Формула 8х8. Внедорожники с шарнирно-сочлененной – «ломающейся» рамой

Формула 8х8. Внедорожники с шарнирно-сочлененной – «ломающейся» рамой

Рассказ об автомобилях-вездеходах с колесной формулой 8х8 неполон без внедорожников с шарнирно-сочлененной – «ломающейся» рамой. Автомобилистам такая конструктивная схема знакома по 2-осным полноприводным (4х4) сельскохозяйственным и дорожным машинам типа Т-150К и К–700/701. А «восьминогие» конструкции по ряду причин – настоящая экзотика.

Крестным отцом подобных машин стал итальянский инженер Павези (Pavesi), который еще с 1919 года продвигал оригинальную идею «гибкой рамы» для повышения геометрической проходимости и маневренности армейских тягачей. Его модели в начале 30-х годов выпускались под маркой FIAT-Pavesi. А первую «восьмерку» с использованием лицензии Pavesi построила английская фирма Armstrong-Siddeley (рис. 1). Но далее опытного образца дело так и не пошло.

Внедорожники с шарнирно-сочлененной – ломающейся рамой
Рисунок 1

«Лед тронулся» лишь через 30 лет, опять же в разработках милитаристского назначения (рис. 2). Ярким примером служит модель известной американской компании Lockheed. Их гибкий 140-сильный «восьминог» по имени «Твистер» (рис. 3) легко приспосабливался к складкам местности и уверенно взбирался на 90-сантиметровые ступени. В боевом исполнении с 20-мм пушкой 9-тонный бронированный монстр был подвижен и весьма грозен. На шоссе он развивал скорость до 120 км/ч. Дальнейшие модификации умели даже «костенеть» – для преодоления широких рвов, что достигалось хитроумной жесткой блокировкой секций.

Внедорожники с шарнирно-сочлененной – ломающейся рамой
Рисунок 2
Вариант колесной бронированной машины: 1– силовая установка; 2– карданные валы; 3– коробка передач; 4– управляющий цилиндр; 5– раздаточная коробка; 6– ведущие мосты; 7– сдвоенный карданный шарнир

Отмечая бесспорные преимущества «многозвеньевиков», разработчики и эксперты указывают также на некоторые минусы сочлененных конструкций. Во-первых, чрезмерное усложнение машины и как следствие – высокие издержки ее производства. Во-вторых, отсутствие реального выигрыша в массе при заданном уровне защищенности бронеобъекта. В-третьих, затруднения с дистанционным управлением элементами модулей и вооружения. В-четвертых, «капризы» довольно-таки сложного шарнирного сочленения в эксплуатации. Специалисты ведут неустанные поиски оптимальных вариантов, причем особый интерес привлекают конструкции с гидрообъемными трансмиссиями.

Внедорожники с шарнирно-сочлененной – ломающейся рамой
Рисунок 3

В нашей стране «гибкими внедорожниками» занималась инженерная группа из Научно-исследовательского автомоторного института (НАМИ) под руководством доктора технических наук Н.И.Коротконошко. К 1975 году там создали и успешно испытали опытный образец полноприводной 8-колесной машины НАМИ-0127 (рис. 4) с шарнирной рамой. Впоследствии, опираясь на результаты работ НАМИ и других организаций, Арзамасский машиностроительный завод (основной поставщик колесной бронетехники) успешно освоил производство «сочлененной восьмерки» в виде сортиментовоза МЛ-103/104 (рис. 5). Машина предназначена для сбора и погрузки сортиментов (пиловочного материала) на лесосеках и доставки груза к промежуточным складам. У автомобиля (так его именуют разработчики) шарнирно-сочлененная рама, на которую монтируются «ГАЗовские» узлы и агрегаты. Сиденье водителя в просторной кабине автотракторного типа разворачивается на 180°. Специфические погрузо-разгрузочные работы удобно выполнять с применением крана-манипулятора.

Внедорожники с шарнирно-сочлененной – ломающейся рамой
Рисунок 4
Внедорожники с шарнирно-сочлененной – ломающейся рамой
Рисунок 5