как всегда у нас в России, нужно преодолеть чиновничий барьер. Методисты, сидя в тиши министерских кабинетов и не проведя ни одного часа на автодроме, пишут программы о том, как дОлжно обучать водителей. И всяким новым методикам они сначала скажут: «Нет!». Положительный ответ будет тогда, когда их включат в авторство.

Государственного подхода в обучении водителей нет. Вышла директива о том, что автошколы должны быть оборудованы тренажерами, иметь автодромы. Но это нереально. Автодромы — это большие деньги. Кто будет инвестировать в эту программу? Там нет никакой окупаемости. Если автошкола не соответствует директиве, то ее должны лишить лицензии. Ну и что мы будем иметь в скором будущем? Закрытые автошколы и, как следствие, недовольство людей. Их лишают конституционного права на получение водительского удостоверения. Не построены автодромы? А причем здесь рядовые граждане? Они платят налоги и хотят иметь определенные права.

У нас спрашивают, не могут ли симуляторы заменить автодромы. Ни в коем случае! Мы тоже используем в своей методике симуляторы, но очень осторожно, только под конкретную задачу. Дело в том, что там воспитывается психология вседозволенности: врезался в дерево, заехал на тротуар, перевернулся, поехал дальше. В жизни все совсем не так. Это больно: водителю, дереву, автомобилю. Не нужно, чтобы человек познавал это опытным путем.

Не слишком ли громоздкая система получается для получения водительского удостоверения? Есть ли такая потребность в кадрах для автошкол?

— Миллионы людей получают водительские удостоверения. Мы не ведем статистику по количеству выпускников автошкол. Но только в одной Москве 3 млн. автомобилей, представьте, сколько из них недавно были учениками автошкол.
Это очень большой пласт работы. Потребность в кадрах есть. Мы считаем, что нужно серьезно менять подготовку педагогов, если государство озабочено безопасностью на дорогах.

Мы берем только часть системы «водитель — автомобиль — дорога — среда», которая влияет на безопасность. Пожалуй, два самых важных звена. Человека нужно научить управлять автомобилем в любой ситуации. Знания и умения дадут хороший результат. Второе звено — автомобиль. Он должен быть безопасным и комфортным. Вот почему если человек пересел на иномарку, он больше не захочет иметь отечественный автомобиль. Мы сильно отстали в автостроении от других стран. И не надо никого догонять! Построили автосборочные предприятия и выпускайте автомобили. Но только качественные. В Японии раньше своего тоже ничего не было, был американский автопром. В Корее, Китае тоже самое. Никто не гнался, модернизировали, придумывали, зато сейчас у них прекрасные свои автомобили.

Когда автомобиль — сильное звено, то человеку не нужно знать его конструкцию. Мы считаем, что в автошколах нет необходимости преподавать техническую часть. Современные автомобили таковы, что под капот заглядывать совсем не нужно. Это должны делать специалисты.

Сколько лет существует центр, как давно вы в этой теме?

— Центр зарегистрирован в 1996 году, а занимаемся мы подготовкой водителей с 70-х годов. Методики опробованы в серьезных условиях. Например, готовили водителей для Олимпиады в Москве. Спортивные объекты находились далеко друг от друга, необходимо было быстро, следуя в колонне, доставлять делегации. Добавьте огромное скопление транспортных средств у сооружений, когда спортсменов свозили на соревнования. Водители должны владеть отличными навыками, чтобы избежать нештатных ситуаций.

Есть и другие примеры. Опыт наработан огромный.

Раньше курс был более длительным. Сейчас мы сделали его оптимальным — 5 дней отводится начальной тренажерной подготовке.

Продолжаете ли вы помогать филиалам, организованным в других городах?

— Сначала мы отпустили ситуацию, пока шел процесс становления. Главное, чтобы идеология у нас была единой. В настоящее время собираемся проводить семинары и тренинги, на которые будем приглашать педагогов из всех филиалов. Для обмена опытом, для передачи новых методик, наработок. Хотим посмотреть, как ведутся занятия в наших филиалах.

Вы с какой-то конкретной целью приехали в Новосибирск?

— Мы рады, что в Новосибирске активно работает филиал Центра высшего водительского мастерства под руководством Виктора Жигулина. Сейчас подписан контракт с ГИБДД России о подготовке личного состава по нашей методике. Естественно, в регионах это будут осуществлять наши филиалы. Сейчас задача выяснить степень готовности на местах к такой работе.

Хочется верить, что в Росси все же изменится ситуация с безопасностью дорожного движения, и вместо мертворожденной «Программы БДД до 2012 года» появятся реальные дела и проекты, которые дадут, наконец-то, положительные результаты.


В Новосибирске уже есть первая автошкола, которая начала внедрять инновации в учебный процесс. Рассказывает Федор Федорович Сухомлинов, директор автошколы «Драйв»:

— Год назад по согласованию с новосибирским Центром высшего водительского мастерства мы решили проводить совместное обучение водителей. Первый этап — тренажерную подготовку взяли полностью по методике профессора Цыганкова. Занятия ведут специалисты центра.

Сейчас для нас первоочередная задача — автодром. В рамках мэрии Новосибирска этот вопрос уже решается. Нужны не автодромчики, а полноценный объект. Я видел, как работает эта методика во Владивостоке, очень интересно, скажу я вам. Там действительно новичок овладевает навыками управления автомобилем на скорости.

Как практик скажу, что от количества часов, отведенных на вождение в автошколах, ничего не зависит. Это «бег по кругу». Кандидат в водители как боялся ездить, так и будет бояться. После разрешенных в автошколе 30-40 км/ч, водитель выезжает на Бердское шоссе, где меньше 80-ти никто не едет и — результат налицо. Страх и слабые навыки вождения. Я согласен полностью, что надо менять систему подготовки.

Поэтому для нас сейчас автодром — архиважная задача, чтобы плотно работать с Центром высшего водительского мастерства.