Битвы стальных мустангов

История, как и многие вещи, связанные со временем, имеет свойство возвращаться к уже пройденным этапам. История мотостроения также подвержена цикличности. При взгляде на рынок мототехники создается впечатление, что мы живем не в двадцатом, а в девятнадцатом веке. Судите сами.

Что происходило в конце прошлого столетия? Давайте вспомним пару наиболее примечательных фактов.

Германия, Канштатт, октябрь–ноябрь 1885 года. Вильгельм Майбах и Готтлиб Даймлер построили первый в мире мотоцикл. Не беда, что EINSCHPUR, как его назвали, имел деревянную раму, двигатель мощностью всего полторы «лошадки», а также прозвище «дедушкины часы», полученное за обилие шкивов. Главное — он ЕЗДИЛ!

Второе интересующее нас событие тоже произошло в Германии, но уже в Мюнхене. В 1894 году Генрих и Вильгем Хильденбранд вместе с Алоисом Вольфмюллером открыли завод имени себя самих — Hildenbrand & Wolfmuller — первое в мире предприятие по выпуску мототехники.

EINSCHPUR сгорел при пожаре в 1903 году, сейчас в заводском музее DAIMLER BENZ выставлена его точная копия. Завода Hildenbrand & Wolfmuller больше не существует, но память о нем — в веках. Не зря эти два события занесены в «Книгу рекордов Гиннеса».

К чему я все это рассказываю? А к тому, что ситуация в мировом мотостроении напоминает ту, что была сто лет назад. Цивилизованный мир, кажется, сходит с ума от мотоциклов. Лавинообразно растет число новичков мотоциклетного бизнеса: VOXAN, BOXER, HUSABERG, HIGHLAND… Дальше можете продолжить сами. Другая тенденция — воскрешение знаменитых в прошлом мотоциклетных марок: TRIUMPH, LIAVERDA, MV AGUSTA, HOREX, а на подходе, говорят, «толпятся» VELOCETTE, BROUGH SUPERRIOR, AJS, VINCENT и еще Бог знает кто!

Для примера давайте возьмем какой-нибудь емкий рынок, не отличающийся многообразием местных производителей. Оглянувшись вокруг, мы не найдем ничего лучше, чем переместиться за океан, в Соединенные Штаты Америки.

Что собой представляет мотоциклетная промышленность США? Известно что! «Американская легенда», «Дух свободы» — Великий и Ужасный HARLEY DAVIDSON. Велик он объемами продаж. Шутка ли, продавать по 111000 в год одних только чопперов и «туристов»! Ужасен же — ценами. На американском рынке вилка стоимости колеблется от $9000 до $23000. Но ни высокие тиражи, ни даже огромные цены не могут уменьшить очереди желающих на себе ощутить «дух свободы». Самую доступную модель SPORSTER приходится ждать три года, если же вы хотите приобрести что-то из семейства SOFTAIL или классический ROADKING — запасайтесь терпением года на полтора!

harley-davidson road king/efi
Великий и ужасный harley-davidson road king/efi

При таком раскладе вполне естественно нежелание руководства HARLEY DAVIDSON снижать цены. Если, чтобы истратить все свои сбережения, люди готовы стоять в очереди столько времени, — зачем суетиться? Не проще ли на базе имеющегося набора рам, двигателей и топливных баков создавать по паре моделей–«пилотов», призванных просуществовать лишь год; да раз в пару лет менять одну модель из производственной программы на другую, точно такую же, отличающуюся от прежней лишь названием и декоративными элементами? Но подобная тактика ведет к застою и, в конечном счете, саморазрушению. Правда, в последние годы HARLEY DAVIDSON начал понимать — в его действиях что-то не так. Над новыми моделями стали работать не только стилисты и дизайнеры, но и конструкторы с инженерами. Но не слишком ли поздно? И если да, то какой смысл в строительстве нового завода, с которым в начале XXI века HARLEY DAVIDSON надеется перекрыть в призводстве 200-тысячный рубеж?

Вы до сих пор думаете, что «американская легенда», по-прежнему, — король мотоциклов в США и прочно держит рынок в своих руках? Не все так просто! Да, конечно, американцы — люди патриотичные, и никакие чопперные изыски японцев не могут поколебать веру HARLEY DAVIDSON в свою непогрешимость. Что там, кроме «японцев»? Итальянский MOTO GUZZI? Ну так его внешность далеко не полностью соответствует американскому стилю, да и V-образная «двойка» положена в раму неправильно — вдоль, а не поперек. Едем дальше. MORINI? Ну так эта марка умерла, не выдержав сопернинества. BMW? Но разве его R1200С похожа на чоппер? Да и двигатель — вот потеха! — какой-то там оппозит…

Нет, заморских «гостей» HARLEY не боится. Но тогда почему эта компания стала больше внимания уделять опытно-конструкторским работам и выпустила на рынок семейства DYNA и ELECTRA GLIDE с новым двигателем? Сей ларчик открывается очень просто. Те немногие счастливчики, присутствовавшие два года назад в ресторане PLANET HOLLYWOOD города Блумингтон, стали свидетелями исторического события — презентации новой американской мотоциклетной марки VICTORY, символизирующей своим названием победу стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Появление VICTORY стало для HARLEY полной неожиданностью. А сама модель VICTORY V92C стала реальной угрозой позициям HARLEY DAVIDSON серии HERITAGE SOFТAIL. Смотрите, сколько у них общего: классический стиль, задняя подвеска, имитирующая жесткую, привод на заднее колесо зубчатым ремнем, шестнадцатидюймовые колеса, обилие хрома, никакого пластика, — только сталь!… И, что немаловажно, VICTORY — это АМЕРИКАНСКАЯ марка, созданная АМЕРИКАНСКИМИ инженерами и построенная силами АМЕРИКАНСКИХ рабочих! Любят штатовские обитатели все, что несет на себе клеймо Made in USA… Последний штрих для полной картины: едва появившись в продаже в этом году, VICTORY уже имеет тонну полезных и бесполезных аксессуаров.

Victory v92c
Victory v92c — «дружеский» удар в челюсть harley-davidson

С врагом надо бороться его же оружием. Создай из своего автомобиля культ — и успех ему обеспечен. Естественно, VICTORY появилась не из ничего. Собственно говоря, VICTORY MOTORCYCLES является отделением мощного концерна POLARIS INDUSTRIES Inc., захватившего 80% рынка США по продажам снегоходов, квадрициклов и водных мотоциклов. Вполне естественно, что такой монстр, как POLARIS, в отношении своего детища лелеет наполеоновские планы, в достижении которых ему призвана помочь цена — она должна находиться между HARLEY DAVIDSON и его японскими конкурентами.

Но недавно произошло событие, которое может спутать все карты VICTORY MOTORCYCLES. Если явление VICTORY можно расценивать как дружеский удар HARLEY DAVIDSON в челюсть, то иначе, чем «пинок ниже пояса», второй «сюрприз» охарактеризовать нельзя. «Индеец» ожил!

Indian
Восставший из могилы indian

Да, тот самый INDIAN, что не давал HARLEY DAVIDSON спать спокойно вплоть до 1953 года (даты своей кончины), теперь воскрешен. «Воскресение» могло произойти еще раньше, если бы вокруг права обладания громким именем не развернулось настоящее сражение. В конце концов, победителем вышел американо-канадский концерн INDIAN MOTORCYCLES COMPANY. Эта компания, основанная в 1991 году, сделала себе имя на производстве одежды и аксессуаров с маркой INDIAN, а также на реставрации многих уцелевших «индюков». Как сказал Мюррей Смитр — президент компаании INDIAN — «В 2001 году, когда марка INDIAN отметит свой 100-летний юбилей, мы будем выпускать уже 25000 мотоциклов ежегодно». Примерно с десяток предсерийных INDIAN CHIEF проходят сейчас интенсивные испытания. Взгляните на фотографию одного из них. Вот он, — «вождь краснокожих», «убийца» HARLEY DAVIDSON и «заклятый друг» VICTORY! Теперь дело за малым: запуск в серию и «давка» конкурентов.

Вы скажете, пусть появляются, воскресают, а нам-то какое дело? Объясняю на пальцах. HARLEY DAVIDSON строит новый завод, намереваясь увеличить выпуск продукции в два раза. Но тут появляется VICTORY с мечтой о мировом господстве. Следом за ней вылезает из могилы INDIAN с не менее амбициозными замашками. Как эта троица может выжить в жестокой конкуренции друг с другом? Есть два пути. Первый — снижение цены. Это понятно даже школьнику и объяснения не требует. Второй — массированный выход на новые рынки сбыта. Теперь же догадайтесь с трех раз, какой рынок можно сравнить с бездонной бочкой, в которую сколько не кидай — все мало? Ну, правильно, Россия!  И не надо мотать головой, поминая разными словами кризис, чехарду в правительстве, отцов-депутатов и курс доллара. Сядьте, выпейте пива, успокойтесь и ждите дешевых HARLEY!