Еврогибриды

Еврогибриды. Astra Diesel Hybrid

Европейские автомобилестроители до последнего сопротивлялись моде на «гибридные» силовые агрегаты. Экспериментальные модели с двигателями внутреннего сгорания на водороде или с топливными элементами (ТЭ) – да, а вот комбинированные бензин-электрические агрегаты оставались монополией Honda и Toyota. Однако теперь, когда в движение за «гибридизацию» стали активно включаться и американцы, в Старом Свете тоже встрепенулись. Ведь этак недолго и от «парохода современности» отстать – навсегда.

европейский гибрид Astra Diesel Hybrid

Надо сказать, европейские решения отличаются своеобразием. Вот прототип Astra Diesel Hybrid, выставленный на NAIAS 2005 от Opel, c «гибридным» силовым агрегатом AHS2 (Advanced Hybrid System 2 – продвинутая гибридная система 2). «Гибрид полный», то есть Astra способна двигаться и без запуска д.в.с. – на электротяге. В основе силовой установки – фирменный 1,7-литровый турбодизель CDTI, настроенный на 125 л.с. максимальной мощности и на 280 Нм крутящего момента. Дизель работает с гидромеханическим «автоматом», в корпус которого встроены 2 вспомогательных электродвигателя мощностью в 30 и 40 кВт. Один из них действует по совместительству как альтернатор-стартер, то есть подпитывает тяговый аккумулятор (рекуперирование кинетической энергии автомобиля при замедлении), а также запускает д.в.с. в режиме «старт-стоп». Никель-металлгидридный аккумулятор от Varta емкостью 1,3 кВт-ч весит 35 кг.

европейский гибрид Astra Diesel Hybrid
Opel Astra Hybrid: плоский никель-металлгидридный аккумулятор размещается под полом багажника

И в чем же своеобразие? В том, что д.в.с. у «астры» не бензиновый, а дизельный. Ведь и американцы, и японцы прибегают к «гибридным» силовым агрегатам как раз чтобы обойтись без воспламенения от сжатия. Ну не любят они дизельные двигатели, да те и в самом деле не подарок. Европейцы – напротив – до последнего времени шли по пути «дизелизации» автотранспорта и отказывались от «гибридов». Но когда увидели, что «гибридизация» неизбежна, то решили комбинировать электротягу с дизелями.

европейский гибрид Astra Diesel Hybrid
Автоматическая коробка передач со встроенными электромоторами (1) и (2)

Получается вроде неплохо: 5-местная Astra Diesel Hybrid способна разогнаться с места до 100 км/ч быстрее, чем за 8 сек., а дизельного топлива она расходует в среднем (EU) меньше 4 л на 100 км пробега. Симптоматично, что «гибридная» версия стареющей мерседесовской S-ки, показанная там же в Детройте, тоже оснащена турбодизелем! Фирменный CDI развивает до 260 сил и выдает до 560 Нм крутящего момента, тогда как мощность комбинированного силового агрегата достигает 340 л.с. Дизель состыкован с доработанным «автоматом» 7G-Tronic, который обходится, между прочим, без гидротрансформатора (да и зачем он – при 7-то скоростях). Как и у «астры», в трансмиссию встроены 2 электромотора (то есть, «гибрид полный»), емкость никель-металлгидридного аккумулятора 1,9 кВт-ч.

европейский гибрид Astra Diesel Hybrid
Модульный силовой агрегат Mercury Meta One с V-образным bi-турбодизелем

С места до 100 км/ч «гибридный» седан S-класса разгоняется за 7,6 сек., а дизтоплива расходует в среднем 7 л на 100 км пути. Массивный флагман Mercedes заметно экономичнее, чем ВАЗовская «калина»! Так, может, выгоднее (по топливу) ездить уже на таком «мерсе», чем на машинах Golf-класса? Светлые перспективы «гибридизации» по-европейски. Кстати, DaimlerChrysler AG здесь сотрудничает с General Motors; соединив усилия, два гиганта способны таких дров наломать…

европейский гибрид Astra Diesel Hybrid
торой электродвигатель приводит задние колеса Meta One

Справедливости ради надо упомянуть и фордовский прототип Mercury Meta One (выставленный на той же NAIAS 2005. Полноприводник с «гибридным» силовым агрегатом, который «синий овал» заимствует у Toyota, тоже комплектуется не бензиновым, а дизельным двигателем. V-образная 2,7-литровая «шестерка» совместной конструкции Ford-PSA уже монтируется на шасси Jaguar S–type и Peugeot 607, а теперь встроена в ту же схему: 2 электродвигателя, тяговый аккумулятор, тиристорный коммутатор. Правда, 2-й электромотор вынесен к задней оси и приводит другую пару колес: 4WD. Крутящий момент комбинированного силового агрегата достигает внушительных 585 Нм, причем по выбросам вредных веществ Meta One укладывается в жесточайшие американо-японские нормы PZEV (Partial Zero Emission Vehicle – автомобиль с частично-нулевым выхлопом). Bi-турбодизель европейский, «гибридная» техника японская, а конструкция получилась американская…