Экзамен для шин

Экзамен для шин

Для опытных водителей не секрет (для новичков, возможно, и открытие), что хорошее состояние шин – залог безопасности на дороге. Так, повышение коэффициента сцепления с ходовой поверхностью существенно уменьшает возможность – тьфу, тьфу, чтоб не сглазить! – аквапланирования и прочих неприятностей. Узнать больше о хороших шинах помогают тесты.

В редакцию журнала «Турбо» пришло приглашение к участию в испытаниях новых летних (готовь телегу зимой!) шин от Nokian Tyres. Тестирование проводилось в Санкт-Петербурге; в нем принимали участие корреспонденты российских автожурналов, представители торговых фирм, а также известный автоспортсмен, мастер спорта, чемпион России Алексей Дудукало. Из новосибирцев пригласили представителя Росшины (сеть магазинов «Колесница»), а единственным приглашенным корреспондентом от новосибирской автомобильной прессы оказался ваш покорный слуга.

Виктор Жигулин готовится к старту
Ведущий рубрики «Секреты вождения» Виктор Жигулин готовится к старту

Семьдесят лет назад изделия Hakkapeliita стали первыми в мире зимними шинами. С тех пор финская Nokian Tyres прочно заняла место лидера – как продуцент лучших в мире зимних покрышек (смею утверждать на основе многолетнего личного опыта) и, как известно, с 2006 года выводит на рынок новую летнюю резину для легковых автомобилей. Одновременно с производством уже зарекомендовавших себя покрышек запускается новое семейство летних (дождевых) шин. Они теперь называются Hakka («хакка»). Hakka – по зимней резине Hakkapeliita. Покрышки знаменитой марки специально готовятся для сложных северных условий, кои характерны и для России. Погодная и дорожная специфика требует от резины особых свойств. Учитывая особые требования, Nokian Tyres и совершенствует свою продукцию. Весной 2007 года в России начнется продажа летней резины нового поколения Nokian Hakka. Первенцы нового семейства – высокоскоростные шины с индексами Н (210 км/ч) и V (240 км/ч).

У покрышек Nokian Hakka H и Nokian Hakka V совершенно одинаковый рисунок протектора. Разница – в неодинаковом составе резиновой смеси и во внутреннем строении шины. В обеих конструкциях работают оптимальные решения – для лучшего поведения на дороге на максимальной скорости, согласно своим скоростным индексам. Самая скоростная шина Nokian Hakka V жестче, и конструктивное решение делает шину «спортивнее». Поперечные канавки в наружной части плечевой зоны заканчиваются ковшеобразными чашечками. Такие фигурные направляющие для отвода воды улучшают безопасность движения и сокращают разбрызгивание воды на лобовое стекло и высоко в стороны.

Новейшие технические решения, используемые в обеих конструкциях, положительно влияют на безопасность и, что немаловажно, улучшают износостойкость. Несимметричный рисунок протектора изнутри и снаружи – не просто из оригинальности, а ради эффективного противодействия аквапланированию!!!

По мнению большинства участников тестирования, это – прорыв в создании дождевой шины (до сих пор ДОЖДЕВЫЕ покрышки известны только в автогонках). Отвод дождевой воды из внутренней зоны основан на принципе РУЧЕЙ-РЕКА. Специальные дренажные направляющие и узкие канавки быстро удаляют воду из пятна контакта шины с дорогой. На водяной «подушке» в 10 мм новая шина Hakka (205/70R16) при скорости 75 км/ч отводит 43 л воды в секунду. Тем самым риск аквапланирования при названной скорости исключен.

Пустить машину в занос на покрышках Nokian оказалось не так-то просто
Пустить машину в занос на покрышках Nokian оказалось не так-то просто

Шашечки на наружной плечевой зоне связаны единым прочным ребром, безопасность повышается благодаря 3-м усиленным продольным ребрам. Плюс несимметричная выборка канавок, что улучшает управляемость на высоких скоростях. Шина цепко и уверенно держит дорогу, машина остается чуткой и послушной.

Уменьшению шума способствует единая наружная плечевая зона. Эффект в том, что шашки протектора сохраняют устойчивость в разных режимах движения. Возникновению шума и неприятного воющего звука у новых шин Hakka препятствуют возвышенности и полости в продольных канавках, которые правильно ориентируют воздушные потоки. При разработке каркаса и подборе материалов ставилась также задача смягчения ударов и звука, идущего от соприкосновения колес с дорожным покрытием. Теперь шины с индексами скорости Н и V акустически комфортны.

На новых шинах, как и прежде, есть индикаторы износа шин (в обновленном виде). Кроме индикатора износа протектора (цифры) на шинах появился индикатор, предупреждающий водителя о риске аквапланирования. Символ в виде капли, которая стирается по мере эксплуатации и исчезает к тому моменту, когда высота протектора уменьшается до 4 мм или ниже. На покрышке появился символ в виде березового листа, означающий, что шина изготовлена из экологичных резиновых смесей. Кроме того, на покрышке можно делать отметки о рекомендуемом давлении в колесах. Правильно накачанные шины способствуют безопасности движения и сокращают расход топлива.

И еще одна суперприятная новость! Поскольку новые шины от Nokian Tyres пойдут в продажу только в Финляндии, Швеции, Норвегии, России, Казахстане и Украине, то соответственно и гарантия действует только в этих странах. Гарантия, о какой, как мне кажется, мы не могли и мечтать! Если шина правильно смонтирована на диск и при нормальной эксплуатации получила повреждение, то взамен нее покупатель получит точно такую же бесплатно. Гарантия на шины Hakka действительна до износа протектора с глубиной канавки не менее 4 мм. Концерн Nokian Tyres устанавливает на резину Hakka гарнтийный срок 3 года!

Как уже говорилось, тестирование проходило в Санкт-Петербурге – на стадионе им. С.М. Кирова. Новые шины установлены на 11 автомобилях различных марок. Первым пошел Nissan Teana (передний привод). Прохождение 100-градусного сухого виража на скорости 70 км/ч – никакого намека на занос. На трассе таких виражей несколько. Так, участников ожидает резкий поворот (7-й категории сложности) – почти на 180° при скорости 60 км/ч; устойчивость автомобиля не вызывает никаких нареканий. Следующим стартовал Ford Mondeo с передним приводом. На виражах особой разницы в поведении автомобилей на резине Hakka не наблюдалось. И не важно, моно- или полный привод у машины, чисто войти и гарантированно выйти из виража не составляет особого труда. Последним вышел Lexus IS (задний привод): скорость на вираже – 110, слышно легкое повизгивание покрышек. Сбрасываю до «сотни», слегка поворачиваю «баранку» в сторону крена, и автомобиль послушно выходит из виража, ничуть не отклоняясь от заданной траектории. Какая резина!

Наш караван переезжает на II этап.

Задача такая: на 60 км/ч пройти по трассе, в плане напоминающей греческую букву «омега» – только с острыми углами. Вроде и не сложно, но… трассу все время поливают водой. Тем не менее покрышки оказались на высоте! Иногда, правда, приходилось экстренно оттормаживаться. В упражнении стала заметна разница в поведении переднего привода и «классики» (но только в управлении). У водителей тест-покрышки вызывали искреннее восхищение.

Этап III: фигурное вождение на время. Размеченная трасса напоминает наши отечественные дороги с ямами и ухабами. Ведь резина предназначена в первую очередь для российских дорог, а значит, испытания должна пройти в натуральных – самых жестких – условиях. Мы с удовольствием поиздевались над финской резиной. К чести сказать, не наблюдалось ни одного пробоя, ни одной «грыжи». Одним словом, супер!

Таким образом, в течение 6 часов шины подвергались различным воздействиям с максимальными нагрузками. Разумеется, тесты носили субъективный характер, но в условиях, приближенных к реальным, и позволяли почувствовать запас надежности и управляемости новых моделей. Хочу отметить, что при вождении в спортивном стиле пятно контакта шины с дорогой оставалось практически неизменным. То есть, у покрышки мощный каркас с запасом прочности в расчете на высокие эксплуатационные нагрузки. Кроме того, появился дополнительный элемент, еще повышающий безопасность. Уплотнительное кольцо Mudstopper, которое защищает колесо от попадания песка и грязи между диском и шиной.

Чемпион России Алексей Дудукало одобрил новую покрышку Hakka
Чемпион России Алексей Дудукало одобрил новую покрышку Hakka

По окончании испытаний я поделился впечатлениями с Алексеем Дудукало и попросил его ответить на несколько вопросов. На мой вопрос о том, на резине какой марки в повседневной жизни предпочитает ездить он сам, чемпион России ответил:

– Зимой – однозначно – только на Nokian Hakkapeliitta, а вот летом… После сегодняшнего тестирования придется пересмотреть свое отношение к летней резине. Возможно, в пользу новой покрышки Hakka.

Согласен. Меня тоже поразила новейшая модель. Признаюсь, я предпочитаю зимнюю резину Nokian. К летней у меня свое отношение, но новые покрышки Hakka, которые мне довелось испытать лично, радуют.