Фламинго к полету готов!

Пришла пора расстаться с моей знаменитой «ставридой» («Таврией») – машиной, громившей иномарки на ледовых трассах и покорявшей непроходимые перевалы вместе с джипами.

– Пока новую не взял, покатайся на «федеративном» 407-м, – успокоил меня С.Поспелов (председатель АФАС). – Только его чуть-чуть подремонтировать надо, – добавил Сергей.

Если чуть-чуть, то ладно; «Москвич» хоть и 60-го года (тот самый, что участвовал в ретропробеге по Горному Алтаю), но в отличном состоянии. Что означает отличное состояние для без малого полувековой машины, понимаешь позже…

Меня честно предупредили, что у «розового фламинго» (так назвали «москвича» еще во времена пробега) тормоза не очень и есть кое-какие нелады с рулевым. Позже выяснилось, что тормозов у него нет вовсе. Цилиндрики текут ручьем, «ручник» закис, да и механизм его регулировки в колесах развалился на части. Зато барабаны и колодки почти не изношены – еще бы, при такой смазке… Зеркала тормозных цилиндров изъедены раковинами и исцарапаны. Бывалые продавцы запчастей, увидев ретродетали, делали большие глаза…

Для ретроавтомобиля — только ретротормозная жидкость БСК выпуска 70-какого-то года

Истерев за 2 дня рулон наждачки, привел цилиндры в «божеский» вид. Главный тормозной тоже «потел», но зеркало у него идеальное. Чем же тогда изгрызены манжеты?.. По книжке, бачок тормозной жидкости (металлический) закрывается резиновой пробкой с дренажным отверстием. А тут пробка глухая; странно… Разобрав пробку, обнаруживаю полувековой брак! Отверстие есть, но из-за дефекта литья оно несквозное. Как же оно работало почти 50 лет? Где дрель-то…

Устранение полувекового брака досверливанием дренажного отверстия в пробке тормозного бачка

Заменил сайлент-блоки нижних рычагов передней подвески: вместо оригинальных подогнал рессорные втулки, которые годятся куда угодно, включая «японцев» и «европейцев». Перебрал резьбовые втулки – сайлент-блоки середины прошлого века, смазав их «ретронигролом». Разобрался с механизмом регулировки углов установки колес; однако правая покрышка уже «сожрана», где-то надо брать новую.

Как досадно, что нет нормального руководства по ремонту. А может, и к лучшему; а то прочитаешь: «Воспользуйтесь приспособлением №12345в» – и скиснешь.

Рулевая трапеция жива, но «пыльники» рассыпались, а новые идут неохотно. Так, что тут с рулевым редуктором? Течет, потому как не затянута регулировочная контргайка рулевого вала. Она 8-гранная, что не имеет значения, поскольку стоит гайка насмерть, несмотря на попытки стронуть ее зубилом и кувалдой! Неужели придется снимать рулевое – в сборе с механизмом переключения передач? Ведь в книге говорится, что «при известной сноровке регулировку можно проводить без снятия с автомобиля». Эврика! Оказывается, редуктор, притянутый к лонжерону тремя болтами, защемляет регулировочную гайку. «Известная сноровка» означает всего лишь необходимость открутить редуктор от лонжерона.

Вода по новым шлангам заполнила систему охлаждения и сразу начала вытекать в салон из системы отопления… Лишь малая толика тех работ и затруднений, с которыми пришлось (и еще предстоит) столкнуться при реанимации машины в «отличном» состоянии. Дополнительные сложности придает ее оригинальность: у нее все «родное», включая краску, и все нужно сохранить (резинки не в счет).

И потом в середине августа «москвичу» (и «унимогу» тоже) предстоит пройти тысячи километров по самым разным дорогам и бездорожью – в гранд-пробеге, посвященном юбилею Алтайского края.

И все же удивительно, что гайки откручиваются, а не срубаются зубилом, как случается с машинами на порядок свежее.

Кстати, в процессе ремонта мне открылся интересный способ чистки аккумуляторных клемм: достаточно опустить их в стакан с водой! А сейчас где-то надо найти свечи А8…