Чинквеченто

Чинквеченто. FIAT 500

Полвека назад в свет вышел миниатюрный «фиатик» — легендарный Cinquecento (итал. — пятьсот). Одновременно с ГАЗ-21 в нашей солнечной стране. Скажем прямо, «волга» выглядела несравненно круче; правда, того повсеместного признания, что «пятисотый», она не завоевала.

Молодые люди обожают машинку, которая будто выстроена по их меркам

А в начале июля FIAT Automobiles SpA выводит на европейский рынок другого Cinquecento – образца 2007. На самом деле тут хорошо известный Panda – в 3-дверном исполнении, искусно стилизованный под модель 50-летней давности. Видно, итальянские автомобилестроители надеются разыграть историческую карту и как-то оживить интерес к своей главной марке; дай им Бог!

Новый «пятисотый»: великолепный образец итальянского дизайна

Самый первый FIAT 500 – воплощенное обаяние по прозвищу Topolino (итал. – мышонок) – запущен в серию 70 с лишним лет назад и к началу 50-х стал выпадать из «картинки». Создатель «мышонка», главный фиатовский конструктор Dante Giacosa к 1955 дал жизнь модели 600 (черты которой, между прочим, отчетливо просматривались в конструкции и облике нашего «горбатого»). А летом 1957 на свет появился Nuova (новый – по тем временам) 500 с 2-цилиндровым моторчиком воздушного охлаждения.

Истинный микроавтомобиль – за пару лет до рождения Mini от британской марки Austin/Morris. FIAT 500 настолько же меньше советского ЗАЗ-965, насколько «горбатый» компактней нового Cinquecento. Длина того «пятисотого» – 2970 мм, ширина – 1320, высота – 1325; колесная база – какие-то 1840 мм. Посадочная формула – 2+2, то есть, взрослые устраивались спереди, а сзади – только дети. Причем в плечах поджимало, а далеко продвинутые вперед педали едва размещались между кожухами колес.

Компоновка, как видите, своебразная: двигатель вынесен в задний свес, 4-ступенчатая КПП перед осью. «Развесовка» еще та: у снаряженного «фиатика» на переднюю ось приходилось только 43,5% массы, на заднюю соответственно – 56,5%. Врожденная склонность к избыточной поворачиваемости. Впрочем, не так уж и плохо для заднемоторного авто; у скандально известного Chevrolet Corvair образца 1960-1964 выходило и вовсе 38/62…

FIAT 500 образца 1957: в тесноте, да не в обиде

«Пятисотый» оснащался 4-клапанным (не на цилиндр, а на все про все) двигателем рабочим объемом 479 миллилитров. Округленно 500 – отсюда и обозначение модели. Разумеется, карбюратор; со степенью сжатия 6,55(!) моторчик выдавал до 15 л.с.1 при 4250 мин-1, наибольший крутящий момент – 3 кгм. Немного — даже для автомобильчика снаряженным весом неполных 490 кг. Так что с места до «сотни» заводской Nuova 500 не разгонялся ни за какое время; объявленная максимальная скорость – лишь 92 км/ч. Правда, «пятисотого» жестоко тюнинговали: двигатель «растачивали» за 600 «кубиков», а мощность поднимали под 40 л.с. Страшное дело.

Nuova 500 катился на (диагональных) покрышках размером 125-12. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах (с поперечной листовой рессорой в роли нижних рычагов), сзади – на косых рычагах и винтовых пружинах. Склонность к избыточной поворачиваемости еще сильнее. Архаический рулевой механизм (червяк-сектор), барабанные тормоза «по кругу». И по части комфорта пассажиров не баловали: так, салон обогревался воздухом прямо от системы охлаждения двигателя; утверждается, что выхлопные газы никогда не проникали в пассажирское помещение. Зато «пятисотый» оснащался опускающимися (а не сдвижными) дверными стеклами – с рукоятками привода. А сегодня вы не представляете себе жизнь без элетростеклоподъемников… Еще в комплект входила матерчатая крыша: скатал – и рассекай на свежем воздухе. Вполне по средиземноморскому климату.

Скромная машинка; но если будучи в Италии вы произнесете Cinquecento, то и теперь каждый там поймет, о чем вы. С 1957 по 1975 выпущено 3 млн 678 тыс. Nuova 500, не считая вариаций на тему – вроде Autobianchi Bianchina или редкостной Vignale Gamine с плетеными сиденьями. По словам миланских экспертов, в наши дни «пятисотый» образца 1957-1960 станет в 10 тыс. долл. – независимо от состояния машины; еще в 10 тыс. обойдется ее полная реставрация. Не бесплатно – при сомнительном комфорте (стрекот моторчика, завывание вентилятора воздушного охлаждения) и никакой динамике. Но охотники – особенно среди молодежи – не переводятся, и бизнес процветает.

А Cinquecento образца 2007? Само собой, ровно никакого отношения к «пятисотому» полувековой давности: 3-дверный переднеприводный «хэтчбек» с бензиновыми и турбодизельными «четверками» жидкостного охлаждения. Мощностью от 69 до 100 л.с., состыкованные с ручными 5- или 6-ступенчатыми КПП. Конструктивно ничем не отличается от Panda, хотя на взгляд весьма выразителен. Очередная ретро-реплика – вроде баварского Mini или фольксвагеновского new Beetle; такие автомобили какое-то время пользуются вниманием, но довольно скоро приедаются.

По комфортному оснащению с современным Cinquecento не сравнится даже флагман итальянского автомобилестроения конца
50-х — Lancia Flaminia

Длина нового «пятисотого» – 355 см, ширина – 165, высота – 149; колесная база – 230 см (в точности Panda). Резина 185/65R15; сравните с оригиналом. Cinquecento готовится к выпуску на фиатовском заводе в польском городе Tychy – в расчете на всю Европу. А к нам они не попадут: ностальгией по 50-м мы не страдаем и переплачивать за сентиментальные воспоминания навряд ли захотим.


1 Объявленная мощность; по испытаниям в НАМИ – только 13 л.с. (с воздухофильтром и вентилятором охлаждения).