Безопасность: программа и реальность

Безопасность: программа и реальность

Безопасность дорожного движения в нашей стране под серьезным вопросом: у нас ежегодно регистрируется непомерное количество автомобильных происшествий. Еще сильнее впечатляет число погибших и пострадавших в них.

Государство и безопасность

Статистика хоть и упрямая штука, но опять же – как посчитать. В России погибшим считается умерший в течение 7 дней после ДТП. Значит, раз кто-то скончался – от травм, полученных в ДТП, – на 8-й день, он проходит не как погибший, а как пострадавший. Если же учесть всех, то, по оценкам специалистов, мрачную статистику надо увеличивать процентов на 20. А ведь в 2006 году и по официальным-то сведениям в России погибли 35 тыс. человек…

Нужны серьезные шаги на государственном уровне, чтобы в корне изменить ситуацию. Ведь в дорожное движение вовлечены практически все граждане – в роли водителей, пассажиров или пешеходов. За безопасность на дорогах отвечают многочисленные министерства и ведомства, а поэтому не отвечает никто.

Россияне не видят внятной целенаправленной, последовательной и принципиальной государственной политики в жизненно важной сфере. Хотя начиная с 1996 года принимались программы безопасности дорожного движения, выделялись и тратились немалые средства, проблему они не снимают.

А Что в Новосибирске?

Вот и новая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-12 годах». В Новосибирске прошла научно-практическая конференция по ее реализации, резолюцию даже приняли. Но не видно там государственного подхода к наболевшему вопросу. Что отличает государственную политику? В ней четко выражаются приоритеты, ориентиры, цели, средства достижения поставленных целей. Однако инициатива сверху артикулирована слабо, оттого невыразительно и местечково звучит отклик провинции: одобрить проект программы подготовки водителей, усилить требования к автошколам, взаимодействовать…, активизировать…, рекомендовать… Более или менее реальное достижение – создание экспериментальной площадки «Автогород» и учебно-методического центра.

Ведение уроков по ПДД с детского сада и до старших классов – нужное дело. Воспитывать культуру поведения на дорогах у курсантов – будущих водителей – бесспорно. Но необходим комплекс мер.

А где в программе пропаганда? Билборды «Папа, не пей!» – замечательно, но мало. Вот интересно, что в развитых странах государство тратит немалые деньги на социальную рекламу. В чистой Америке, где асфальт будто вымыт с порошком, власти штата заказывают на ТВ ролик о том, что не стоит бросать где попало пластиковую посуду. Сберегаем природу – раз, пластик идет в переработку – два; и если донесешь бутылку до контейнера, – ты настоящий парень и помогаешь Америке. Три!

Как известно, автоспорт – мощный агитатор. Причем не обязательно профессиональный. Но вот тут в Новосибирске совсем неважно. Стыдно, но у нас так и нет приличной трассы ни для «джип-триала» (в Раздольном держится только на личном энтузиазме), ни для автокросса, ни для заездов на четверть мили. Место для трековых гонок есть (мотодром РОСТО), да вот беда – автогонщиков мало. Кто растит смену Валерию Иванову, Владиславу Мажарову и другим нашим героям? Уже набил оскомину вопрос по комплексу гоночных трасс. В «Турбо» уже не раз говорилось, что общественным объединениям, клубам – проводникам культуры на дорогах – так и не находится места. Хорошо поработать на нашу безопасность может трасса для разного рода гонок. «Байкерам-рейсерам» не придется устраивать полулегальные соревнования в малопригодных местах. На трассе энтузиасты смогут пробовать свои силы, поиграв в «шумахеров» в субботу-воскресенье. Да и в деле пропаганды технических видов спорта она сыграет не последнюю роль. А чиновники считают, что, эпизодически разрешая «дрэг-рейсинг» на строящейся(!) взлетно-посадочной полосе в Толмачево, они уже вправе ставить «галочку».

Но и пропаганда везде, где возможно, – лишь часть решения трудной задачи.

Реформа по Похмелкину

Надо сказать, серьезный подход к делу безопасности у депутата Государственной думы Виктора Похмелкина. Его идея такова: во многих странах действуют специальные службы, отвечающие за безопасность дорожного движения. Скажем, в тех же США есть Национальная администрация по безопасности дорожного движения. С подчинением непосредственно президенту. Основных функций три: предупреждение ДТП, сокращение смертности и тяжести последствий в них – и борьба с заторами.

Подобный орган должен быть и в России. При нем должны состоять и технические службы, которые проводят технический осмотр автомобилей. Именно ему следует заниматься учетом и регистрацией машин. Именно при нем обязана состоять дорожная полиция. Чиновников особенно смущает, что такой орган не имеет, по замыслу, никакого отношения к МВД. Депутат предлагает вывести ГАИ-ГИБДД из полицейского министерства, задача которого – поиск нарушителей, виновных, их наказание и т.д. Соответственно и набор мер: ужесточить, усилить, покарать и пр. В одном из интервью В. Похмелкина говорится: «Опыт показывает, что если переориентировать ГАИ на другие, социальные цели, то ситуация сразу меняется. Так, в моей родной Перми при прежнем губернаторе проводился эксперимент, когда зарплату сотрудников дорожно-патрульной службы стали привязывать к количеству ДТП. Прежде с них спрашивали в лучшем случае за выявленные нарушения. Вероятно, за деньги, которые они собирали помимо штрафов. А тут начали не просто спрашивать, а еще и мотивировать: меньше аварий – получай премию, вполне ощутимую. До того сотрудников ГИБДД не интересовало, работает светофор или нет, сколько и какие ямы на дорогах, какие там знаки. Они предпочитали прятаться в кустах и ловить нарушителей. Теперь все изменилось: для них важнее предупредить нарушение, чем выявить и наказать. И аварийность снизилась.

Что касается новой структуры – вовсе не обязательно плодить чиновников; надо провести структурную перестановку и перераспределить функции. Главное, нацелить структуру на конкретные результаты. Тогда есть с кого спрашивать – и от ответственности не спрячешься».

По предложению В. Похмелкина, ГИБДД предстоит расстаться с кое-какими «хлебными» функциями. Ей остается следить за порядком на дорогах, регулировать потоки, выявлять нарушителей. А сейчас она регистрирует автомобили, техосмотр проводит, водительские права выдает – да еще и задание по штрафам выполняет. Где уж тут порядок наводить.

Вместе с тем депутат предлагает комплекс мер по повышению безопасности на дорогах, касающийся обустройства пешеходных мостов и переходов, обучения в автошколах, автострахования, массовой пропаганды ПДД и т.д. И преследования нарушителей. Но главное – не жестокость, а неотвратимость наказания и равенство всех перед законом, считает В. Похмелкин.

Увеличение штрафов

Кто бы спорил, нынешняя 12-я глава КоАП слишком лояльна к нарушителям. Штрафы надо увеличивать, но зачем же так радикально! Опять дальше Садового кольца ничего не видим? И почему опять вилка: «от 2-2,5 тыс. рублей или лишение прав от 4-6 месяцев». Значит, поощряем неравенство перед законом и подталкиваем инспекторов и водителей «утрясать вопрос на месте». А судьи кто? Опять нет четкой формулировки: с кого брать пусть приличные, но только 2 тыс., а кто лишится машины аж на полгода? А когда автомобиль – кормилец?

Теперь коротко о штрафах, принятых Госдумой в первом чтении. Минимальный размер «премии» увеличивается с 50 до 300 руб. Такой штраф, к примеру, предлагается взимать с непристегнутых водителей – или говорящих на ходу по «мобильнику» без соответствующей гарнитуры. Надо сказать, специалисты и ученые считают, что отвлекает не сама трубка, а содержание разговора. Вы включаетесь в общение – и забываете о дороге. Правда, как инспекторам отслеживать: звонил ты по телефону или просто чесал ухо – неясно.

За вождение без удостоверения с вас «снимут» 2500 руб. За движение на «красный» – от одной до 1,5 тыс. руб. (или лишение права управления на срок от 2 до 4 месяцев). За выезд на встречную полосу в зоне запрета – от 2 до 2,5 тыс. (или лишение прав на 4-6 месяцев). Если водитель, лишенный права управления или без водительского удостоверения, еще и пьян, то его ожидают штраф в 5 тыс. руб. или арест на 15 суток. Аресту на 15 суток может также подвергнуться водитель, отказавшийся пройти медицинское освидетельствование.

Превышение лимита скорости на 40­60 км/ч обойдется в сумму от одной до 1,5 тыс. руб. или обернется лишением прав на 2-4 месяцев. А за превышение скорости на 60 км/ч грозит штраф от 2 до 2,5 тыс. – либо лишение прав на 4-6 месяцев.

Штраф за пересечение двойной сплошной линии – 2­2,5 тыс. руб. (или лишение прав на 4­6 месяцев). За невыполнение требования сотрудника ГИБДД об остановке – от 2 до 2,5 тыс. руб. или лишение прав на 1,5­2 года.

В прессе штрафы уже назвали драконовскими и убийственными, идет бурное обсуждение. Действительно, в Кодексе еще есть над чем работать. И, на мой взгляд, самое печальное в новом КоАП’е – вовсе даже не размер штрафов, а наличие очень значительных «вилок». Напрашиваются крамольные мысли: власть вместо того, чтобы обеспечить своим представителям (а разве «гаишники-гибдэдэшники» – не представители власти?) достойное материальное положение, просто «высочайше благословляет» их на сбор дани.   

Хочется верить, что депутаты все же прислушаются к избирателям (да просто – к здравому смыслу!); глядишь, новый закон примет адекватные формы.

Поживем – увидим.

P.S. Зарисовка из жизни. На днях, переходя дорогу в неположенном месте (виноват!), имел возможность наблюдать, как мимо меня проехал автомобиль ГИБДД, водитель которого был без ремня безопасности, увлеченно беседовал по мобильному телефону… И на человека, стоящего между двух насыщенных автомобильных потоков, он, разумеется(!), не обратил внимания…