Формула 8х8 — Трансформеры

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ)

Cреди многоликих полноприводных «восьминогов» наиболее интересны конструкции так называемых «трансформеров», способных ко всевозможным вариациям вокруг формулы 8х8.

Разведчики

Требования армейской разведки к универсальным, высокомобильным транспортным средствам, пригодным и для участия в общевойсковом бою, усложнялись, и в недрах КБ ГАЗ под руководством В.К. Рубцова в 1954 году началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). В итоге возникло уникальное, не имевшее в то время мировых аналогов колесное ТС. Бронированная амфибия с колесной формулой 4х4 (фото 1) могла – при необходимости – за считанные секунды превратиться в «восьминога» (8х8). Ведь выдвигающиеся из-под брюха БРДМ (гидравлика) авиационные пневмокатки приводились цепью от основной трансмиссии, что улучшало и без того замечательную проходимость машины, оборудованной централизованной подкачкой шин (ЦСРДВШ). Первый опытный экземпляр БРДМ увидел свет в феврале 1956 года. А через 2 года, после всесторонних испытаний, машину приняли на вооружение во множестве модификаций.

Фото 1

Дальнейшим развитием линии спецмашин стала БРДМ-2 (фото 2) заднемоторной компоновки, созданная в 1962 году. А через год начался ее серийный выпуск – аж до 1989 года. И до сих пор многократно модернизированная «двойка» состоит на вооружении – не только в российской армии.

Фото 2

Полной противоположностью нашим «разведчикам» выглядит французский «броник» М8 Panhard (фото 3). Здесь маршевый вариант 8х8 кратковременно трансформируется в 4х4 (опора на 2-3 мосты) – ради крутизны поворота (разворота) на короткой базе средних мостов. Что при примененной здесь бортовой схеме управления вполне оправдано и рационально.

Фото 3

Особенно интересной конструкцией 8х8, предназначенной для разведки неизвестной местности, оказалась американская экспериментальная машина Terra Star (фото 4), выросшая из модели вездехода Paddy Wagon (1/5 натуральной величины) фирмы Lockheed (фото 5). Планетарно-колесный движитель амфибии обеспечивает движение по воде со скоростью 6,5 км/ч – и уверенный выход на обрывистое побережье в режиме шагания. На кинематической схеме (фото 5-6) видно, что при движении по твердому грунту крутящий момент от 56-сильного мотора передается на малые колеса, установленные на каждой из 4-х ступиц под углом 120°. Когда работает колесная формула 8х8, роль подвески выполняют пневмокатки низкого давления. В сложных дорожных условиях привод малых колес блокируется водителем, и крутящий момент передается на ступицы; включается колесная формула 4х4 – шагающая. Направление движения измененяется торможением колес левого или правого борта. Несмотря на многообещающие способности, ТС так и не вышло за рамки стадии эксперимента. Однако до сих пор сложный и капризный колесно-шагающий движитель будоражит умы конструкторов. О чем свидетельствует действующая модель тяжелого автомобильного подъемника, выполненного в лаборатории новосибирской областной СЮТ под руководством В.Е. Кузнецова (фото 7).

Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7

Тяжеловозы

Другая линия – трансформеры формулы 8х8 для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов. И здесь тон тоже задавали военные. В 50-е годы армейское ведомство США всерьез рассматривало проекты танковых эвакуаторов необычной конструкции со сдвоенными постами управления (фото 8). В конце концов, выяснилась целесообразность применения для таких транспортных операций отдельных 4-осных модулей, впрягаемых в специальные платформы (фото 9). Но сложность погрузки-разгрузки сыграла роковую роль в судьбе танковозов, и в серию попали только артиллерийские транспортеры Т10 (фото 10), способные перевозить огромные 280-миллиметровые орудия, известные как «атомная пушка». Всего в 1952-1953 годах построено 66 подобных «тяни-толкаев»; они поступили в части, расквартированные в Германии.

Фото 8
Фото 9
Фото 10

Неудивительно, что Германия стала родиной известных в послевоенном мире тяжеловозов Schelierle. И естественно, в гамме выпуска есть модули формулы 8х8. Что наглядно демонстрирует одна из моделей 70-х годов, где 8 гидромоторов приводят в движение каждую из управляемых пар 2-скатных колес (фото 11). А 2 модуля, как в прежней американской конструкции, способны на транспортировку супергигантских грузов (фото 12). Но это уже другая формула.

Фото 11
Фото 12